ТЕПЛО -- ОСНОВА ЖИЗНИ И ЕЕ СТАНДАРТОВ В СИБИРСКИХ УСЛОВИЯХ

В декабре прошлого года в Новосибирске прошла небольшая конференция "Сибирский стандарт жизни: экология, образование, здоровье". Ее организовали экологические службы Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" и Новосибирской области, Сибирское отделение РАМН. Приняли участие в этой конференции и несколько ученых Сибирского отделения РАН. Главный мотив прошедшей конференции -- обеспокоенность состоянием и перспективами будущего, поиск ответов на вопросы "Что же будет?" и "Как нам жить?".

Как отмечалось в пленарном докладе "Сибирский стандарт жизни и современные подходы к проблеме жизнеобеспечения", сибирский стандарт жизни -- это система жизнеобеспечения и прежде всего здоровья людей, живущих в сибирских регионах. Такая система, которая обеспечила бы поступательный рост народонаселения этих регионов при максимальной продолжительности жизни, сохранении физического и психического здоровья последующих поколений с учетом геополитических, экономических и геоэкологических особенностей территорий.

Концепция "Сибирский стандарт жизни" была бы неполной без учета теплобезопасности или более широко -- энергетической безопасности, тесно связанной с экологической безопасностью.

Один из пленарных докладов был посвящен проблемам тепла, которые в Сибири все чаще звучат как тревожные, а иногда -- как чрезвычайные. Редакцию "НВС" заинтересовала постановка проблемы в докладе доктора технических наук А.БАСИНА (Институт теплофизики СО РАН). Автор предлагает вниманию читателей газетный вариант своего выступления.

Всех нас, безусловно, волнует состояние теплоснабжения наших жилых домов, институтов и других мест работы, особенно -- в нередкие морозные дни, но проблемы тепла и жизни взаимосвязаны, оказывается, значительно глубже, чем представлялось большинству в благополучные годы. Известно, что Сибирь -- самая холодная из обжитых территорий на Земле. Здесь же, в Верхоянске -- Оймяконе, расположен полюс холода, где средняя температура самого холодного месяца (января) составляет около -48оС. Экстремальные январские температуры, принимаемые в расчет для проектирования систем отопления жилых домов, составляют в Якутске -53оС, в Новосибирске -39оС, в Тюмени -35оС. Это среднестатистические значения температуры приземного воздуха в самые холодные пятидневки января. При таких температурах наружного воздуха системы централизованного теплоснабжения могут обеспечить, фактически, только минимум комнатных температур, около +10оС. (Дело не только в стороннем теплоснабжении, но и в слабой теплозащите большинства наших многоквартирных домов.) Нормальные условия теплоснабжения города проектно обеспечиваются в течение 5 суток только до -45оС в Якутске, до -24оС в Новосибирске, до -21,6оС в Тюмени. Однако, если система централизованного отопления отключается при этих температурах, то через 10--15 часов она сама может замерзнуть. Это еще вероятнее при экстремальных расчетных и, тем более, при уникальных отрицательных температурах, возможность которых нельзя исключать несмотря на фиксируемое потепление, например, западно-сибирского климата. Для организации спасения людей при природных и техногенных катастрофах в зимних условиях это является обстоятельством, требующим скорости действий и высокого уровня технического обеспечения.

Человек выдерживает без особых последствий суточное воздействие температур окружающей среды примерно от +12оС до +32оС. Однако зона температурного комфорта более узкая, всего около +/-1 градуса относительно +21оС или +22оС температуры воздуха (по стандартам разных стран). Кроме того, есть еще ряд условий комфорта, которые обеспечивают здоровье, физическую и моральную удовлетворенность человека и побуждают к активной, интересной и плодотворной жизни. Но температура воздуха и окружающих предметов, а также влажность и сила ветра, в совокупности определяющие теплоотдачу человека и тепловой баланс, -- в числе главных условий не только комфорта, но и жизни вообще.

Всем хорошо известно, что нормальная температура человеческого тела -- около +36,7оС (+/-0,3о). Больше, чем полградуса вверх или вниз -- это уже болезнь, а за пределами +/-5 градусов, от 36,7оС, жизнь человека близка к концу. Так что мы можем жить в очень узких пределах собственной температуры. Таковы уж наши биохимия и биоэнергетика, наша биологическая сущность.

В этих условиях низкие положительные температуры окружающей среды (+2...8оС) и, тем более, отрицательные (<0оС), очень быстро становятся опасными для жизни большого числа людей, особенно -- физически слабых (детей, женщин, стариков, уставших, больных) и тех, кто не имеет возможностей или навыков для организации своей теплозащиты или перемещения в теплый дом.

Климатические данные показывают, что на Земле не редки дневные температуры +40...50оС и даже выше, но вслед за жарким днем всегда наступает ночь, обычно более прохладная (+10оС в пустыне, летней ночью, это бывает, но это "собачий" холод), и люди не теряют уверенности, приспосабливаются и спокойны, особенно если в жаркий день есть естественная тень или зонтик, вода, минимум пищи и возможность ничего не делать, не двигаться. Мороз -- совсем другое состояние климата. Зимние условия в Сибири таковы, что суточные колебания редко превышают +/-10 температурных градусов. Так что промерзнув ночью (при "нормальных" -25оС, например), невозможно согреться в ближайший зимний день, если не будет искусственного тепла, не будет теплого дома или, хотя бы, чума с костром.

