ДЕНЬ ПОБЕДЫ, ДЕНЬ ПАМЯТИ
Прошло 55 лет со дня Великой Победы России в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг. В силу разных причин тема "Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне" мало освещалась в печати, и архивные материалы по государственно-церковным отношениям этого периода не были доступны для изучения. В настоящее время появляется возможность приоткрыть и эту страницу героической истории нашего Отечества. 22 июня 1941 года совершилось нападение Германии на нашу страну. В этот воскресный день, в соответствии с датой Пасхи 1941 года, Русская Православная Церковь совершала память Всех Святых в земле Российской просиявших -- ежегодный церковный праздник в честь всех небесных покровителей России. Узнав о нападении Германии на СССР, возглавлявший тогда Русскую Православную Церковь Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Старгородский) прежде всего отслужил утром 22 июня Воскресную Литургию. Возвратившись из Богоявленского Елоховского кафедрального собора в свою резиденцию (скромный деревянный домик в Бауманском переулке, 6), он сразу же написал, а затем собственноручно отпечатал на пишущей машинке "Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви". В Библии сказано: "Как хорошо слово вовремя!" (Притч. 15,23). Послание митрополита Сергия было написано и разослано в то время, когда далеко еще не все высшие государственные деятели вышли из состояния растерянности. Это историческое послание митрополита Сергия пронизано твердой и непоколебимой верой в неизбежность победы Богом хранимой страны Российской над фашистской Германией. "Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину, -- говорилось в послании. -- Кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и Верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы -- православные, родные им по плоти и по Вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытаний всем, чем каждый может. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг". Заканчивается это Послание призывом: "Положим же души своя вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и Веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу!". Патриаршее послание было разослано по всем приходам Русской Православной Церкви. В первый же день войны митрополит Сергий прозорливо предрек Победу, которую нашему народу тогда только еще предстояло вымолить, выстрадать и завоевать ценой бесчисленных жертв. И затем на протяжении всей войны Русская Православная Церковь вдохновляла защитников Отечества и весь народ на Победу. Всего за годы войны Митрополит Сергий (с 12 сентября 1943 года -- Святейший Патриарх Московский и всея Руси) обращался к верующим с патриотическими посланиями 24 раза, отзываясь на самые значительные военные события и в каждом пасхальном и рождественском послании призывая соотечественников к ратному подвигу на фронте и самоотверженному труду в тылу ради общей победы над лютым фашизмом. На молебне о даровании победы русскому воинству, совершенном вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском (ныне -- Патриаршем) соборе г. Москвы, митрополит Сергий говорил: "Родина наша в опасности, и она созывает нас: "Все в ряды, все на защиту Родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от чужестранного порабощения!". Позор всякому, кто бы он ни был, кто остается равнодушным к такому призыву, кто предоставит другим жертвовать собой за общее народное дело, а сам будет выжидать, к какой стороне лучше и выгоднее ему пристать. В особенности позорно и прямо грешно среди таких якобы сынов, а на деле предателей Родины, оказаться нам, чадам Святой Православной Церкви... Глубоко ошибаются те, кто думают, что теперешний враг не касается наших святынь и ничьей веры не трогает. Наблюдения над немецкой жизнью говорят совсем о другом. Известный немецкий полководец Людендорф, посылавший своих солдат на смерть сотнями тысяч, с летами пришел к убеждению, что для завоевателя христианство не годится... Поэтому генерал призывает своих германцев бросить Христа и кланяться лучше древнегерманским идолам Вотану и другим... Безумие это распространено среди фашистов и даже стремится заразить собою и другие народы, попадающие под германское влияние или владычество". С самого начала Великой Отечественной войны в храмах Москвы, а затем всей страны стали совершаться особые молебны. Московская Патриархия выпустила специально составленное для этого чинопоследование -- "Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны". Кроме того, каждый день, за каждой Литургией в храмах Русской Православной Церкви возносились молитвы о даровании победы над врагом, о благопоспешении нашим воинам, о упокоении тех, кто положил свою жизнь на алтарь грядущей Победы. С первых же дней Великой Отечественной войны в уцелевшие от так называемой "безбожной пятилетки" (1929--1933 гг.) и самых "антицерковных" 1937--1938 годов православные храмы устремилось множество наших соотечественников -- в особенности матерей и сестер, провожавших или проводивших своих сыновей и