С БЕЛАРУСЬЮ В СЕРДЦЕ

История не только всегда окрашена судьбами ярких личностей, но, может быть, и есть прежде всего их порыв и противодействие силам зла. Жизненный подвиг великих помогает живущим преодолевать тяготы быта и судьбы. Роль личности в истории тем значительней, чем выше потенциал личности, тем значительнее и ее пророческая функция. Но... труден путь Пророка в собственном Отечестве.

Недавно мне довелось побывать в новосибирском Академгородке, и там я с досадою понял, как до обидного мало знают в Беларуси о нашем выдающемся земляке -- академике Валентине Афанасьевиче Коптюге (9 июня 1931 -- 10 января 1997). Духовное наследие нашей страны не может быть полным без вклада этого дерзновенного человека. Существует мнение, что Вселенная познаваемая настолько, насколько велики наши способности обозревать ее как единое целое. Фундаментальные исследования и практические решения только в том случае обретают свою жизненность и необходимость, если позволяют нам обозревать развитие нашей цивилизации в целом. Это мысль, по-моему, будет всегда питать инициативу и поиск настоящих ученых.

История новосибирского Академгородка -- это прежде всего блистательная плеяда замечательных личностей. Среди них достойное место по праву принадлежит академику Коптюгу.

Он вошел в науку прежде всего как блестящий ученый-химик и выдающийся организатор научной деятельности. В короткий срок он прошел путь от научного сотрудника до директора Новосибирского института органической химии, затем ректора Новосибирского государственного университета и 17 лет возглавлял Сибирское отделение АН СССР (позднее РАН), являясь вице-президентом Российской академии наук.

На долю Коптюга как председателя Сибирского отделения РАН выпали заботы, вызванные тяжелым временем драматического распада советского Союза. Ценой поразительной работоспособности и таланта при опоре на наследие предшественников ему удалось не только сохранить единство и высокий уровень сибирской академической науки, но разработать и во многом реализовать ее новую модель применительно к российским нынешним условиям, -- она в какой-то степени устойчива к многочисленным отрицательным внешним воздействиям.

Одновременно Коптюг развернул активную общественную деятельность в России и в международных научных организациях, и повсюду ярко проявились его научная интуиция, творческое кредо, высокая нравственная и гражданская позиция. Его волновало буквально все, но особенно -- роль и место науки и образования в жизни общества, сохранение окружающей среды, другие глобальные проблемы, вставшие перед человечеством на пороге XXI века.

Академик Коптюг был вице-президентом, затем президентом Международного союза по теоретической и прикладной химии, вице-президентом Научного комитета по проблемам окружающей среды Международного совета научных союзов, членом Консультативного совета высокого уровня по устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН, иностранным членом академий наук Болгарии, Индии, Монголии, Чехословакии, Беларуси. За заслуги в науке он был удостоен ленинской премии, международной премии им. А.П.Карпинского, звания Герой Социалистического Труда.

Огромен вклад академика Коптюга в организацию и успешное проведение беспрецедентной в истории Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.), которая проходила на уровне глав государств и правительств и сумела в своих решениях указать на многие противоречия и несправедливости в жизни народов планеты. До конца жизни Коптюг остался верен главной концепции Конференции, неустанно пропагандировал позитивные идеи этого форума, все нагляднее выявляющего противоречия в человечестве и неспособность разрешить их на основе современных социально-политических представлений.

В огромном наследии Коптюга мне хотелось бы выделить лишь несколько аспектов. Их осмысление чрезвычайно актуально для постсоветских стран. Эти проблемы не связаны напрямую с развитием теоретической органической химии и использованием ее возможностей, чем занимался Валентин Афанасьевич на протяжении всей своей жизни; они касаются насущных проблем общественного развития, в том числе причин развала СССР, сущности последующих реформ в России, трансформации основополагающих социальных институтов, определяющих настоящее и будущее российского государства. Я имею в виду прежде всего проблемы устойчивого развития государств, сохранения окружающей среды, места и роли науки и образования. "Вряд ли кто-либо будет оспаривать тезис о том, что подрыв образования, науки и культуры лишает Россию будущего, если иметь в виду ее как сильное, независимое государство, а не как сырьевой придаток развитых стран", -- настойчиво повторял В.А.Коптюг.

