В оглавление

"ЛИЧНЫЕ ИСТИНЫ"
ТИМОФЕЯ ШЕРУДИЛО

"Личные истины" -- недавно изданная в Новосибирске книга философских афоризмов. При слове "афоризм" читатель непременно вспомнит Козьму Пруткова, однако афоризмов не гнушался и Пушкин; афоризмами писали Ницше и Лев Шестов. Впрочем, этот способ выражения мыслей не нуждается в нашей защите, он прекрасно защитит себя и сам. Л.Шестов в начале века говорил: "Полагают, что книга должна представлять из себя последовательно развитую систему мыслей, объединенных общей идеей -- иначе она не оправдывает своего назначения... И точно, если бы книга не могла иметь другого назначения, -- то афоризм был бы этим самым навсегда осужден. Разрозненные, не связанные между собой мысли в лучшем случае могли бы рассматриваться как сырой материал, который может получить некоторую ценность лишь после соответствующей обработки. Но по мере того, как растет отвращение к последовательности и сомнение в пригодности всякого рода общих идей, не должно ли явиться у человека отвращение к той форме изложения, которая наиболее приспособлена к существующим предрассудкам?"

Что же это за философия, находящая для себя выражение в афоризмах, да и возможно ли нечто самобытное в наше время, когда как будто все уже сказано и остается только изучать написанное великими? "Я должен предупредить читателя, -- говорит автор в предисловии к одной из вошедших в сборник книг, -- что в этой книге есть "философия", если понимать под философией любовь к мудрости, но нет "системы". Философские системы создаются жаждой твердой почвы, на которой можно было бы успокоиться, но в том-то и дело, что спокойствие в этих вещах неуместно. Я думаю, что философ занимает в мире место нигилиста и искусителя; его дело -- лишить человека покоя; философия есть борьба с привычными полуистинами. Прославление существующего порядка вещей и общепринятых истин говорит о застое мысли".

В таком признании легко увидеть намек на Ницше и его место в умственной жизни: место "борцы против своего времени". Не безнадежное ли это выступление против эпохи, которая -- по ее собственному убеждению -- окончила познание человека и наконец указала ему верное место в мироздании? Автор "Личных истин" похоже, так не думает. "Время, -- говорит он, -- которое объявляет, что оно постигло человека, что человек для него прозрачен и не представляет больше загадки, -- это время ожидают большие заблуждения и неудачи, и именно связанные с человеком и его душой. Непризнание души в себе самом, а тем более в человечестве, мстит ужасно, хотя и может приводить к кратковременным успехам. Лучше ошибиться на пути познания человека, чем отказаться от него вовсе".

Это может показаться резким. В "Личных истинах", однако, можно найти не только такую резкость, но и умеряющее ее признание того, что никакой способ познания не может считаться исключительным. "Несогласному со мной читателю, -- говорится в одном из афоризмов, -- я могу сказать только, что и сам с собой не согласен и не имею о многих вещах постоянного мнения. Я пишу постольку, поскольку сам себе противоречу, надеясь в противоречиях сохранить свободу и, может быть, найти хотя бы тень истины. Кстати сказать, поскольку Истина вне всякого сомнения есть свет, мы следуем чаще всего за тенями, которые отбрасывают в этом свете различные предметы. Это щадит наше зрение и упрощает дело, так как Истина одна, а теней бесконечно много".

Мне кажется, эта книга заслуживает прочтения, почему я и взял на себя смелость обратить на нее внимание читателей.

А.А.