Проблемные вопросы развития топливно-энергетического комплекса
России в 2001--2005 гг. и в период до 2030 г.
Проблемы развития нефтегазового комплекса Сибири постоянно
находятся в центре внимания Сибирского отделения Российской
академии наук. Институты СО РАН сотрудничают с Министерством
топлива и энергетики, Министерством природных ресурсов России,
администрациями субъектов федерации, крупнейшими компаниями ТЭК,
такими, как "Газпром", "ЮКОС", "Лукойл", "Славнефть", ТНК по
стратегическим вопросам развития нефтегазового комплекса.
СО РАН совместно с Минтопэнерго разрабатывало "Энергетическую
стратегию России". В настоящее время Российская академия наук
участвует в подготовке новой версии этого документа.
Исследования институтов СО РАН показывают, что абсолютно
необходимым условием выхода России из кризиса, роста ВВП,
создания достойных условий жизни населения страны является
развитие нефтегазового комплекса, рост добычи нефти, газа и угля
в стране и одновременно -- повышение эффективности использования
энергии за счет новейших технологий. Эти два направления работы
нельзя противопоставлять. Для того, чтобы вернуть стране в
ближайшие 20--25 лет уровень ВВП, который Россия имела до 1991
г., или превзойти его, необходим рост ВВП не ниже 7--8 процентов
в год.
Необходимо в кратчайшие сроки сформулировать на языке экономики
ближайшие и отдаленные цели социально-экономического развития
России, определить траекторию (систему траекторий) развития
нефтяной, газовой и угольной промышленности страны, атомной
энергетики на средне- и долгосрочную перспективу, сформулировать
набор законодательных и экономических мер, которые обеспечат
развитие нефтегазового комплекса в желательном для страны
направлении.
В ряде выступлений на совещании шла речь о необходимости
постепенного уменьшения доли газа и увеличении роли угля в
энергетическом балансе страны, о необходимости повышения цен на
газ и выравнивания цен на энергоносители. Сибирское отделение в
течение ряда лет также выдвигало и выдвигает вновь подобные
предложения, подкрепленные результатами наших исследований и
расчетов.
Ключевой проблемой развития топливно-энергетического комплекса, с
точки зрения государственного регулирования, является коренная
реформа налогового законодательства и резкое уменьшение
налогового бремени на нефтяную и газовую промышленность. В
частности, целесообразно перейти к новой системе налогового
законодательства на недра, упростить ее, сделать прозрачной и
сохранить только три налога -- на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, на прибыль и на дополнительный доход от
добычи углеводородов.
Следует иметь в виду, что за счет конкретных горно-геологических
условий нефтяная промышленность России работает в крайне
неблагоприятных для экспорта нефти геолого-экономических
условиях. Анализ показывает, что в мире 70 процентов нефти,
поступающей на экспорт, добывают из скважин, дебит которых
превышает 100 тонн в сутки, еще 5 процентов -- из скважин с
дебитом от 30 до 100 тонн в сутки и всего 10,6 процента из
скважин с дебитом от 10 до 30 т/сут. Из числа стран-экспортеров
нефти только Россия, доля которой в мировом экспорте 12,7
процента, имеет средний дебит скважин всего 7,3 т/сут.! Добывая
нефть в таких горно-геологических условиях, Россия вынуждена
эксплуатировать в 1,8 раза больше скважин, чем все остальные
страны-экспортеры нефти в мире вместе взятые! Это усугубляется
тем обстоятельством, что налоговое бремя на российские нефть и
газ, значительно выше, чем в нефтедобывающих странах Запада и на
Ближнем Востоке. Приведу пример. В России невыгодно
эксплуатировать скважины с текущим дебитом менее 5 т/сут. Средний
(средний! -- А.К.) дебит скважин в США 1,5 т/сут., и американским
предпринимателям выгодно их эксплуатировать!
Действующая налоговая политика сказывается и на сырьевой базе
нефтяной промышленности. Так, из числящихся в Государственном
балансе запасов нефти в Ханты-Мансийском автономном округе
рентабельны для разработки при действующем налоговом
законодательстве только 55 процентов. При разработке запасов этих
месторождений на основе соглашений о разделе продукции
рентабельными становятся 73 процентов запасов и при коренной
реформе налогового законодательства -- 94 процента.
На весь рассматриваемый период газ останется главным источником
энергии в России и одним из важнейших компонентов ее экспорта.
Основной проблемой развития газовой промышленности будет
необходимость постоянного ввода в разработку новых газовых
месторождений в Западной Сибири. При этом необходимо иметь в
виду, что в ближайшие годы Россия столкнется в экономике газовой
промышленности с теми же проблемами, что были отмечены ранее для
нефти. Добыча дешевого сеноманского газа закончится в ближайшие
5--7 лет. Оставшийся низконапорный сеноманский газ таких
гигантов, как Уренгой, Ямбург, Медвежье, газ полуострова Ямал
будет значительно дороже. Вводимые в разработку в Надым-Тазовском
междуречье газовые месторождения будут иметь меньшие запасы.
