Второй раз нашему Институту химии твердого тела и механохимии, можно сказать, повезло. Швейцарская ассоциация содействия промышленности и торговле (OSEC) предложила нам вновь занять место на коллективном стенде выставки-ярмарки. На этот раз -- в Базеле, и называлась она -- SWISSTECH. От первого эксперимента (прошлогоднего) нынешняя экспозиция отличалась тем, что россияне не были единственными гостями OSEC и участниками экспозиции. Свои технологии и продукцию представляли румыны, поляки, болгары и эстонцы. Россия была представлена пятью исследовательскими организациями, среди которых такие известные в прошлом гиганты, как ЦНИИ "Прометей" (Санкт-Петербург), Институт авиационных материалов (ВИАМ, Москва), НИИ "Теплоприбор" (Москва). Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН был единственным представителем Академии наук. Механизм отбора экспонентов и самих разработок остался для нас неизвестным. Известно только, что на стадии подготовки проекта OSEC контактировала со множеством компаний в Швейцарии на предмет их заинтересованности в предлагаемых разработках. Сама выставка, которая проходила с 24 по 28 ноября, была огромной -- более 250 экспонентов, среди которых крупнейшие производящие фирмы Швейцарии, Франции, Италии и Германии. Наверное, было представлено все: от шурупов и винтиков до деталей турбин. И все самое-самое...
Ярмарка есть ярмарка. Со своими технологиями мы оказались в гуще тех, кто любой ценой хотел доказать каждому посетителю, что продукция именно его фирмы лучшая в Европе: честно, но с большими затратами на рекламу. Были прекрасные проспекты и блистательно оформленные стенды, а еще -- бесконечная череда приемов, мини-презентаций, угощений и сувениров.
Мы приехали за чужой счет и, соответственно, не могли позволить себе всех этих "излишеств". Тем не менее, чисто внешне выглядели вполне по-европейски.
Наибольший интерес был проявлен к разработке под условным названием "холодные припои". Может быть потому, что эта работа более всего отвечала духу выставки. Мы смогли предложить сравнительно новый продукт, по сути, металлический двухкомпонентный клей. И хотя первоначально состав разрабатывался именно для холодной пайки электрических соединений, мы каждый день узнавали от посетителей о новых возможностях применения наших материалов -- в часовой, ювелирной промышленности, в оптике, в производстве изделий из пластиков и т.п. Оказалось, что соединение разнородных материалов всегда представляет большую проблему, решать которую удается каждый раз индивидуально.
Сегодня пока рано говорить о возможных долгосрочных контактах. Но в любом случае мы получили новый импульс к дальнейшим исследованиям в этой области.
Серьезный интерес был проявлен и к другой разработке, выполненной совместно с Институтом теоретической и прикладной механики, -- дисперсно упрочненным сплавам. Однако, приоритеты в этой области у европейских металлургов несколько иные, чем у сибирских заводов. У нас на первом месте всегда были чугун и сталь, западных же партнеров все больше интересуют сплавы алюминия. Здесь наш опыт пока минимален.
Швейцария богата машиностроительной промышленностью. Там есть где применить многое из того, что делается сегодня в Сибирском отделении. Но доказать швейцарцам, что мы можем быть полезными партнерами, будет не так-то просто. Видимо, это хорошо понимают и Федеральное правительство Швейцарии, выделяющее немалые средства на привлечение восточных соседей к участию в выставках, и российские власти. По крайней мере, об этом говорили и представители нашего торгпредства в Цюрихе, и посол России в Швейцарии, посетивший нашу экспозицию.
Обсуждая с президентом OSEC господином Штерном итоги выставки в день ее закрытия, мы сошлись во мнении, что главное -- найти приличную идею, умело подать швейцарским специалистам те потенциальные возможности, которыми владеет наша наука. Я предложил подумать о том, чтобы вывезти в Швейцарию постоянную экспозицию СО РАН. Предложение воспринято как позитивное.
Н.Ляхов,
директор Института
химии твердого тела
и механохимии СО
РАН,
член-корреспондент РАН.
На снимке: Посол России в Швейцарской конфедерации Андрей Степанов, посетивший выставку в Базеле, проявил интерес к работам сибиряков.