"ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ" АЛЕКСАНДРА ШУРИЦА
25 лет тому назад в Выставочном зале Дома ученых состоялась
первая персональная выставка произведений Александра Шурица. С
этого времени началась его дружба с миром науки. Сегодня в нашем
зале работает уже четвертая выставка художника, которая так и
называется -- "Четвертое измерение". Почти по-научному звучит.
Трудным, а потому, наверное, незаурядным был творческий путь
художника, являющегося в наши дни одним из самых известных в
Новосибирске. Англия, Голландия, Германия, Бельгия, Италия, США,
Франция тоже по-достоинству оценили искусство А.Шурица. Все лавры
признания были получены художником в последние десять лет. А
первая его выставка в 1975 году наделала много шума -- с
выговорами организаторам, досрочным закрытием, разборками по
идеологической линии. Сейчас вспоминать об этом и грустно и
смешно одновременно.
Один из первых в нашем городе, Александр Шуриц разбередил
застоявшееся болото так называемой художественной жизни, в
котором строго регламентировались сюжеты, способы их отображения
(только в рамках реализма), номенклатурный стиль поведения. Всем
этим "набором" художник не владел. Приехав из Москвы после
окончания Строгановского училища, он принес свежее дыхание
столичной художественной атмосферы, уже хорошо насыщенной
информацией о достижениях и исканиях мирового искусства по
регулярным выставкам, которые с усердием посещали все, а особенно
-- молодые художники. Первые же работы молодого художника
Александра Шурица, выполненные в гиперреалистической манере, были
подвергнуты яростной критике не только со стороны курирующих
культуру органов, но и стороны зрителей. Еще больше взбудоражили
неискушенного сибирского зрителя сюрреалистические искания
художника. Творчество Сальвадора Дали проникало к нам дозированно
в виде тоненьких монографий, почти героически провозимых через
границу. Да и про импрессионистов узнали еще совсем недавно.
Поэтому картины Шурица, так не похожие на все, что мы привыкли
видеть на выставках, "волновали" своей красочной
фантасмагоричностью, ирреальностью изображаемого мира (в основном
-- сочиненного). В это же время он начал создавать свои
знаменитые семейные портреты, многие герои которых до сих пор
живут в Академгородке, а портреты висят на стенах их квартир. В
те далекие времена ученые могли себе позволить заказать портрет.
Да и продавал их художник за бесценок, зарабатывая себе на жизнь
книжной графикой. Кстати, им оформлено около ста книг,
большинство из них -- детские. Но это все в прошлом...
Новая встреча с искусством Александра Шурица -- это встреча и с
новым этапом в его творчестве. От выставки к выставке он почти не
повторяется. На сегодняшней выставке -- работы 1999--2000 гг.
Постоянно ищет новые сюжеты, используя для их воплощения весь
арсенал мирового искусства. Он широко эрудирован, эмоционален,
поэтому не стесняется демонстрировать в своих работах увлечение
то Веласкесом, то Шагалом, то переполняющими его впечатлениями от
поездки в Италию, Францию. Работая почти во всех жанрах --
портрете, пейзаже, исторической картине, в настоящее время отдает
предпочтение бытовому жанру. Герои его произведений, при всей
конкретности изображаемой ситуации, всегда приподняты над
действительностью. Обыденность романтизируется, приобщается к
вечному -- почти как у Вермеера...
Мне очень понравилось эссе о художнике, написанное новосибирской
журналисткой Еленой Канунниковой, которое имеет прямое отношение
к картинам нашей выставки:
"Дети, коты, вечные книги, груши, ангелы, письма. Все они так
чисты, и так не для этой жизни. Когда вы написали последнее
письмо? Когда вы в последний раз видели ангела? Может и недавно,
просто не заметили. Иногда я понимаю, почему люди любят картины
Александра Шурица. Просто он напоминает нам о том, что мы в
суете, по глупости или по неосторожности забыли, упустили из
вида, просмотрели или не захотели разглядеть. В его картинах все
нереально о реальном, но никогда не в лоб, не прямо, но
полунамеком и полуоборотом..."
Г.Лаевская, зав. выставочным залом.
|