Бывает же такое: увидев издали чудо -- в туманной дымке таинственные замки-скалы и не имея возможности приблизиться, нести в своем сердце страстное желание увидеть вновь, потрогать рукой и быть может взобраться на диковинные вершины. К скалам -- урочищу "Жилище тигров", о которых Александр Антонов прочитал в книге Арсеньева "Сквозь тайгу", молодой зоолог с друзьями добирался одиннадцать суток. На резиновых лодках под проливным дождем, преодолевая немыслимые завалы, мелководье, гнус, мошкару. В 30 км от цели речка Мухен превратилась в ручеек. Под моросящим дождем все утонуло в серой ряби. И вдруг, когда выглянуло из-за туч солнце, Александр увидел в бинокль эти сказочные замки -- ввинченные в небо скалы, далекие, зовущие. Но сквозь северные джунгли доступ к ним без соответствующей экипировки оказался невозможным.
Уже в Хабаровске перечитал гору книг. Именно бассейн реки Мухен имел ввиду Аресеньев, когда писал, что "это самое тигровое место во всем Уссурийском крае". "Скалы Мика" по словам великого путешественника, не игнорирующего народные легенды -- священные места. Со всей тайги сюда приходят крупные звери умирать.
Эта территория западного Сихотэ-Алиня комплексно никогда не изучалась. Впрочем, в 60-е годы геологи проводили здесь средне-масштабную геологическую съемку, и более не возвращались. Зато за последние 50 лет в урочище "Жилище тигров" крепко потрудились лесозаготовители, беспощадно вырубая кедры и широколиственные породы. А сколько здесь побывало браконьеров с ружьями на дикого зверя -- никому не ведомо.
О серьезной плановой научной экспедиции Александр и не мечтал. Что он, рядовой научный сотрудник полунищего академического института, мог предпринять? Но фантастические недоступные скалы запали в душу, хоть пропади. Они стали предметом разговоров географов, зоологов Института водных и экологических проблем ДВО РАН, пробуждали профессиональный интерес, манили романтиков, побуждали к действиям.
Без финансовой поддержки Приамурского географического общества задуманное вряд ли бы свершилось. Желающих участвовать в экспедиции оказалось много больше, чем мог вместить микроавтобус. А зима уже вступила в свои права.
Снежная пурга, обрушившаяся на лесовозные дороги, едва не перевернувшая микроавтобус, 14 километров пешего пути по нехоженым тропам северных джунглей от зимовья, где остановились на ночевку, к подножию скал, показались мелочами жизни по сравнению с тем зрелищем, свидетелями которого стали ученые: мощная семья из десяти скал, где поселилась вечность. Каждая -- до 50 метров высотой, в форме купола, башни, стога, многогранника, с такими отвесными стенами, что без снаряжения для альпинистов подъем на вершину заказан.
-- По красоте, -- рассказывает доктор геолого-минералогических наук Л.Мишин, -- они сопоставимы со скалами "Семь братьев", что под Тагилом в Свердловской области и близки к широкоизвестным "Красноярским столбам". "Тигровый дом" расположен в центре кольцевой структуры диаметром 18 километров. Система кольцевых хребтов и отдельных возвышенностей некогда представляла единый кольцевой вал, а сейчас он расчленен врезами рек Нельта, Пилями. Завершает эту уникальную биологическую структуру радиальная система рек Пихцы, Нельты и Хора.
Живьем дикого зверя, кроме норки, увидеть не удалось. Но зоологи обнаружили многочисленные следы тигра, рыси, изюбра, медведя.
-- Я так думаю, что браконьерам здесь было и есть чем поживиться, -- делился своими впечатлениями зоолог, кандидат биологических наук В. Сапаев. -- Сам облик урочища, ландшафт неповторимы. Во многих экспедициях побывал, но что есть такое чудо в Хабаровском крае -- не ожидал.
В ближайшей речке Нельте водится хариус, сюда заходит кета. В радиусе трех километров от скал -- северные джунгли, сплошные заросли лимонника, аралии. Но куртинки-оазисы первичного леса редки. По вырубленным пням видно, что здесь стояли уже в наше время грандиозные кедровые леса. За полвека эксплуатации кедр практически изъят. Но уже появился молодой подрост. Если сейчас не будет принято срочных мер по охране этой территории, предугадать будущее легко -- браконьерам не под силу только скалы растащить.
Урочище "Жилище тигров" должно стать комплексным заказником республиканского значения -- таково мнение ученых. И председатель Хабаровского научного центра Дальневосточного отделения РАН академик В.Бузник, познакомившись с отчетами о внеплановой экспедиции ученых, намерен на всех уровнях пробивать этот вопрос.
"Тигровый дом" с его изюминкой -- уникальными скалами может стать дальневосточной Меккой -- здесь прекрасный полигон для альпинистов, разумная охота, лыжные трассы для слалома, летняя рыбалка, водопад, что в притоке реки Тихцы. От зарубежных туристов отбоя не будет. Но все это пока из области мечтаний. Реальностью остается тот факт, что сейчас хозяевами редчайшего ландшафта является ТОО "Таежный", имеющее для охраны столь огромной территории всего лишь три малочисленных кордона -- защита от хорошо экипированный, жаждущих лесной живности посетителей, весьма ненадежна. Да и, очевидно, у арендаторов, помимо чистой, бескорыстной любви к природе, есть и иные цели.
Во всяком случае, ученые хотя и понимают, что для немедленного получения статуса заказника нужно поднимать общественное мнение, однако при этом не заинтересованы точно обнародовать параллели и меридианы "Тигрового дома": а вдруг начнется стихийное паломничество в те экзотическое, неохраняемые места и случится нечто такое, как с "Землей Санникова". Но в книге академика Обручева -- вымысел, а здесь -- реальность.
Екатерина РУДИК.
Фото Александра Антонова, научного сотрудника ИВЭП ДВО РАН.