КАК ОТКРЫВАЮТ МИНЕРАЛЫ ...

-- Это как азартная игра, -- признался первооткрыватель пяти новых минералов сотрудник Института земной коры Леонид Резницкий. -- Кто хоть раз нашел свой минерал, будет искать или, по крайней мере, стремиться к этому всю жизнь. История каждой находки по-своему удивительна.

ВОССТАНОВИЛИ ПРИОРИТЕТ РОССИЙСКОГО ОТКРЫТИЯ

Свой первый минерал Леонид Зиновьевич открыл... от обиды за российскую минералогию, желания доказать правоту нашей науки. А произошло это так. По просьбе своих друзей "камнецветчиков", с которыми работал в Слюдянке, он занялся удивительными породами -- пироксенами необычной окраски (салатного цвета). Минерал был изучен 150 лет назад известным русским минералогом Н.Кокшаровым, который назвал его "лавровитом" в честь президента Всероссийского императорского минералогического общества Лаврова. Позже, через 20 лет, его исследовали немецкие химики. Но оказалось, что за 100 с лишним лет со времени первой находки никому не удалось подтвердить ванадиевую природу окраски лавровита (а для самоцвета это очень важно. Например, изумруд -- это драгоценный берилл с хромовой природой окраски. А такой же зеленый берилл, но с ванадиевой природой окраски, строго говоря, изумрудом назвать уже нельзя). То есть, несмотря на то, что весь мир знал об удивительном слюдянском минерале "лавровите"-пироксене, содержащем ванадий, подтверждения на его открытие не было. Когда Резницкий с коллегами взялись разобраться в ситуации, как раз появилась статья немецких химиков "О подлинности лавровита" -- как итог более чем столетних неудач поиска ванадиевых пироксенов на Слюдянке. И затем пришло сообщение о дискредитации названия "лавровит".

-- Тут я разозлился, -- вспоминает Леонид Зиновьевич, -- взыграла профессиональная гордость минералога. Взялись за тщательные исследования. И пошло, и пошло. В результате мы не только название "лавровит" подтвердили, но еще и пять новых минералов открыли! Образцы слюдянских пород есть во всех музеях мира -- Слюдянка известна более 200 лет как природный минералогический музей. Но именно нам выпала честь открыть новые минералы и дать им названия. Их образцы -- редкость, и хранятся они только в избранных музеях. Мои минералы, например, в музее Ферсмана РАН.

ВСТРЕЧАЕТСЯ ТОЛЬКО В МЕТЕОРИТАХ

Первый из открытых минералов мы назвали "калининит" -- в честь исследователя Прибайкалья и моего учителя профессора МГРИ П.Калинина. Минерал оказался очень необычным. Есть такая группа пород -- шпинели, среди которых наиболее привлекателен пурпурный "лал", с ним связано много удивительных историй. Некоторое время назад было обнаружено, что знаменитые камни британской короны, например, "Рубин черного принца" (он же "Джирах-и-Алам" -- "Дань мира") -- на самом деле благородные шпинели -- "лалы". Кстати, в навершии императорской короны Екатерины II (наш Алмазный фонд) -- тоже громадная шпинель, в то время считавшаяся рубином (ее привезли из Китая еще царю Алексею Михайловичу). Так вот, на Земле было известно несколько сульфошпинелей, включающих соединения серы. Наш же "калининит" оказался соединением цинка, хрома и серы. Это очень редкая группа. Такое соединение встречалось раньше только в метеоритах.

СЕНСАЦИОННЫЙ "НАТАЛИИТ" И РЕДКИЙ "ФЛОРЕНСОВИТ"

Второй минерал, вопреки утверждениям немецких химиков, что ванадия на Слюдянке нет, оказался именно новым ванадиевым пироксеном. Такая находка в минералогии-сенсация. Его я назвал "наталиит" в честь сибирского геолога Натальи Фроловой. Надо сказать, что третья находка далась очень нелегко. Два года упорно разбирался с формулой. Минерал оказался тоже необычным, в нем часть хрома заменена сурьмой. Это первое подобное соединение в минералогии. Назвали мы находку "флоренсовит", в честь основателя нашего института известного геолога Н.Флоренсова.

КАК РОЖДАЮТСЯ НАЗВАНИЯ МИНЕРАЛОВ

Согласно правилам, которые устанавливает Международная комиссия по новым минералам и их названиям, вновь открытые минералы называют или по составу, или по географическому месту расположения, или в честь каких-то персоналий -- обычно известных ученых-геологов, минералогов. Но в последнем случае такое предложение надо тщательно обосновывать. Бывают, правда, исключения, когда возникают такие названия, как, например, "армстронгит" -- в честь американского космонавта, или "чурсонит" -- в честь актрисы Чурсиной. Но они не особенно приветствуются и в последние годы не появляются. Несколько новых минералов названы именами наших земляков, иркутских исследователей. Данный факт вызывает гордость. Навечно "закреплено в камне" признание заслуг Фроловой и Флоренсова. В честь первооткрывателя алмазов, известного ученого-геолога М.Одинцова появился минерал "одинцовит". Геохимики увековечили имя основателя Института геохимии Л.Таусона "таусонитом".

НАХОДКИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

-- Четвертый и пятый минерал, -- продолжает Леонид Зиновьевич, -- мы открыли в последние годы. Один из них -- разновидность ванадиевой шпинели. Другой -- очень редко встречающаяся хромовая слюда. Пока я оформлял документы (на это ушло больше года), зарубежные коллеги буквально засыпали просьбами прислать образцы.

Я просто не мог этого сделать, потому что имел на руках считанные зернышки, которые к тому же необходимо было сохранить для музея -- таково обязательное условие утверждения новых минералов.

Этот минерал, утверждение на который пришло чуть больше года назад, представляет собой аналог слюды мусковита, но вместо алюминия в его составе находится хром, который и придает ему удивительно красивую ярко-изумрудную окраску. Назвали мы его "хромфиллит".

Мой соавтор почти во всех открытиях -- нынешний директор Института земной коры, член-корреспондент РАН Е.Скляров, тоже заядлый "минералоискатель". Несмотря на огромную занятость он находит свободную минутку, чтобы вглядеться в тонкости структуры камня, увидеть в нем новизну. Причем, зачастую выполняет самую трудоемкую, скрупулезную, как мы говорим, "черновую" работу.

ПОЧТИ 30 НОВЫХ МИНЕРАЛОВ В АКТИВЕ ИРКУТЯН

Среди тех, кто также как Леонид Резницкий и Евгений Скляров охвачены азартом новых открытий, в основном люди старшего поколения. И чаще всего у каждого из них свое направление исследований, более широкие задачи. А поиск новых минералов -- своеобразное хобби. Далеко не все становятся первооткрывателями -- в мире уже так много изученного. Но тем весомее честь, когда все-таки удается внести свою строчку в минералогические справочники мира.

Всего иркутянами открыто около 30 новых минералов. Пять найдены Резницким с коллегами в слюдянских породах, семь -- открыто ведущим научным сотрудником этого же института Алексеем Коневым, пять (и среди них чароит) Верой Роговой и семь принадлежат исследователям из Института геохимии Владимиру Иванову, Евгению Воробьеву и Николаю Владыкину.

Поиски продолжаются.

Галина Киселева.

Фото из Геолого-минералогического музея ДВГИ ДВО РАН