"ЛИЧНЫЕ ИСТИНЫ" ТИМОФЕЯ ШЕРУДИЛО
"Личные истины" -- недавно изданная в Новосибирске книга
философских афоризмов. При слове "афоризм" читатель непременно
вспомнит Козьму Пруткова, однако афоризмов не гнушался и Пушкин;
афоризмами писали Ницше и Лев Шестов. Впрочем, этот способ
выражения мыслей не нуждается в нашей защите, он прекрасно
защитит себя и сам. Л.Шестов в начале века говорил: "Полагают,
что книга должна представлять из себя последовательно развитую
систему мыслей, объединенных общей идеей -- иначе она не
оправдывает своего назначения... И точно, если бы книга не могла
иметь другого назначения, -- то афоризм был бы этим самым
навсегда осужден. Разрозненные, не связанные между собой мысли в
лучшем случае могли бы рассматриваться как сырой материал,
который может получить некоторую ценность лишь после
соответствующей обработки. Но по мере того, как растет отвращение
к последовательности и сомнение в пригодности всякого рода общих
идей, не должно ли явиться у человека отвращение к той форме
изложения, которая наиболее приспособлена к существующим
предрассудкам?"
Что же это за философия, находящая для себя выражение в
афоризмах, да и возможно ли нечто самобытное в наше время, когда
как будто все уже сказано и остается только изучать написанное
великими? "Я должен предупредить читателя, -- говорит автор в
предисловии к одной из вошедших в сборник книг, -- что в этой
книге есть "философия", если понимать под философией любовь к
мудрости, но нет "системы". Философские системы создаются жаждой
твердой почвы, на которой можно было бы успокоиться, но в том-то
и дело, что спокойствие в этих вещах неуместно. Я думаю, что
философ занимает в мире место нигилиста и искусителя; его дело --
лишить человека покоя; философия есть борьба с привычными
полуистинами. Прославление существующего порядка вещей и
общепринятых истин говорит о застое мысли".
В таком признании легко увидеть намек на Ницше и его место в
умственной жизни: место "борцы против своего времени". Не
безнадежное ли это выступление против эпохи, которая -- по ее
собственному убеждению -- окончила познание человека и наконец
указала ему верное место в мироздании? Автор "Личных истин"
похоже, так не думает. "Время, -- говорит он, -- которое
объявляет, что оно постигло человека, что человек для него
прозрачен и не представляет больше загадки, -- это время ожидают
большие заблуждения и неудачи, и именно связанные с человеком и
его душой. Непризнание души в себе самом, а тем более в
человечестве, мстит ужасно, хотя и может приводить к
кратковременным успехам. Лучше ошибиться на пути познания
человека, чем отказаться от него вовсе".
Это может показаться резким. В "Личных истинах", однако, можно
найти не только такую резкость, но и умеряющее ее признание того,
что никакой способ познания не может считаться исключительным.
"Несогласному со мной читателю, -- говорится в одном из
афоризмов, -- я могу сказать только, что и сам с собой не
согласен и не имею о многих вещах постоянного мнения. Я пишу
постольку, поскольку сам себе противоречу, надеясь в
противоречиях сохранить свободу и, может быть, найти хотя бы тень
истины. Кстати сказать, поскольку Истина вне всякого сомнения
есть свет, мы следуем чаще всего за тенями, которые отбрасывают в
этом свете различные предметы. Это щадит наше зрение и упрощает
дело, так как Истина одна, а теней бесконечно много".
Мне кажется, эта книга заслуживает прочтения, почему я и взял на
себя смелость обратить на нее внимание читателей.
А.А.
|