ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ... НА ДНЕ БАЙКАЛА
(Международная экспедиция "Байкал-Бурение")

В канун Нового года из поселка Листвянка отправилась научно-исследовательская экспедиция, выполняющая международную программу "Baikal drilling projekt". На двух судах -- теплоходе "Байкал" и многотонной барже разместились буровая вышка, необходимое оборудование и более тридцати человек специалистов и ученых, которым предстоит до весны жить и работать во льдах Байкала. Цель экспедиции -- исследование дна озера глубоководным бурением, что позволит получить новые сведения о геологической истории его формирования. Ученые считают, что дно уникального озера представляет собой своеобразную, нетронутую временем летопись Земли, которую и предстоит им "прочесть".

Несмотря на солнечный, теплый день, предвещавший благополучное начало путешествия, Байкал показал свой норов, раскачивая суда на крутой волне, и экипажу сразу потребовалось проявить все свое умение и опыт, чтобы без проблем отойти от причала. На всем видимом пространстве водная гладь была свободна ото льда, но впереди -- ледяное крошево и резкие ветра. Как утверждают бывалые люди, уже дня через четыре озеро начнет сковывать лед, и тогда трудно будет пройти через наиболее опасные места. А путь предстоит дальний -- до Ушканьих островов. И самый трудный участок -- у села Бугульдейка, где на мелководье рано появляется лед, и где в прошлом году экспедиционные суда зажало торосами. Потому экспедиция и отправилась в плавание раньше, чем прошлой зимой, и встретила Новый год уже на зимовке. Для этого припасли и елку, и игрушки.

Возглавляет экспедицию, как и в прошлые годы, директор Института геохимии член-корреспондент Михаил Кузьмин. Путешественник со стажем, Михаил Иванович в пяти океанах планеты изучал подводную геологию, опускался на дно... Именно результаты изучения океанского дна позволили ученым по-новому взглянуть на историю формирования Земли. На их основе родилась гипотеза дрейфа континентов, которая в последние годы получила научное подтверждение.

По тому, с каким настроением отдавал он распоряжения перед отплытием, рассказывал о предстоящей непростой работе во льдах Байкала, заметно, насколько увлекает Михаила Ивановича сама идея проекта. Он явно чувствовал себя уютно в походной обстановке и даже выглядел моложе. И на вопросы мои отвечал охотно и подробно.

-- Идея изучить геологию дна Байкала оформилась в программу в 1989 году. Первую скважину мы пробурили в 1993 году. Это была как бы "пристрелка" -- надо было проверить оборудование, приноровиться к условиям работы в сложных ситуациях. Но, тем не менее, и результаты получили тогда очень интересные. Удалось пробурить стометровую скважину и "заглянуть" в глубину веков на 620 тысяч лет. Мы сразу поняли, что донные осадки Байкала хранят замечательную информацию о геологическом прошлом.

Более всего нас привлекал Академический хребет (он под водой соединяет острова Ольхон и Ушканий). К нему мы пробивались в 1995 и 1996 годах. В 1996 году пробурили там трехсот- и стометровые скважины, получили уникальные данные. Мы "заглянули" за пять миллионов лет и узнали много нового о климате и условиях формирования этой части Земли того времени. Сделанный нами разрез можно считать модельным для восточной Азии -- раньше на континентах такого практически не получали. Мы установили, что скорость накопления осадков в каждый отрезок времени была постоянной -- примерно четыре сантиметра в тысячу лет. Не было никаких размывов. Поэтому так хорошо сохранились климатологическая и палеомагнитные "записи". Сейчас они проанализированы, и первые публикации на эту тему уже появились -- в журнале "Геология и геофизика" и краткие заметки в "Science".

-- Кто финансирует проект?

-- Получаемая в экспедициях информация интересует все научное сообщество, и не случайно в нашей программе активно участвуют ученые разных стран. Большой капитал вложила в проект Япония. Активно поддерживают его и американцы, в частности, наши коллеги из штата Каролина. Они выделили средства на организацию буровых работ на Байкале. Поддерживают проект и Российская академия наук, и Сибирское отделение РАН.

