Недавно из столицы Монголии г. Улан-Батора вернулась группа
сибирских геологов, принимавших участие в рабочем cовещании по
международному проекту "Геодинамика и металлогения
Северо-Восточной и Центральной Азии", которое состоялось 5--11
декабря 1998 г. в Институте геологии и минеральных ресурсов
Академии наук Монголии. Первая информация о проекте была
опубликована в 1997 году ("НВС", N 25, июнь 1997 г.), а
работы по нему начаты раньше -- в апреле. Судя по итогам рабочего
совещания в Улан-Баторе и несмотря на более чем скудное
финансирование работ Российской Академией наук, уже пройдена
первая половина пути и преодолены организационные
трудности. Решающей оказалась финансовая поддержка проекта
Геологической службой США.
По просьбе корреспондента "НВС" об основных результатах работы по международному проекту рассказывает участник совещания, ведущий специалист по проблемам металлогении, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Международной академии минеральных ресурсов, главный научный сотрудник Института геологии СО РАН Александр Александрович ОБОЛЕНСКИЙ.
-- Александр Александрович, назовите главные цели проекта и его участников.
-- Международный проект "Геодинамика и металлогения Северо-Восточной и Центральной Азии" является логическим продолжением первого опыта международного сотрудничества российских, американских и канадских геологов, выполнивших в 1990--1994 годах обобщающую работу по тектонике, минеральным ресурсам и металлогении российского Дальнего Востока, Аляски и Канадских Кордильер. Участники этого проекта -- вице-президент АН РС (Якутия), доктор геолого-минералогических наук, профессор Л.Парфенов и директор ДВГИ ДВО, член-корреспондент РАН А.Ханчук, а также руководитель первого проекта с американской стороны доктор У.Дж.Ноклберг стали главными инициаторами ныне действующего проекта, который не имеет аналогов в прошлом по новизне научных идей, методологии и научным результатам исследований. Оригинальность и перспективность выбранного направления исследований состоит в осуществлении геоисторического анализа последовательности формирования Сибирского кратона и обрамляющих его разновозрастных орогенных поясов на основе палеогеодинамических реконструкций, тектоники террейнов и составлении первой геодинамической карты обширной части азиатского континента в масштабе 1:5000 000. Эта карта послужит основой для металлогенической карты такого же масштаба, раскрывающей закономерности размещения и условия образования месторождений полезных ископаемых.
Анализ геологической истории столь обширной части азиатского континента и прилегающих акваторий Северного Ледовитого и Тихого океанов и окраинных морей позволит охватить более чем 2,5-миллиардный отрезок времени формирования литосферы Земли, проследить "жизнь" и "смерть" существовавших в прошлом на территории Азии Палеоазиатского, Палеотетиса и Монголо-Охотского океанов, фрагменты континентальных окраин и "дно" которых представлены в современной геологической структуре горных хребтов Алтая, Монголии, Забайкалья, Хингана, Приморья. Этот анализ позволит выявить и объяснить главные закономерности размещения и условия образования полезных ископаемых, определить положение и время образования отдельных рудных районов, металлогенических поясов и провинций, установить эпохи и периоды процессов интенсивного рудообразования. Интересным это исследование представляется в теоретическом и практическом плане, поскольку территория Северо-Восточной Азии по праву рассматривается как основной источник природных ресурсов ХХI века. К работе над проектом привлечены ведущие специалисты-геологи из шести стран: России, Монголии, Китая, Южной Кореи, Японии и США. Наиболее представительна группа российских геологов из четырех сибирских и дальневосточного геологических институтов. Руководители проекта с российской стороны -- член-корреспондент РАН М.Кузьмин, доктора геолого-минералогических наук, профессора Л.Парфенов (Якутия), Э.Дистанов, В.Сотников и ваш покорный слуга из Новосибирска, доктора геолого-минералогических наук Н.Берзин, В.Верниковский, А.Владимиров.
Иркутск представляют доктор геолого-минералогических наук, профессор ИГТУ Ж.Семинский, кандидаты геолого-минералогических наук А.Спиридонов, Л.Зорина, С.Дрилль. Член-корреспондент РАН А.Ханчук, кандидат физико-математических наук В.Наумова -- из Владивостока. Монгольских геологов объединяет академик МАН О.Томуртоого. Исследования китайцев в Чань-Чуньском институте наук о Земле возглавляют профессор Янь Хунцуянь, южнокорейских -- профессор Д.Хвонг. От геологической службы Японии в проекте участвует известный японский геолог, специалист по рудным месторождениям М. Огасавара и его помощники. Геологическую службу США в проекте представляет доктор У.Дж.Ноклеберг, отдавший исследованиям геологии и рудных месторождений Аляски более 25 лет. Отличительная черта интернационального коллектива участников проекта -- их целеустремленность в работе. Это команда единомышленников, объединенных идеями мобилизма.
-- На какой же отрезок времени рассчитан этот грандиозный проект? Что сделано в 1998 году?
