В оглавление

"ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ"
АЛЕКСАНДРА ШУРИЦА

25 лет тому назад в Выставочном зале Дома ученых состоялась первая персональная выставка произведений Александра Шурица. С этого времени началась его дружба с миром науки. Сегодня в нашем зале работает уже четвертая выставка художника, которая так и называется -- "Четвертое измерение". Почти по-научному звучит.

Трудным, а потому, наверное, незаурядным был творческий путь художника, являющегося в наши дни одним из самых известных в Новосибирске. Англия, Голландия, Германия, Бельгия, Италия, США, Франция тоже по-достоинству оценили искусство А.Шурица. Все лавры признания были получены художником в последние десять лет. А первая его выставка в 1975 году наделала много шума -- с выговорами организаторам, досрочным закрытием, разборками по идеологической линии. Сейчас вспоминать об этом и грустно и смешно одновременно.

Один из первых в нашем городе, Александр Шуриц разбередил застоявшееся болото так называемой художественной жизни, в котором строго регламентировались сюжеты, способы их отображения (только в рамках реализма), номенклатурный стиль поведения. Всем этим "набором" художник не владел. Приехав из Москвы после окончания Строгановского училища, он принес свежее дыхание столичной художественной атмосферы, уже хорошо насыщенной информацией о достижениях и исканиях мирового искусства по регулярным выставкам, которые с усердием посещали все, а особенно -- молодые художники. Первые же работы молодого художника Александра Шурица, выполненные в гиперреалистической манере, были подвергнуты яростной критике не только со стороны курирующих культуру органов, но и стороны зрителей. Еще больше взбудоражили неискушенного сибирского зрителя сюрреалистические искания художника. Творчество Сальвадора Дали проникало к нам дозированно в виде тоненьких монографий, почти героически провозимых через границу. Да и про импрессионистов узнали еще совсем недавно. Поэтому картины Шурица, так не похожие на все, что мы привыкли видеть на выставках, "волновали" своей красочной фантасмагоричностью, ирреальностью изображаемого мира (в основном -- сочиненного). В это же время он начал создавать свои знаменитые семейные портреты, многие герои которых до сих пор живут в Академгородке, а портреты висят на стенах их квартир. В те далекие времена ученые могли себе позволить заказать портрет. Да и продавал их художник за бесценок, зарабатывая себе на жизнь книжной графикой. Кстати, им оформлено около ста книг, большинство из них -- детские. Но это все в прошлом...

Новая встреча с искусством Александра Шурица -- это встреча и с новым этапом в его творчестве. От выставки к выставке он почти не повторяется. На сегодняшней выставке -- работы 1999--2000 гг. Постоянно ищет новые сюжеты, используя для их воплощения весь арсенал мирового искусства. Он широко эрудирован, эмоционален, поэтому не стесняется демонстрировать в своих работах увлечение то Веласкесом, то Шагалом, то переполняющими его впечатлениями от поездки в Италию, Францию. Работая почти во всех жанрах -- портрете, пейзаже, исторической картине, в настоящее время отдает предпочтение бытовому жанру. Герои его произведений, при всей конкретности изображаемой ситуации, всегда приподняты над действительностью. Обыденность романтизируется, приобщается к вечному -- почти как у Вермеера...

Мне очень понравилось эссе о художнике, написанное новосибирской журналисткой Еленой Канунниковой, которое имеет прямое отношение к картинам нашей выставки:

"Дети, коты, вечные книги, груши, ангелы, письма. Все они так чисты, и так не для этой жизни. Когда вы написали последнее письмо? Когда вы в последний раз видели ангела? Может и недавно, просто не заметили. Иногда я понимаю, почему люди любят картины Александра Шурица. Просто он напоминает нам о том, что мы в суете, по глупости или по неосторожности забыли, упустили из вида, просмотрели или не захотели разглядеть. В его картинах все нереально о реальном, но никогда не в лоб, не прямо, но полунамеком и полуоборотом..."

Г.Лаевская,
зав. выставочным залом.