Понадобится одновременно разрабатывать большее количество
месторождений, что потребует развития инфраструктуры. Новые
залежи имеют более сложные горно-геологические условия, залегают
на глубинах в 2,5--3 раза больших. Значительная часть новых
залежей будет содержать жирный конденсатный газ. Разработка
месторождений потребует создания газоконденсатоперерабатывающей
промышленности. Все сказанное относится и к попутному нефтяному
газу. Необходима специальная программа работ по использованию
жирного конденсатного и попутного нефтяного газа.
На объектах федерального значения необходима государственная
поддержка при подготовке запасов нефти и газа, при вводе в
разработку нефтяных и газовых месторождений, при внедрении новых
технологий, повышающих извлечение нефти и конденсата.
В числе экономических стимулов участия недропользователей в
разработке федеральных программ следует рассмотреть возможность
полного или частичного исключения из налогооблагаемой базы
финансовых средств, которые недропользователи тратят на
реализацию проектов.
В последние десятилетия XX века российская наука и геологическая
практика совершили мощный прорыв, открыв десятки новых
месторождений в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия). Это
самые древние месторождения на планете! Развитие нефтяной и
газовой промышленности в Восточной Сибири позволит России уже в
ближайшие годы приступить к решению важнейшей геополитической и
экономической задачи XXI века -- обеспечить собственными нефтью и
газом восточные районы России, выйти на Азиатско-Тихоокеанский
энергетический рынок.
Для обеспечения устойчивого развития энергетики России необходим
стабильный прирост запасов нефти и газа. Между тем, начиная с
1994 г., даже в условиях падающей добычи, Россия добывает нефти и
газа значительно больше, чем открывает новых месторождений.
Прогноз на 2001--2005 гг. показывает, что за этот период
накопленная добыча нефти составит 1570 млн т, газа -- 3160 млрд
кубометров. Даже для простого воспроизводства этих запасов
необходимо бурить в 2001--2005 гг. не менее 2 млн 100 тыс. м
глубоких скважин в год, что в 1,5--2 раза выше уровня,
достигнутого в 1998, 1999 гг. С учетом сложного строения вновь
открываемых месторождений объемы геофизических работ должны расти
даже быстрее, чем объемы глубокого бурения. Целесообразно
предоставлять налоговые льготы компаниям, вкладывающим
собственные средства в проведение геологоразведочных работ.
Разрешить компаниям использовать отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы на всей территории России, а не только
на территории субъектов федерации, где эти средства получены.
Особое внимание необходимо обратить на создание максимально
благоприятных условий для геологоразведочных работ в Западной
Сибири (отложения неокома и верхней юры Среднеобской и
Надым-Пурской областей, Обская и Тазовская губы, Пур-Тазовская,
Ямальская, Гыданская, Каймысовская нефтегазоносные области и
др.), которая в течение всей первой половины XXI века будет
обеспечивать основные объемы добычи нефти и газа и в Восточной
Сибири, учитывая особое значение этого региона для улучшения
географии нефтяной и газовой промышленности России, для выхода на
Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок, а также на шельфе
Баренцева, Карского и Охотского морей.
Анализ показывает, что развитие геологоразведочных работ на
распределенном фонде недр, а также ввод в разработку
месторождений нефти и газа многими недропользователями
осуществляется с серьезными нарушениями лицензионных соглашений,
которые являются главным инструментом государственного
регулирования в недропользовании. Сибирское отделение РАН
неоднократно ставило вопрос о необходимости усиления контроля за
выполнением лицензионных соглашений, применения санкций против их
нарушителей, вплоть до изъятия лицензий в случаях особо серьезных
нарушений. Мы вновь поднимаем этот вопрос. При этом, однако,
необходимо иметь в виду, что ситуация на рынке может иногда
требовать пересмотра лицензионных соглашений. Это следует делать
в необходимых случаях в установленном законом порядке.
В заключение еще раз подчеркну, что развитие нефтяной и газовой
промышленности России, рост добычи нефти и газа в стране,
устойчивое развитие геологоразведочных работ, создание
эффективного механизма экономического стимулирования развития
этих отраслей при одновременном росте эффективности
энергопотребления -- абсолютно необходимое условие выхода
экономики России из кризиса, подъема уровня жизни населения нашей
страны. Нельзя увеличивать производство, не увеличивая
потребление и эффективность использования энергии. Другого пути
подъема экономики у России нет.
Академик А.Конторович.
|