На пороге нового столетия Коптюг раскрыл и другую сторону этого процесса, указав на особую ответственность образования, культуры и науки перед кризисным обществом и государством. Этот аспект особенно важен сейчас, когда наши государства столкнулись с трудноразрешимыми глобальными проблемами.

Какие требования эти проблемы выдвигают перед нами?

1. Более научное, более полное понимание человека и мира. нынешний уровень знаний не позволяет указать на наиболее приемлемое решение самых неотложных базисных проблем развития.

2. Уже на стадии общего образования должны закладываться основы понимания взаимосвязи жизни человека во всех ее проявлениях с природными и антропогенными процессами, состоянием окружающей среды и проблемами системного кризиса всей цивилизации.

3. На уровне высшего профессионального образования указанное выше направление должно получить более глубокое развитие с одновременным выделением приоритетных крупномасштабных задач, стоящих перед каждой научной и технической дисциплиной.

4. Образование (особенно высшее) и наука -- это две ступени процесса овладения знаниями, и усилия по их интеграции должны быть продолжены.

5. Наука должна обеспечить более основательное понимание глобальных проблем человечества и отыскание путей их практического решения, принимая во внимание, что это возможно только при мультидисциплинарных подходах.

6. Усиление гуманитаризации с учетом роли духовных факторов в реализации концепции устойчивого развития.

"К сожалению, -- писал академик Коптюг, -- гуманитаризация в наших школах пошла сейчас не столько в направлении изучения духовного наследия России и мира, формирования нравственных устоев, сколько преимущественно в потребительско-мещанском плане. С учетом мощного воздействия телевидения у школьников подрываются основы самостоятельного мышления и формируются совсем не те нравственные устои, которые отвечают требованиям XXI века".

Ученый резко отрицательно относился к пропагандистской эксплуатации масс, внедрению в сознание обывателей интереса к астрологии, парапсихологии и прочей псевдонаучной галиматье.

Академик Коптюг всегда отличался четкой и последовательной гражданской позицией. Он воспринимал как личную трагедию выявившуюся бездуховность многих и многих людей, в том числе и представителей научных кругов, когда они сникали перед демагогами и меняли свои убеждения на прямо противоположные. "Убеждения, основанные на знаниях и закрепленные опытом, не могут меняться в одночасье. Либо такие убеждения есть, и отречение от них под влиянием новых факторов сопровождается мучительным процессом переосмысливания своих знаний и опыта, либо их не было, а человек только делал вид, что они у него есть".

Академик Коптюг несколько идеализировал научный прорыв Конференции в Рио-де-Жанейро, однако правильно предчувствовал, что исторические сдвиги не определяются мнением ученых, что концепция устойчивого развития останется очередной "розовой мечтой" человечества, поскольку необходимость ее реализации вряд ли будет осознана большинством в каждой стране. Он ясно понимал, что мондиалистская пропаганда губит самостоятельное мышление, подавляет способность человека к критическому анализу и формированию личного духовного стержня.

В последние годы постсоветским странам навязали "моду" -- поносить отечественный опыт и восхвалять западный. Коптюг деликатно протестовал, удивляясь, как серьезные люди допускают подобную ошибку: "Это глупо. Любая попытка разрушить что-то до основания, а затем построить новое дорого обходится обществу. Значительно рациональнее и правильнее, опираясь на национальный опыт, дополнять его преимуществами опыта других". И приводил доводы, полагая, что они способны убедить каждого: "Опыт Ленинградского и Московского физико-технических институтов, Новосибирского государственного университета и ряда других вузов демонстрирует эффективные, рациональные пути интеграции высшего образования и развитой системы академической науки в нашей стране. Но опять звучат голоса: "В Америке это делают не так". Там, мол, фундаментальные исследования сосредоточены в университетах, поэтому Академию наук России, в которой сконцентрированы основные фундаментальные исследования, надо ликвидировать в пользу развития университетов. Мне кажется, что призыв к ликвидации Академии наук России есть отражение воздействия на сознание осуществляемых в стране "политических манипуляций".