братьев на поле брани с коварным и жестоким врагом. Если в годы благоденствия человек склонен забывать о Боге, то беда скоро учит молиться и находить дорогу к храму. С началом войны прекратился выпуск журнала Союза воинствующих безбожников "Безбожник" (впоследствии он стал называться "Наука и религия"). Сразу ненужными оказались антирелигиозные лекции и другие антицерковные мероприятия. Нередко наши воины, в абсолютном большинстве люди крещеные, уходя на фронт, брали с собой в благословение икону или 90-й псалом -- "Живый в помощи Вышняго". Сохранились кадры кинохроники, показывающие, как православные русские женщины осеняют крестным знамением защитников Отечества, идущих на фронтовую линию. Получив письмо с фронта, православные женщины шли в храм благодарить Бога за своих отцов, мужей и братьев. Получив похоронку, они также шли в свой храм, чтобы поставить свечу, совершить первую заупокойную службу и молитвенно пропеть "Вечную память" всем "на поле брани убиенным и от ран скончавшимся" защитникам Родины. Это неудивительно, так как, несмотря на долголетнюю воинствующую антирелигиозную пропаганду, по переписи 1937 года, включавшей вопрос о религии, 56,7 процента ответивших на этот вопрос засвидетельствовали о своей вере в Бога, а это составляло более 55 миллионов наших граждан. 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации, а 27 июня было принято постановление СНК СССР о порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества. В первую очередь эвакуации подлежали важнейшие промышленные ценности (станки, машины), ценные сырьевые и продовольственные ресурсы (цветные металлы, горючее, хлеб) и другие ценности, имеющие государственное значение. Среди ценностей, имеющих государственное значение, важное место занимали также сокровища из культурно-исторического наследия России, хранящиеся в Оружейной палате Кремля и Третьяковской галерее. Часть сокровищ Третьяковки была эвакуирована в Новосибирск, и среди них в Новосибирск была привезена величайшая святыня России -- Владимирская икона Божией Матери. Сейчас эта икона находится в церкви Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. И очень немногие новосибирцы знают, что эта великая святыня в годы Великой Отечественной войны находилась в нашем городе. Из-за угрозы захвата фашистами Москвы по решению Совета по эвакуации из столицы в другие города, в глубь страны, переводились многие научно-исследовательские и другие учреждения. Из Москвы в Ульяновск была перемещена и Канцелярия Московской Патриархии. Патриотические послания и обращения митрополита Сергия были ненавистны немецкому командованию. Фашисты отбирали у людей его послания и даже карали тех, кто хранил их. Известен приказ обер-группенфюрера СС Гейдриха от 16 августа 1941 года, согласно которому "при захвате Москвы следует арестовать Патриарха Сергия и конфисковать весь находящийся у него архивный материал". Шеф политической полиции фашистской Германии Р. Гейдрих осенью 1941 года готовился стать комендантом Москвы; в 1942 году, будучи имперским протектором Богемии и Моравии, он был убит чехословацкими антифашистами. К 16 августа 1941 года относится циркуляр Главного управления имперской безопасности "О церковном вопросе в оккупированных областях Советского Союза". В этом документе содержались личные указания Гитлера, рассчитанные на то, что церковные организации будут помогать оккупантам "управлять покоренными народами". Долгосрочные планы фашистской Германии, учитывающие религиозный фактор, содержались в директиве Главного управления имперской безопасности от 31 октября 1941 года. В этом документе уже сквозила озабоченность массовым всплеском религиозности в нашей стране и желание придать этой религиозности формы, удобные для захватчиков. Но этим планам не суждено было осуществиться, потому что православные верующие люди в абсолютном большинстве были верны не только Богу, но и своей Родине. Сжигание и разграбление православных храмов, снятие колоколов, убийство и депортация священнослужителей окончательно разоблачили незваных "покровителей религии". Перестали рассчитывать на помощь церковных структур и оккупанты. Поэтому если в 1941--1942 годах представители германской администрации помогали открытию приходов на оккупированных территориях и иногда даже приказывали это делать, то в 1943--1944 годах подобное уже исключалось. На четвертом месяце войны, когда создалась уже непосредственная опасность для Москвы, население столицы переживало очень тревожные дни. В день Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября 1941 года) Митрополит Сергий обращается к "православной и боголюбивой пастве московской" со специальным посланием. "Вторгшийся в наши пределы коварный и жестокий враг, по-видимому, напрягает все свои силы", -- начинается это послание. Заканчивается оно, как и другие обращения митрополита Сергия, словами веры и надежды: "С Божией помощью и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина. Такая надежда, как железная броня, да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будет бодро стоять, содействуя обороне Отечества нашего и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой Православной Веры". 