ВЕРНОСТЬ ИЗБРАННОЙ СТЕЗЕ
Памяти академика В. В. Струминского

В эти апрельские дни академику В.В.Струминскому исполнилось бы 84, но 23 февраля его не стало -- отказало натруженное сердце. На долю Владимира Васильевича выпала трудная, но полная творческих удач беспокойная жизнь. Любой, кто его знал не понаслышке, без всяких колебаний может подтвердить, что В.В.Струминский действительно оставил глубокий след не только в науке, но и в судьбах многих людей, так или иначе сталкивавшихся с ним на жизненном пути. Об этом свидетельствует и то, с каким уважением и вниманием отнеслись к нему сотрудники ИТПМ СО РАН летом минувшего года, когда в таком почтенном возрасте он не побоялся столь дальней поездки для участия на торжествах в честь 40-летия института. Несмотря на нелегкий груз прожитых лет Владимир Васильевич по своему характеру и поведению остался таким же, каким мы знали его лет 30 назад в пору его директорства в Институте теоретической и прикладной механики. Он, как и прежде, искренне интересовался всеми подробностями нынешней жизни института, вникал в мельчайшие детали решаемых научных проблем, подчас далеко перешагивая за обычные рамки этикета почетного гостя. Для старшего поколения сотрудников было не столь уж и удивительно, что В.В.Струминский не пропустил ни одного доклада на юбилейной научной сессии института и не оставил без внимания, а также частых и довольно резких реплик и вопросов ни одного докладчика. Все его вопросы и последующие выступления, как и в прежние годы, оказались острыми и деловыми, и отделаться от его замечаний вполне уместными для юбилейной обстановки шутками или банальными фразами не было никакой возможности. Интересовали Владимира Васильевича практически все институтские дела, касались ли они науки или даже своевременной выплаты заработной платы сотрудникам.

Встретили В.В.Струминского в институте тепло и с большим уважением. Немало приятных слов в юбилейные дни были произнесены в его адрес и нынешними сотрудниками ИТПМ СО РАН, и теми почетными гостями, которые работали с ним раньше и давно уже разлетелись по всей России. Каждый, кто действительно считает Владимира Васильевича своим наставником и учителем, старался держаться поближе и при первой же возможности пытался поделиться с ним возникшими научными идеями и мыслями. Благодаря присутствию В.В.Струминского, юбилейные торжества в ИТПМ СО РАН приобрели какой-то особый оттенок исторической преемственности и практически вылились чуть ли не в чествование этого неординарного во многих отношениях ученого. Вероятно, такой ход событий был связан и с тем, что в институте до сих пор значительная часть персонала составляют те, кто в годы директорства академика В.В. Струминского представлял основной костяк института, а многие были приняты на работу им лично. Хотя Владимир Васильевич возглавлял ИТПМ СО РАН относительно непродолжительное время, именно при нем были созданы основные аэродинамические установки, до сих пор являющиеся гордостью и основным рабочим инструментом исследователей-экспериментаторов. За прошедшие годы на уникальных дозвуковых и сверхзвуковых аэродинамических трубах было получено немало важных и даже уникальных результатов по ламинарно-турбулентному переходу, развитию отрывных течений, влиянию различных параметров течения на аэродинамические характеристики самолетов и ракет, а также по многим другим проблемам современной аэрогазодинамики. В той или иной степени в эти результаты вложен и труд академика В.В.Струминского.

По мере развития вычислительной техники для института весьма плодотворной оказалась идея комплексного использования экспериментальных и расчетных методов исследований. В настоящее время исследования ИТПМ СО РАН в области механики жидкости и газа простираются от малых дозвуковых до гиперзвуковых скоростей, от состояния твердого тела до плазмы и разреженного газа, от почти абсолютного нуля до тысяч градусов по температуре. Именно благодаря работам в области аэрогазодинамики Институт получил мировое признание как один из известнейших исследовательских центров. Используя уникальные возможности накопленного научного потенциала и имеющейся аэродинамической базы, сотрудники института ведут обширные совместные исследования вместе с зарубежными учеными США, Германии, Франции, Китая и многих других стран.

В.В.Струминский родился 16(29) апреля 1914 года в Оренбурге в семье учителя. В 1938 году он с отличием окончил физический факультет Московского государственного университета и был принят в аспирантуру Института физики МГУ. Всего за месяц до начала войны с фашистской Германией Струминский успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную решению уравнения Шредингера для кристаллической решетки сплавов. С сентября 1941 по 1966 годы Владимир Васильевич проработал в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н.Е.Жуковского и прошел путь от старшего инженера до заместителя начальника этого крупного научно-исследовательского центра. Он принял активное участие в создании Московского физико-технического института и с 1948 года в качестве профессора и заведующего кафедрой вел там преподавательскую работу.