Недавно отчет о нашей работе был заслушан на заседании комиссии Гор-Черномырдин и получил достаточно высокую оценку.

-- Что показала предыдущая экспедиция, и что вы намечаете сделать в этом году?

-- В прошлом году мы отправились на зимовку 3 января. Поднялся сильный ветер, и нас зажало льдами у Бугульдейки. Теплоход буквально завалило льдинами. И хотя он стоял в 800 метрах от берега, вырваться из ледяного плена мы не могли. Ждали северо-западного ветра. Он оторвал нас от берега, и до 2 февраля мы дрейфовали по южному Байкалу. Остановились в самом центре озера, где глубина достигает 1430 метров. Технологически бурить здесь было очень сложно. Но мы все-таки взяли керн с глубин 40, 90 и 160 метров и подняли газогидраты. Напомню, что это соединения органических веществ с водой, внешне похожие на сухой лед. О газогидратах, найденных в древних отложениях районов вечной мерзлоты, известно давно, находят их и на шельфах морей. Ученые считают, что газогидраты станут ценнейшим топливом в XXI веке. И вот впервые такие находки были сделаны на Байкале. Это стало наиважнейшим результатом прошлогодней экспедиции.

В эту зимовку будем бурить на северном Байкале -- на Академическом хребте. Мы более основательно подготовились, оборудовали мощным бурильным станком специальную баржу, пригласили опытных специалистов из Ярославля, из тех, что бурили сверхглубокую скважину на Кольском полуострове.

И, конечно, место выбрали неслучайно -- оно интересно для исследователей со многих точек зрения. Надо сказать, что в районе Академического хребта мы работали и раньше. Исследуя его геологическое строение, сделали более 30 погружений на подводных аппаратах "Пайсис". Поднимали на поверхность пробы, изучали их, и теперь знаем точно, что возраст этой толщи осадков в среднем около 10 миллионов лет. Значит, именно в данный период хребет стал погружаться под воду. Это предполагалось и ранее, но мы доказали фактически.

Очевидно, что с этим же временем связано развитие и северной котловины Байкала, но она имеет меньшую толщину донных осадков. А вот в центральной и южной котловинах их более 8 км. И они хранят удивительные знания о прошлом! Если только 200 метров, пройденных нами, "рассказали" о 5 миллионах лет, в какие же глубины времени можно заглянуть, пройдя эти километры?! Конечно, интересно понять, как менялась история Байкала. Кроме того, уйдя в глубь веков, мы изучим изменения климата. По скважине 1996 года было доказано, что он хорошо коррелируется с климатом, который был в океане. То есть климат на всей планете, в разные времена, менялся по единым законам. Значит, изучив его здесь, мы сможем понять, что происходило с Землей на протяжении нескольких миллионов лет.

-- А были ли какие-то глобальные катаклизмы? Что говорят материалы, полученные вами?

-- Есть некоторые зацепки, подозрения, что на определенных этапах были оледенения, но это надо еще детально изучить, и такие работы мы наметили. Мы убедились, что два миллиона лет назад и дальше климат был намного теплее, чем в последний миллион лет, когда резкие похолодания были связаны с оледенением. Эта периодичность хорошо прослеживается и подтверждается и континентальными исследованиями -- установлено, что крупные ледники по берегам Байкала щупальцами спускались к озеру. А что касается более древних времен, по продуктивности озера можно судить, что было намного теплее, хотя и проявляли себя какие-то температурные вариации.

Мы надеемся, донные бурения этого года прояснят наши догадки и расскажут много нового о событиях, которые происходили здесь в древние времена.

Г.КИСЕЛЕВА.

г. Иркутск.

На снимках:

-- Буровой комплекс перед выходом в плавание.

-- У научного руководителя экспедиции члена-корреспондента М.Кузьмина хорошее настроение. Последняя чашечка кофе на берегу -- и в путь.

-- Совершить "ледовый поход" сквозь непогоду зимнего озера и точно вморозить баржу в лед -- непростая задача первого этапа экспедиции. Решать ее будет капитан теплохода "Байкал" А.Битюцкий.

Фото В.Короткоручко.

В начало