Руководя работой Сибирского отделения АН, Коптюг опирался на принципы, сформулированные еще М.А.Лаврентьевым и его соратниками:

-- опережающее развитие фундаментальных исследований с использованием усилий всех наук по созданию и непрерывному пополнению потенциала знаний, позволяющего быстро находить решение постоянно возникающих задач практики;

-- теснейшая связь с народным хозяйством, активная позиция в практической реализации научных достижений;

-- широкое участие в развитии системы подготовки кадров, опирающейся на интеграцию науки и образования.

Эти принципы выдержали проверку временем и остаются основополагающими в нынешних непростых условиях функционирования науки, причем не только в России или Беларуси.

***

Академика В.А.Коптюга удивляло и возмущало, что "стратеги реформирования" в России вообще игнорировали рекомендации отечественной науки. С трибуны Общего собрания СО РАН в декабре 1992 года он открыто сказал о том, что "мы не можем слепо следовать решениям правительства", требуя, чтобы наука стала основой для всех решений законодательной и исполнительной власти, поскольку она способна разглядеть складывающиеся тенденции и правильно оценить их будущие последствия.

В своем последнем выступлении в стенах Российской академии наук в октябре 1996 года он мужественно оспорил зловещее предложение "серого кардинала" перестройки А.Н.Яковлева, нацеленное на резкое сокращение государственной поддержки научных исследований, ликвидацию общесоюзного Министерства по делам науки, полное отделение науки от государства.

"Перестройкой" оставлены многочисленные руины, в том числе и в науке. Но и сегодня еще некоторые перевозбужденные головы испытывают патологическую ненависть к Академии наук как системе и продолжают творить антинародное, антинациональное дело, раздробляя Академию на мало связанные между собой части.

Борясь против такой линии, академик Коптюг доказывал, что только единое научное сообщество -- та интеллектуальная сила, которая сможет воспрепятствовать навязыванию России статуса развивающейся страны.

Провидец из Новосибирска едва ли не первым раскусил губительную и бесперспективную установку на "выживание". Он правильно заключил, что такая установка уничтожит науку; он призвал ученых Сибири выработать стратегию деятельности, которая позволила бы гибко и оперативно реагировать на постоянно меняющиеся и перманентно ухудшающиеся условия, но в то же время сохранить главное.

Опираясь на богатейший научный потенциал, Сибирское отделение под руководством Коптюга пошло на расширение международного партнерства, создание сети международных исследовательских центров, вовлечение институтов в целевые государственные программы и во взаимодействие с фондами поддержки науки, создание совместных предприятий с зарубежными партнерами, формирование элементов "технопарковых" зон, развитие производственно-реализационной деятельности и т.д. Это была рискованная, но единственно возможная стратегия.

Коптюг понимал, что сохранение науки зависит от омоложения кадрового потенциала. При его участии была разработана система, при которой институты, пользуясь своими скромными финансовыми возможностями и ограниченными ресурсами президиума СО РАН, стали поддерживать молодую поросль путем введения дополнительной оплаты, специальных стипендий, премий, материально поощрять защиту диссертаций. При этом ученые опираются на Новосибирский государственный университет, который и сегодня не приемлет никакой платной учебы, ориентируясь на отбор талантливой молодежи.

Поддерживая традиции основателей Сибирского отделения, академик Коптюг сохранил главное достижение этого уникального научного центра -- интеллектуально насыщенную среду Новосибирского академгородка. Здесь наука не делится на фундаментальную и прикладную, нет отраслевых и узкопрофильных дисциплин, проблемы решаются в комплексе, максимально задействуя возможности всех институтов.