...В годы войны авиаконструкторы остро столкнулись с проблемой дальнейшего повышения скорости боевых самолетов-истребителей, а затем и преодоления так называемого звукового барьера. Первоначально многие конструкторы и ученые-аэродинамики считали, что звуковой барьер, связанный с сильным увеличением сопротивления самолета при околозвуковых скоростях полета, вполне можно преодолеть путем простого повышения мощности используемых двигателей. Однако почти все попытки в этом направлении заканчивались авариями и неожиданными катастрофами опытных машин. Как вскоре выяснилось, при приближении скорости полета к скорости звука происходит резкое перестроение обтекания самолета с сильным перераспределением давления на крыльях. При этом почти скачкообразно изменяются устойчивость и управляемость самолета -- он либо разрушается прямо в воздухе от флаттера или входит в неуправляемое пике и разбивается при столкновении с землей. По последней причине 27 марта 1943 года во время летных испытаний потерпел катастрофу и наш первый ракетный истребитель-перехватчик БИ-1. Аналогичная судьба была уготована и для многих других скоростных экспериментальных самолетов во всем мире.

Большой вклад в развитие авиации и, в частности, в решение проблемы звукового барьера внес В.В.Струминский. С 1942 года он включился в разработку теории обтекания скользящих крыльев. На основе большого комплекса теоретических и экспериментальных исследований им был разработан метод аэродинамической компоновки крыла с безотрывным обтеканием его концевых сечений для обеспечения высокой надежности и безопасности полета на больших углах атаки. Вскоре после завершения Великой отечественной войны, благодаря применению стреловидных крыльев из набора тонких профилей, звуковой барьер успешно был преодолен. За разработку и внедрение новых крыльев для скоростных самолетов в 1947 году В.В.Струминскому и группе ученых ЦАГИ была присуждена Государственная премия II степени. В этом же году он успешно защитил докторскую диссертацию.

В нашей стране скорость звука в горизонтальном полете впервые была превышена 26 декабря 1948 года на опытном реактивном истребителе С.А.Лавочкина Ла-176. В этом же году за лучшую работу по теории авиации, разработку скоростных стреловидных крыльев и их внедрение в серийное производство В.В.Струминскому были вручены премия и золотая медаль им. Н.Е.Жуковского, а также Государственная премия I степени. В последующие годы под непосредственным руководством Владимира Васильевича в ЦАГИ создаются новые крылья различных форм для сверхзвуковых режимов полета и оригинальные аэродинамические компоновки самолетов различного назначения. В 1957 году В.В.Струминский был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1961 году за исследования по аэродинамике группа ученых ЦАГИ во главе с ним получила Ленинскую премию.

С 1966 года начинается новая глава в деятельности В.В.Струминского. Еще в годы войны, когда встал вопрос о дальнейшем расширении экспериментальной базы ЦАГИ, возникла идея о создании его филиала в глубоком тылу подальше от границ государства, под Красноярском. Тогда же состоялась первая ознакомительная поездка Владимира Васильевича для выбора подходящей площадки поблизости от источников электроэнергии, но в условиях военного времени дорогостоящее строительство новой базы в дикой сибирской тайге практически было невозможно. К осуществлению данной идеи В.В.Струминский вернулся в середине 60-х годов, когда под Новосибирском появился новый научный городок с множеством научно-исследовательских институтов. После отъезда первого директора ИТПМ академика С.А.Христиановича в Москву Владимиру Васильевичу было предложено занять вакантное место. В начале июля 1966 года он стал академиком и вскоре был избран директором Института теоретической и прикладной механики. В.В.Струминский тут же, практически немедленно, в свойственной ему манере, включился в новую работу и энергично взялся за строительство новых аэродинамических труб. Всего за несколько лет в институте были построены дозвуковая малотурбулентная труба Т-324, сверхзвуковые трубы Т-325, Т-326 и Т-333, гиперзвуковая импульсная труба ИТ-301, многие другие экспериментальные установки и газодинамические стенды. Существенно была модернизирована уже введенная в эксплуатацию сверхзвуковая труба Т-313. Т-313 оснастили высокоточными 4-компонентными аэродинамическими весами механического типа и мощным электрическим подогревателем воздуха, что позволило значительно расширить возможности трубы и увеличить диапазон чисел Маха до 7. Тогда же удалось получить мощную по тем временам и довольно дефицитную ЭВМ "Минск-22". Быстрыми темпами был построен новый лабораторно-конструкторский корпус. Вскоре в институте приступили к обширным экспериментальным исследованиям по определению аэродинамических характеристик летательных аппаратов и их отдельных частей, изучению картины обтекания и распределения давления на их поверхностях, а также различных физических явлений, возникающих при сверх- и гиперзвуковых скоростях полета. Параллельно быстрыми темпами шла разработка документации для создания мощной аэродинамической базы с целым комплексом новых труб на левом берегу Оби...