14 октября 1941 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, во всех храмах столицы возносились пламенные молитвы, совершались особые молебны о защите от врагов Москвы. Зная много исторических примеров заступничества Богородицы, православные москвичи верили, что и на этот раз Покровом Богоматери Москва будет спасена. В отправленном из Ульяновска 24 ноября 1941 года послании Митрополит Сергий писал: "Гитлеровский молох продолжает вещать миру, будто бы он поднял меч на "защиту религии" и "спасение" якобы поруганной веры. Но всему миру ведомо, что это исчадие ада старается лживой личиной благочестия только прикрыть свои злодеяния. Во всех порабощенных им странах он творит гнусные надругательства над свободой совести, издевается над святынями, бомбами разрушает храмы Божии, бросает в тюрьмы и казнит христианских пастырей, гноит в тюрьмах верующих, восставших против его безумной гордыни, против его замыслов утвердить его сатанинскую власть над всей землей. Православные, бежавшие из фашистского плена, поведали нам о глумлении фашистов над храмами. Невольно глаза заполняются слезами у русских людей при вестях о том, как в православных храмах расстреливают ни в чем не повинных матерей и стариков и как храмы превращаются в конюшни. Лютый враг Гитлер не только устраивает гонение на христианство, но и хочет истребить славянские народы... Вот почему прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную войну за христианскую цивилизацию, за свободу совести и веру". В первую "военную" Пасху (1942 г.) в Москве после долголетнего перерыва было разрешено совершать ночью пасхальный крестный ход. Митрополит Сергий в Пасхальном послании 1942 года писал: "Христос Воскресе! Воскресший из мертвых Господь наш, встретивший некогда мироносиц приветом: "Радуйтеся!", да повторит этот светлый привет и в сердце каждого из нас во дни Святой Пасхи. Да обновит Он нашу веру, нашу любовь к Нему, нашу готовность понести ради Него. Праздник Пасхи празднуем мы, а небо над нами все еще покрыто тучами, страна наша терпит лютое нашествие фашистов, но тьма не победит света, хотя бы на время и заслоняла его. Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость отрицать Христа, объявляющим себя врагами Христа". "Воскрес Христос -- и радуются ангелы. Да возрадуемся и мы с ними, празднуя победу Христа над адом и смертью во веки и во временной жизни здесь на земле -- победу Креста Христова над свастикой!". Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) (будущий Патриарх Алексий I) в начале войны написал свое обращение к духовенству и мирянам, озаглавленное: "Церковь зовет к защите Родины!". За богослужением в Московском Богоявленском соборе 10 августа 1941 года митрополит Алексий произнес слова, которые получили в годы Великой Отечественной войны очень широкую известность: "Как во времена Димитрия Донского и святого Александра Невского, как в эпоху борьбы с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа Русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу. Мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу над ложью и злом, в окончательную победу над врагом!". Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви распространялась и на оккупированные врагом территории. В январе 1942 года, обращаясь к православным людям, оказавшимся на захваченной фашистами территории, Митрополит Сергий просил их хранить верность Матери-Родине и помогать партизанам: "Пусть ваши местные партизаны будут и для вас не только примером и ободрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к нашему собственному освобождению от фашистского плена". Митрополит Сергий писал в послании, датированном 26 июня 1942 года: "Может быть, не всякому можно вступить в партизанские отряды и разделить их горе, опасности и подвиги, но всякий может и должен считать дело партизан своим собственным, личным делом, окружать их своими заботами, снабжать их оружием и пищей и всем, что есть, укрывать их от врага и вообще помогать им всячески. Так действуя, вы будете достойны венцов, равных с партизанами". Миллионы верующих людей участвовали в сражениях, в партизанских операциях и в подвижнической работе в тылу. Тяжелые испытания и страшные лишения, несомненно, усилили религиозность населения страны. Нередко храмы не вмещали всех приходящих на молебен о даровании победы русскому воинству. Например, молебен 26 июня 1941 года в Елоховском кафедральном соборе Москвы прошел "при исключительно большом стечении народа как внутри, так и вокруг храма". Сотни священнослужителей, в том числе те, кто отбыл срок в лагерях к 1941 году, шли в действующую армию. Многие священнослужители Русской Православной Церкви были награждены орденами и медалями Великой Отечественной войны. Нередко священнослужители оказывались единственным связующим звеном между населением, оказавшимся на оккупированных территориях, и партизанами. Рамки газетной статьи