Коптюг исходил из того, что мир в недалеком будущем должен перейти к новому, более устойчивому состоянию равновесия -- к многополярности, считая, что "полюсами" скорее всего будут США, Россия, Объединенная Европа, Китай, Япония и союз исламских стран. Среди экономических интересов долгосрочного характера все большую роль в будущем будут играть резервы жизненного пространства и владение природными ресурсами. Видя, что Запад стремится под флагом устойчивого развития навязать востоку и Югу свою систему ценностей, сибирский корифей настойчиво указывал на невозможность сохранения единства мира без разнообразия, подчеркивая, что фетишизация рынка в постсоциалистических странах -- одна из капитальных иллюзий, троянский конь глобалистов.

Коптюг приводил неоспоримые аргументы, показывая, что вторжение мирового рынка в национальные границы чревато потерей государственной самостоятельности теми странами, в которых рыночная инфраструктура слаба и защитные механизмы не сформированы. Более того, эти страны быстро деградируют вследствие своей моральной неподготовленности к агрессии зла: человек все больше изолируется от общества, теряет интерес к опыту предшествующих и ныне живущих поколений, перестает даже обмениваться письмами с друзьями и родственниками. Хищный и беспощадный рынок формирует иллюзию независимости человека от общества, соответственно нарастают индивидуализм и эгоизм, пренебрежение интересами и ценностями других людей.

Одним из первых в России академик Коптюг сделал вывод о том, что мораль и этика, в целом гуманизация общества являются важнейшими показателями развития, особенно в период трансформации, когда общий долг заключается в формировании глобальной ответственности каждого за происходящее в его стране и в мире. Эта огромной важности задача ложится прежде всего на образование и средства массовой информации, но она не будет решена, если эти системы будут поддерживаться и контролировать не обществом в лице государства, а рыночными силами.

Пророчески звучит интервью, которое вышло уже после смерти великого ученого: "Я верю в то, что Россия все-таки возродится. И возродится она через введение нормального государственного регулирования с разумными элементами рыночных отношений. Но многое придется ломать в обратную сторону".

В.А.Коптюгу было дано обозревать Вселенную как единое целое... Может, именно потому, что он яснее многих видел опасности, он торопился сделать как можно больше для утверждения нужной линии развития, неустанно подчеркивая, что любые реформы аморальны, если не обеспечивают улучшения жизни народа, порождают неравенство, ведут к экономической катастрофе и хаосу.

Я глубоко убежден, что честные люди Земли услышали голос В.А.Коптюга, слышат его и новые поколения, знакомясь с его трудами.

Академик В.А.Коптюг во многом предопределил содержание научного и социального поиска XXI века, и чем дальше будет уходить время его свершений, тем более величественно и зримо будет представать перед потомками его научный подвиг.

***

По итогам визита делегации НАН Беларуси в СО РАН было подписано соглашение о многоплановом сотрудничестве, в том числе об учреждении ежегодной премии имени академика В.А.Коптюга за лучшую совместную работу ученых двух академий.

Посещая многие институты Сибирского отделения, встречаясь с людьми, мы видели их нескрываемую любовь к Валентину Афанасьевичу, почетному гражданину города Новосибирска. Во многих кабинетах, лабораториях, мастерских по давно заведенной традиции висят его портреты.

Нет и не может быть большого ученого без чувства Родины и высочайших моральных критериев, ибо наука -- это служение истине, образующей все более широкое основание для идеала.

Академик Коптюг всю свою жизнь прожил с Беларусью в сердце, гордился своей "матчынай" и делал все возможное, чтобы никакие перемены не разделили наши народы.

При открытии памятника на могиле В.А.Коптюга 25 июня 1998 года участвовала и делегация НАН Беларуси; говорили о памяти, верности и продолжении дела ученого.

А.Данилов,
член-корреспондент НАН Беларуси.

"Беларуская Думка", ноябрь 1998 г.

Назад