Именно при В.В.Струминском интенсивно расширялась деятельность и укреплялась материальная база ИТПМ СО РАН. Решение новых задач требовало не только больших материальных ресурсов, но и притока свежих сил. Владимир Васильевич в течение всего двух-трех лет набрал почти двести молодых специалистов -- выпускников Московского, Казанского и Харьковского авиационных институтов, Новосибирского и Томского университетов и ряда других вузов страны. Как выразился в своем юбилейном выступлении декан факультета летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета Анатолий Кураев, В.В.Струминский собрал тогда со всей страны "сливки выпускников, дал им крылья и выпустил в самостоятельный полет".

В 60-ые годы Академгородок был почти в младенческом возрасте, и все его жители, за исключением немногих маститых ученых-мэтров, были молоды и полны честолюбивых замыслов. Только что выстроенный научный городок, со всех сторон окруженный стройными соснами и березами, утопающий в зелени деревьев и благоухающий свежестью лесных ароматов, был наилучшим образом приспособлен для размеренной и плодотворной творческой работы.

В 1967 году Президиум СО АН СССР выделил Институту теоретической и прикладной механики несколько квартир в новом жилом доме по улице Мусы Джалиля для временного размещения молодых специалистов. В связи с расширением тематики институт частично начал финансироваться через Министерство авиационной промышленности, что спустя многие годы, уже в наши дни, стало причиной больших проблем для нового руководства ИТПМ СО РАН во главе с членом-корреспондентом РАН В.М.Фоминым. После разрушения СССР и практического развала авиапромышленности в стране институт моментально лишился значительной доли прежнего финансирования и в первые годы реформ оказался в труднейшей ситуации. Для стабилизации положения и сохранения накопленного за многие годы научного потенциала пришлось затратить немало сил и времени...

Попытка В.В.Струминского создать новую мощную аэродинамическую базу в Академгородке вызвала неоднозначную реакцию как в Москве, так и здесь, на месте. Чрезвычайная напористость Владимира Васильевича в достижении своих намеченных целей натолкнулась на весьма сильное противодействие, и в начале 1971 года он вынужден был оставить пост директора ИТПМ СО АН СССР и вернуться обратно в Москву. Тем не менее, к этому времени в институте уже были заложены крепкие основы аэрогазодинамики и подготовлены молодые научные кадры, способные решать многие насущные проблемы авиации и космонавтики. Благодаря созданному в 60-х годах прочному фундаменту, Институт вскоре превратился в один из известных и признанных мировым сообществом аэродинамических центров. Из года в год расширялась и углублялась тематика его научных исследований, крепли связи с отечественными и зарубежными учеными, все большую известность приобретали труды и новые технические разработки. Все это в немалой степени помогло Институту сохранять стабильное и довольно устойчивое положение в течение всех последних лет, когда на нас непрерывной чередою обрушились всевозможные напасти и невзгоды...

В последующие годы академик В.В.Струминский направил свои усилия на использование накопленных в аэрогазодинамике знаний для повышения эффективности технологических процессов в химической, нефтехимической и микробиологической промышленности. С 1973 года в Госкомитете по науке и технике Совета Министров СССР начала функционировать Научно-техническая комиссия под председательством В.В.Струминского по интенсификации существующих в химической промышленности технологических процессов. В начале 1977 года Владимир Васильевич возглавил Сектор механики неоднородных сред при Отделении механики и процессов управления АН СССР. Вплоть до последних дней своей жизни он остался верен избранной в молодости научной стезе и все помыслы и силы уделял работам в области кинетической теории газов. За многолетнюю плодотворную научно-организаторскую деятельность В.В.Струминский был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и Красной Звезды. Память об этой неординарной личности надолго сохранится в сердцах его учеников, сподвижников и всех тех, кто сталкивался с ним в жизни. Данью памяти будут ему и все те новые достижения и научные результаты в области аэрогазодинамики, которые будут получены его многочисленными учениками и последователями...

Александр МАКСИМОВ, старший научный сотрудник ИТПМ СО РАН.

На снимке: испытание модели сверхзвукового пассажирского самолета в аэродинамической трубе Т-313

Назад