не позволяют назвать имена хотя бы наиболее известных священнослужителей Русской Православной Церкви, проявивших самоотверженность и героизм на фронтах Великой Отечественной войны, или активно участвовавших в партизанском движении. Многие солдаты и офицеры стали священнослужителями Русской Православной Церкви после победоносного окончания войны. Митрополит Ленинградский Алексий, проведший блокаду в Ленинграде, в своем Пасхальном послании "К пастырям и пастве в городах и селах области, пока еще занятых вражескими войсками" (25 апреля 1943 г.) писал: "Продолжайте же, братие, подвизаться за Веру, за свободу, за честь Родины; всеми мерами, и мужчины и женщины, помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей Вере народ, готовый жизнь свою сделать священной жертвой верности и любви к своей возлюбленной Отчизне, приблизиться через самопожертвование к высшей святой любви по суду Самого Небесного Судии: "Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя" (Ин.15,13). И да будет благословен ваш подвиг! Да не падет, не умалится, не кончится ваше святое воодушевление, да не гаснет священный огонь, ибо не подобает, невозможно умалиться и угаснуть тому, что по существу духовно и вечно неоскудеваемо... Близится время нашей победы над врагом человечества. Невидимая рука Провидения, наказующая насильника и угнетателя, уже начертала пределы его кровожадному владычеству: "исчислил Бог царство его и положил конец ему" (Дан.5; 26,27)... Велики жертвы, приносимые народом нашим для спасения Отечества, но и велико, и дорого спасение, ради которого приносятся эти жертвы!". По призыву Митрополита Сергия, других архиереев Русской Православной Церкви и приходских священников с самого начала войны православные верующие стали собирать пожертвования на нужды фронта и обороны страны. В первый же год войны только в храмах Москвы была собрана помощь фронту в размере более трех миллионов рублей. В храмах измученного и голодного Ленинграда было собрано 5,5 миллионов рублей. Церковные общины г. Нижнего Новгорода (Горький) за два первых года войны собрали в фонд обороны более четырех миллионов рублей. Православные приходы Сибири к началу Отечественной войны были почти все закрыты. 24 августа 1943 года в Новосибирск приехал назначенный на Новосибирскую кафедру архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев). До приезда в Новосибирск он служил в московских храмах (в сане архиепископа Можайского), в Ульяновске. В его дневнике сохранились редкие свидетельства о церковной жизни Москвы и Подмосковья в военные годы. В Сибири Владыка Варфоломей (1866--1956) начал восстанавливать церковную жизнь и при этом не переставал заботиться о нуждах военного времени. Совершая богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Омска, Тюмени, Тобольска, Красноярска, Барнаула, Бийска и других городов, этот старец призывал людей к пожертвованиям на нужды армии. Сборы по церквам шли на приобретение теплых вещей для воинов, на содержание госпиталей и детских домов, на помощь инвалидам войны и на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации. Новосибирская епархия за первое полугодие 1944 года собрала на нужды военного времени около двух миллионов рублей. От вновь открытой Вознесенской церкви (ныне -- Вознесенский кафедральный собор Новосибирска) к началу мая 1944 года на подарки бойцам было собрано 100 тысяч рублей, а от Успенской церкви -- 130 тысяч рублей в фонд Красного Креста для оказания помощи семьям участников и инвалидов Отечественной войны. За патриотическую деятельность Владыка Варфоломей был награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг." Яркими примерами патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны являются создание на средства, собранные Церковью, воздушной эскадрильи им. Александра Невского и танковой колонны им. Димитрия Донского. 30 декабря 1942 года Митрополит Сергий обратился к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Церкви с призывом: "Повторим от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского". Вся Русская Церковь откликнулась на этот призыв, и по приходам было собрано более 8 миллионов рублей, а также значительное количество пожертвованных золотых и серебряных предметов. Православные люди жертвовали не излишки, а то, что принято называть "с мира по нитке". 7 марта 1944 года наступил день торжественной передачи танковой колонны. Перед личным составом выступил Митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). Обращаясь к воинам-танкистам, он сказал: "Пусть эти боевые машины, руководимые вашей крепкой, как гранит, волей к победе, несут мщение и смерть фашистским палачам нашего народа, истерзавшим и залившим кровью часть нашей священной Родины, этим сатанистам -- врагам культуры и народного счастья, недостойным носить человеческое имя". Танкистам Митрополит Николай вручил подарки, а офицерам -- часы. Командиру 2-й танковой роты 516-го полка капитану А.Н.