НА ПУТИ К ОФИЦЕРСКОМУ ЗВАНИЮ

В Новосибирском военном институте готовят командиров мотострелковых, разведывательных и подразделений специального назначения.

Хотите стать генералом? Тогда надо закончить одно из военно-учебных заведений, к примеру, наш Новосибирский военный институт. Институтом он стал в 1998 году, а был открыт в 1967 году в Академгородке как Военно-политическое училище. За 31 год его работы выпущено более 12 тысяч офицеров, среди которых есть уже и шесть генералов. Свыше 3 тысяч выпускников награждены орденами и медалями, двенадцать стали Героями Советского Союза и Российской Федерации (девять -- посмертно), всего же в боевых действиях (в Афганистане и Чечне) участвовало около половины питомцев училища.

Новосибирский военный институт -- одно из видных военно-учебных заведений страны, имеющее славные традиции и реальные перспективы в подготовке офицерских кадров новой российской армии XXI века.

С жизнью курсантов нас знакомит заместитель начальника института по воспитательной работе полковник Александр Куров (кстати, выпускник НВВПОУ 1974 года).

-- Александр Михайлович, вы были курсантом училища, когда оно называлось военно-политическим. Какие специальности получали выпускники, какие предметы изучали?

-- Училище было военно-политическим с 1967 по 1992 годы. Тогда была одна специальность -- офицеры-политработники ротного звена. Изучали в общей сложности около 30 предметов. Основные: тактика, партийно-политическая работа, огневая подготовка, технические дисциплины, связанные с эксплуатацией автомобилей и бронетанковой техники. Много было гуманитарных предметов: философия, история партии, научный коммунизм, военное право, педагогика, психология и т.п.

Практика была в обязательном порядке: после завершения второго курса ехали на стажировку в военные части в качестве командиров взводов. Следующая -- после третьего курса в качестве заместителя командира роты по политической части.

На четвертом курсе писали курсовую работу на партийно-политическую тему и защищались. О распределении узнавали в момент вручения дипломов.

-- С переменами в жизни нашего государства изменился и профиль училища. С 1992 года оно стало командным общевойсковым. Что изменилось?

-- Полностью сменились специальности. Училище стало готовить командиров взводов мотострелковых войск и войсковой разведки, а с 1994 года -- офицеров для подразделений специальной разведки. Блок гуманитарных предметов был вытеснен инженерными дисциплинами. Были сформированы новые кафедры, создана соответствующая лабораторная и полевая база. Училище начало работать по пятилетним программам.

-- Значит, курсанты, заканчивая училище, получали диплом о высшем образовании. Что же дает нынешний статус института?

-- В принципе программа обучения осталась та же. Возможно, переименование связано с универсализацией в вопросах высшего образования. Мы должны давать и гражданскую специальность. Но специфика в том, что эта специальность должна быть востребована и в сфере военного дела. Выпускникам присваивается воинское звание "лейтенант" и выдается диплом с присвоением квалификации "инженер-механик по эксплуатации транспортных средств" (для командиров мотострелковых и разведывательных взводов), "переводчик-референт" (для офицеров специальной разведки). Выдается удостоверение на право управления автомобилем категории "С", удостоверение инструктора рукопашного боя, парашютно-десантной подготовки.

-- Расскажите о вступительных экзаменах, о конкурсе.

-- В 1998 году мы набрали четыре роты, это около 470 человек. Самый большой конкурс был у спецназа -- три человека на место, на другие специальности примерно 2,3. При поступлении в первую очередь проверяется физическая подготовка абитуриентов: кросс 3000 м, бег 100 м, плавание 100 м, подтягивание (не менее 10 раз). Затем "спецназ" пишет диктант, устно сдает русскую литературу и иностранный язык. А другие специальности, кроме диктанта, -- математику письменно и физику устно.

-- Можно ли охарактеризовать последний набор? Каких ребят больше?

-- Интересно, что в бытность училища военно-политическим, много поступающих было после армии. Сейчас, в основном, бывшие школьники. Очень мало после окончания суворовских училищ или после службы, хотя льготы при поступлении для них есть. Почти 70 процентов набора -- деревенские ребята. Конечно уровень подготовки у них существенно ниже, и на первом курсе это чувствуется. Но парни из сельской местности упорнее, хотят учиться, чувство социальной адаптации у них развито сильнее, чем у городских. Поэтому после I года все выравниваются.

-- Есть ли такие, которые выбывают?

-- Да, за годы обучения из набора в среднем уходит человек 30. Некоторые не могут освоить программу обучения, другие -- за недисциплинированность, есть и по семейным обстоятельствам.

-- Сколько продолжаются занятия, как ребята отдыхают?

-- Обязательные занятия идут 36 часов в неделю. В воскресенье -- выходной. Курсанты ходят в увольнение, посещают гарнизонный клуб. К нам приезжают артисты, дружим с театром "Старый дом". Многие ездят в Новосибирск на концерты.

Курсанты-новосибирцы на IV--V курсе имеют свободный выход. Если нет ночных занятий, они могут жить дома.

-- У курсантов есть хорошая традиция -- работа со школьниками. Приглашают ли сейчас их в школы?

-- Конечно! По-прежнему зимой проходит "Зарница". Мы шефствуем над школами NN 61 и 204, без внимания не оставляем 55-е техническое училище, бываем в школах Бердска. Ко Дню защитника Отечества курсантов пригласили провести уроки во многих классах школ Академгородка. Ребята с удовольствием общаются со школьниками, рассказывают об училище, о занятиях, о технике...

-- И может быть, кто-то из нынешних мальчишек примет решение поступать в Военный институт, стать курсантом, офицером, генералом...

Беседовала В.Макарова.

На фото:

-- Полковник А.Куров рассказывает...

-- В учебном техническом классе.

-- Офицер-разведчик должен знать и японский.

-- На учениях как в бою.

-- Предмет боевой подготовки -- физическое воспитание.