-- Работы по проекту разделены на два этапа. Первые три года -- 1997--1999 -- отведены на сбор и подготовку всех необходимых баз данных, картографических материалов, их компьютерную обработку, освоение ГИС-технологий, описание объектов, то есть выполнение большого объема подготовительной рутинной работы. Последующие три года -- 2000--2002 -- будут посвящены анализу, обобщению и опубликованию результатов работы по проекту. Главные результаты планируется представить на ХХХI Международном Геологическом конгрессе, который состоится в Рио-де-Жанейро в августе 2000 года. Впрочем, с содержанием и промежуточными результатами работы по проекту можно познакомиться в Интернете/Web на страничке проекта http://minerals.er.usgs.gov/wr/projects/minres.html. В рамках проекта в августе 1998 года в Иркутске прошло с участием иностранных специалистов II Всероссийское металлогеническое совещание "Геодинамика, металлогения и нефтегазоносность Северо-Азиатского кратона и обрамляющих разновозрастных орогенных поясов". Геологи-рудники и геологи-нефтяники впервые совместно рассмотрели проблемы образования рудных, нефтяных и газовых месторождений в связи с геодинамической эволюцией развития земной коры (см. "Геология и геофизика", N 11, 1998). Материалы, представленные на совещании и их обсуждение, показали, что в научных и производственных организациях России и ряда сопредельных стран проходит этап крупных обобщений по геодинамике, металлогении и нефтегазоносности Северо-Азиатского кратона и орогенных поясов его обрамления. Большое значение придается региональному металлогеническому анализу на основе тектоники литосферных плит и глубинной геодинамики и, в частности, террейновому анализу. Подчеркивалась определяющая роль аккреционных и постаккреционных процессов в формировании протяженных на тысячи километров рудных поясов и металлогенических зон, показана важная роль горячих полей или плюм-тектоники в развитии сдвиговой геодинамики на постаккреционных этапах развития орогенных поясов и внутриплитного рифтогенеза.
-- Известно, что давно существует Сибирская школа металлогении, которую основал академик Валерий Алексеевич Кузнецов...
-- Как раз в своем выступлении на совещании академик-секретарь Отделения РАН академик Д.Рундквист отметил, что металлогения в России в последние годы, и в особенности -- в Сибири, переживает второй период бурного развития на основе новых принципов теории тектоники литосферных плит и глубинной геодинамики. Актуальны исследования по развитию сырьевой базы золота, платины, алмазов и других видов дефицитного минерального сырья, нефтяных и газовых месторождений, разработка проблем, связанных с формированием крупных и уникальных месторождений -- основных источников минеральных ресурсов ХХI века. Принципиально важно создание металлогенической карты нового поколения на основе террейновой тектоники и компьютерных баз данных по минеральным ресурсам крупных регионов с использованием ГИС-технологий и представлением материалов в системе Интернет. Примером может служить интереснейшая совместная работа российских, американских и канадских геологов по проекту "Главные месторождения, металлогения и тектоника Дальнего Востока России, Аляски и Канадских Кордильер" (Web Site: http://minerals.er.usgs.gov/wr/projects/majdeps.html). Совещание в Иркутске подтвердило приоритетность нового направления развития металлогении, прогнозирования и поисков месторождений полезных ископаемых на основе идей мобилизма, тектоники литосферных плит, глубинной геодинамики, моделирования рудообразующих систем и процессов нафтидогенеза в конкретных геодинамических обстановках. Огромные преимущества именно международных коллективов исследователей для геодинамических построений и металлогенического анализа крупных частей континента и было продемонстрировано на совещании.
-- Как вас встретили в Монголии? Какие конкретные проблемы обсуждались на рабочем совещании в Улан-Баторе? Итоги этой встречи?
-- Организаторами рабочего совещания по основным итогам работы по проекту в 1998 году были монгольские геологи -- директор Института геологии и минеральных ресурсов Монгольской академии наук академик О.Томуртоого, его заместитель по научной работе доктор геолого-минералогических наук Г.Бадарч, их помощники и коллеги. Большинство из них нам хорошо знакомо, поскольку они выпускники московских и иркутских вузов, многие годы работали в совместной геологической экспедиции Академий наук СССР и Монголии, в России же защищали кандидатские и докторские диссертации. Но это в прошлом, а сейчас, десять лет спустя, в Улан-Баторе была встреча по международному проекту, куда съехались представители всех шести стран-участниц проекта. Незаметно промелькнули три дня интенсивной работы.
Рассматривалась геодинамическая карта, проблемы корреляции, увязка и стыковка отдельных регионов. Затем обсуждались проблемы металлогении и основных модельных типов минеральных месторождений, металлогеническое районирование. И, наконец -- компьютерные и ГИС-технологии, представления и публикации карт, баз данных и других материалов проекта. Мы работали в уютном зале заседаний Ученого совета Президиума МАН на шестом этаже высотного здания Дворца науки и культуры на площади имени Сухэ-Батора, а за окном был виден нынешний Улан-Батор, с улицами, заполненными многочисленными иностранными автомобилями, красочной рекламой на английском, японском и китайском языках и пестро одетой молодежью, предпочитающей теперь объясняться на английском. Деловой стиль работы и высокая организация сопутствовали обсуждению результатов работы по проекту. Доклад представителя каждой страны-участницы по вопросу повестки дня живо обсуждался, вносились конструктивные предложения, высказывались критические замечания. Наиболее сложные узловые вопросы решались за рабочим столом общими усилиями, парадные выступления практически отсутствовали. Эмоции получили выход на прощальном банкете, где гостеприимные хозяева угощали нас блюдами национальной монгольской кухни.
В итоге рабочей встречи сформирован отчет за 1998 год, который будет представлен после первого марта 1999 года на страничке проекта в сети Интернет/Web и на CD-ROM. Также утверждены плановые задания на 1999 год. Следующую рабочую встречу намечено провести в ноябре 1999 года в резиденции Геологической службы Японии в научном городе Цукуба.
На снимке: профессор А.Оболенский и д-р У.Дж.Ноклберг, руководитель проекта с американской стороны, в зале заседаний рабочей группы.