Бондареву эти часы спасли здоровье, если не жизнь. Маленький осколок от взорвавшейся около него мины, пробив полушубок, китель, застрял в механизме подаренных часов. "Не будь их, -- вспоминал командир, -- не пришлось бы мне писать эти строки, осколок пронзил бы сердце". Сохранились довольно подробные сведения о военной судьбе героев-танкистов, которые 7 марта 1944 года сели в танки, на которых было начертано -- "Димитрий Донской". 21 солдат и 10 офицеров 516 танкового полка пали смертью храбрых на полях сражений. Многие из них были награждены высокими воинскими наградами. Другой полк, получивший боевые машины из колонны имени Димитрия Донского (516-й отдельный огнеметный), начал боевые действия с 16 июня 1944 года и участвовал в операции 1-го Белорусского фронта "Багратион" и других славных сражениях. Сохранилось 63 имени старших лейтенантов, лейтенантов, сержантов, рядовых -- бойцов танковой колонны имени Димитрия Донского, павших в боях за Родину. Митрополит Крутицкий Николай в годы войны являлся членом Чрезвычайной Комиссии по расследованию зверств немецко-фашистских оккупантов. Патриотизм Русской Православной Церкви во многом вдохновлял и христианские народы порабощенной Европы на борьбу с фашистскими оккупантами. К празднику Пасхи 1943 г. патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий в обращении "Ко всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах, к православным народам, пребывающим в плену фашистских застенков" раскрывает действия Русской Православной Церкви в борьбе с фашизмом и призывает последовать ей в этой священной борьбе: "Господь же да укрепит наш с вами братский союз и да увенчает его радостью видеть наши народы свободными и наши страны мирно процветающими под сенью Животворящего Христова Креста!". Не дожил до Дня Победы Митрополит Сергий, избранный на Соборе епископов Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 года на престол Московских Патриархов. Патриарх Сергий скончался 15 мая 1944 г. Но по ходу войны он был совершенно уверен в том, что Господь дарует России Победу. С первых до последних дней Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь молилась о даровании Победы и вносила свой посильный вклад в общее дело защиты Родины. Преемник Патриарха Сергия Патриарх Алексий I (Симанский) 9 мая 1945 года обратился к своей пастве с радостным посланием, в котором писал: "Только ли сознание радости несет Победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать ее плодотворной... Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу!". День Победы -- 9 мая 1945 года -- пришелся на Пасхальные дни. Для православных людей пасхальная радость усугублялась радостью долгожданной Победы. Но радость Победы никогда не позволяла верующим людям забывать о молитвенном поминовении усопших воинов - защитников Отечества. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября -- 4 декабря 1994 года установлено совершать в День Победы 9 мая (26 апреля по церковному календарю) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, то есть всех пострадавших в годы Великой Отечественной войны 1941--1945 гг. Так к двум воинским поминальным дням (Дмитриевская суббота и день Усекновения главы Иоанна Крестителя) приложился третий -- 9 мая -- День Победы, День памяти всех воинов, отдавших свою жизнь в жертву для того, чтобы мы могли жить в свободной стране и под мирным небом. 9 мая 2000 года, в день 55-летия Великой Победы, во всех храмах Новосибирской епархии будет прочитано "Слово Управляющего Новосибирской епархией к Дню Победы". В этом праздничном обращении Епископа Новосибирского и Бердского Сергия говорится: "Вспоминая славу русского воина на Куликовом поле, Полтаве, Бородине, на фронтах Великой Отечественной, мы постоянно убеждаемся, что Победа никогда не бывает легкой. Но великие испытания, промыслительно посылаемые Богом нашему народу, каждый раз побуждают наших соотечественников находить сокрытые в глубине характера силы и мужественно вступать в противоборство со злом". Заканчивается обращение Епископа Сергия следующими словами: "День Победы в этом году совпадает с Радоницей, или днем пасхального поминовения усопших. Все мы несомненно верим, что усопшие близкие наши, обретшие вечный покой по молитвам матери Церкви, в эти дни сорадуются вместе с нами светлому Христову Воскресению. Особая наша молитва -- о убиенных воинах. Отдав жизнь свою на полях сражений, они явили нам духовное совершенство любви, ибо "нет больше той любви, как если кто душу (то есть жизнь) свою положит за друзей своих". Вечная память павшим героям! Вас же всех, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Победы и Пасхи Христовой! Христос Воскресе!". Ради 55-летия Великой Победы в память всех наших защитников, у воинских могил на Южном кладбище Новосибирска в 14 часов в понедельник 8 мая, в канун Праздника Победы, состоится панихида, на которую Приход Всех Святых в земле Российской просиявших приглашает всех жителей Академгородка. Вечная память нашим защитникам! С праздником Пасхи Христовой и Днем Победы поздравляю всех жителей Академгородка и читателей "Науки в Сибири"!
Настоятель церкви Всех Святых |