В оглавление

СОДЕЙСТВОВАТЬ УЛУЧШЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ

При Президиуме Сибирского отделения РАН существует комиссия содействия медицинскому обслуживанию населения ННЦ. Каковы ее основные задачи, направления деятельности -- об этом беседа с ученым секретарем комиссии доктором биологических наук В.ФЕДОРОВЫМ.

-- Вячеслав Иванович, познакомьте с членами комиссии, расскажите о тех вопросах, которые приходится решать.

-- Комиссия наша -- орган общественный, выполняет в основном функции экспертной организации. Решения комиссии носят рекомендательный характер. В комиссию входят люди заслуженные, уважаемые, в основном, директора институтов. Возглавляет ее академик С.Багаев, директор Института лазерной физики. Среди членов комиссии -- академики Л.Иванова, В.Шумный, Д.Кнорре, В.Власов, Р.Сагдеев, члены-корреспонденты С.Васьков, В.Евсиков.

Круг решаемых вопросов достаточно широкий -- это и кадровые ситуации, и "разборки" по поступающим жалобам по поводу медицинского обслуживания, содействие в добывании средств, тех или иных препаратов, оборудования и т.д.

-- Как строите свою деятельность? Есть ли определенные дни сбора, план работы?

-- В подобных действиях нет необходимости. Собираемся мы по мере надобности. Заседаем ровно столько, сколько требуется для прояснения ситуации. Иной раз работаем по три часа кряду. Выступающих не ограничиваем во времени. Выявляем и невидимый вроде бы с первого взгляда второй план, все подводные камни (а их порой бывает ай как много!). Просматриваем, какие последствия могут быть в результате принятия тех или иных решений.

Как-то бывший главврач ЦКБ Э.Трубицын предложил реорганизацию больницы, которая показалась комиссии неприемлемой по ряду позиций. Мы подготовили в Президиум обоснованное письмо, где доказывали, что если провести предлагаемые изменения, то некоторым аспектам здравоохранения будет нанесен существенный ущерб. К выводам комиссии прислушались.

Занимается комиссия проблемами клещевого сезона, предпринимает немало усилий для того, чтобы встречен он был во всеоружии.

Тут ведь, понимаете, какие еще сложности. Наша Центральная клиническая больница с одной стороны -- ведомственное учреждение, с другой исполняет функции районной больницы. Деньги Сибирского отделения расходуются (и в большом количестве) и на тех, кто к СО РАН не имеет ни малейшего отношения. А от города очень трудно "выбить" компенсации. Помню, была большая тяжба с фондом медицинского страхования -- они нам сильно задолжали. Долго велись переговоры с председателем фонда, мэром города (тогда еще В.Толоконским). К решению проблемы подключился председатель Сибирского отделения академик Н.Добрецов. И только после этого долги частично вернули.

Бывает -- комиссия получает конкретное задание от президиума СО РАН, его председателя -- проработать определенный вопрос.

-- Вячеслав Иванович, простите, но ведь члены комиссии -- не медики. Как же разбираются в тонкостях медицины?

-- Есть среди нас и люди с медицинским образованием. А потом, ведь комиссия решает задачи не с ходу, не с налету. Вопрос досконально изучается, если необходимо, создается рабочая группа, куда привлекаются соответствующие специалисты.

-- С жалобами на медицину часто приходится разбираться?

-- Случается! Потому что больше некому этим заниматься. ЦКБ, например, уникальна еще и в том плане, что над ней никто не стоит. Она не принадлежит Минздраву, над ней нет медико-санитарного управления.

Год-два назад рассматривали серьезнейший вопрос о ликвидации больницы в зоне "Щ" (это всегда труднейшая из ситуаций, когда закрывается какое-то учреждение).

-- Почему вдруг возник вопрос?

-- Это все в плане реорганизации медицинского обслуживания населения (спущен он был, естественно, из Москвы по решению федеральных органов). Здесь мы нашли приемлемое решение, вышли "из боя" с наименьшими потерями.

-- Известно, что сегодня Центральная клиническая больница испытывает множество трудностей. Это сказывается и на ее пациентах. Больные никак не могут взять в толк -- отчего это. Ведь они исправно платят страховку.

-- По поводу страховки было специальное заседание комиссии. Дело в том, что только сорок процентов от страховых средств попадает в ЦКБ. Остальные распределяются по другим медицинским учреждениям. Почему? Здесь причины объективные и субъективные. Во-первых, больной вправе сам выбрать, где ему поправлять здоровье (за одни деньги можно получить разную по качеству помощь). Играет роль квалификация медицинского персонала, уровень оснащения диагностической и прочей аппаратурой.

Потом, ЦКБ сегодня не может обеспечить все виды медицинской помощи, особенно узкоспециализированные. Здесь есть и организационные, и объективные причины. У нас, например, нет детской хирургии, -- страховка уходит в город. Институт Мешалкина уже освоил шунтирование, больные оперируются там -- следовательно, страховые идут и туда. В ЦКБ не имеется всего перечня диагностических услуг. Аппаратура зачастую есть, но простаивает из-за отсутствия расходных материалов.

-- Какие заботы одолевают?

-- Да никак с диспансером не разберемся!

-- В чем сложность?

-- В контингенте. Была в свое время формула М.А.Лаврентьева -- диспансер для членов Академии, докторов наук и членов их семей. Но за прошедшие годы столько поставлено на обслуживание в порядке исключения! Правда, насчет того, кто имеет право лечиться в диспансере, до сих пор нет четкого представления. И согласия -- между Президиумом и членами комиссии.

Еще вопрос -- о создании в Академгородке собственного диагностического центра. Мощного, оснащенного новейшей аппаратурой, в котором принимают высококлассные специалисты. Предлагались разные варианты, в том числе - использовать общенаучные приборы и методики, которые могут дать информацию о тех параметрах организма, которые необходимы для постановки диагноза, но не распространены в медицине. Ведь сегодня зачастую врачи делают то, что могут, и не обладают всем тем, что нужно. Создание подобного центра могло бы резко изменить ситуацию к лучшему. Но вопрос пока не решен.

-- А есть надежда, что решен будет?

-- Слабая!

-- Каким вопросом сегодня активно занимаетесь?

-- Участвуем в подготовке объединенной сессии Отделений двух Академий -- СО РАН и СО РАМН. Речь пойдет о наработках Сибирского отделения РАН для медицины. Точнее, как эффективнее использовать их, побыстрее внедрив.

Беседовала Л.Юдина.