В сухой сауне многие люди выдерживают десяток минут температуру около +100оС. Полезное действие такой процедуры давно доказано. Для проведения хирургических операций человека можно охладить на час-другой примерно до +29оС, но только под наблюдением врачей, при наличии специальной техники. Длительное воздействие холодного, тем более -- морозного климата существенно иное из-за неизбежного повышения теплоотдачи от тела человека, повышенных потерь энергии и соответствующего повышения потребности в пище, в движении и в теплозащите. Но даже в "теплой" одежде и сильный человек выдерживает на морозе в состоянии "холодно" (ниже -10оС) только около 4-х часов и должен искать укрытия, пищи и огня. Физиологическое действие "сильного холода" (ниже -20оС) очень быстро, за время меньше одного часа, приводит относительно слабых людей к критическому состоянию, которое проявляется сначала в нарушении регуляторных механизмов и мозговой активности, а вскоре -- к катастрофическому состоянию, которое проявляется сначала как потеря воли к спасению. Время безопасного пребывания большинства людей на морозе -40оС, например, составляет десятки минут; а внутри современных домов -- десяток часов после прекращения отопления. Отмеченные выше нормативные цифры для отопления исчислены для самой холодной пятидневки января, но замерзнуть можно и в течение суток.

Человек в основе -- житель субтропиков (иногда его называют даже тропическим животным). Жизнь в целом зарождалась около +37...40оС, но большинство цивилизаций человечества возникли при среднегодовой температуре около +21оС. Наиболее "успешным" считается развитие цивилизаций при среднегодовой температуре от +6о до +16оС, так что "маленький холод" побуждает (или -- вынуждает!) людей к мозговой и другой активности и развитию. Однако физиологического привыкания к холоду у людей не наступает принципиально. Холод преодолевается только навыками и наличием одежды, теплого дома, теплой воды и пищи, несмотря на все успехи отдельных людей в закаливании и в "моржевании". В наших зимних условиях здоровье людей постоянно находится в так называемом "состоянии аффективного расстройства", следствием чего может быть, в частности, полнота.

Зима в Сибири, отопительный период, -- это 7,5--8 месяцев в каждом году. В сумме продолжительности жизни человека это значительно больше ее половины для жизни большинства людей. Теплый -- отапливаемый! -- дом, теплая квартира -- принципиальное условие жизни людей в Сибири, в России и во всех других странах Европы, Азии и Америки, где среднегодовая температура ниже +17оС. В России среднегодовая температура считается равной около -5,5оС, но о положении незащищенных людей эта цифра мало что говорит. Большинство людей вынуждены просиживать холодные пятидневки по домам, томясь вынужденным бездельем. (Это касается и жителей деревень.) Одновременно должны работать те, кто обеспечивает теплоснабжение, подачу воды и доставку пищи и людей, работу транспорта, часто -- на морозе. Без воды и пищи, но в тепле, люди могут жить сутками. Без тепла возможности жизни ограничены несколькими часами. Это обстоятельство, а не средние климатические температуры отопительного периода, должны быть критерием надежности теплоснабжения людей, теплоснабжения их домов.

Особенно важны зимние критерии надежности для водяных систем централизованного теплоснабжения (СЦТ) многоквартирных домов. Водяные СЦТ не выдерживают собственного охлаждения ниже 0оС, так что их техническое состояние и защита должны обеспечивать собственную выживаемость при любых ожидаемых морозах. Иначе нельзя не предположить возможность катастрофических технических последствий с громадным объемом восстановительных работ, а также работ и затрат по переселению людей.

В настоящее время, по многим данным, техническое состояние большинства СЦТ очень низкое практически во всех российских городах. Причинами этого являются, прежде всего, ошибки прошлого: недопонимание климатической ситуации и, как следствие, -- недостаток внимания, плохое качество проектов и строительства; трудности ремонта (часто -- на морозе) и технической эксплуатации. Теперь к этому добавились большие проблемы с разделением собственности в энергосистемах, с топливоснабжением, с невыплатой зарплаты и даже с забастовками.

Нельзя снова закрывать глаза на проблемы теплоснабжения в городах Сибири, особенно -- СЦТ. Ежегодные ситуации решаются, конечно, но проблемы -- остаются. Без тепла в городах Сибири невозможна полноценная жизнь, устойчивое развитие общества и государства. Но главное -- ненадежность теплоснабжения в условиях холодного климата ставит под угрозу жизнь человека. Тем самым нарушаются его права: естественные, конституционные и международные декларативные. Уже давно провозглашены права человека на защиту от голода. К сожалению, права человека на защиту от холода еще надо формулировать и бороться за их реализацию. Эта задача очень не проста еще и потому, что в условиях относительно холодного климата на Земле живет не более 3 процентов ее населения, а в условиях просто холодного, в Сибири, не более 0,3 процента, так что и в ООН вряд ли есть достаточное понимание условий жизни на холоде. Но очевидно, что эту проблему и задачу соблюдения соответствующих прав надо бы обязательно поставить при утверждении "сибирских стандартов жизни".

В начало