КАДРЫ ДЛЯ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ
Письмо в редакцию
В 1967 году я работал заместителем декана
механико-математического факультета Новосибирского
государственного университета. У меня сохранилась копия записки
М.А.Лаврентьева "Основные положения "Факультета прикладной
математики". Многие идеи этого документы не потеряли актуальности
и в настоящее время. История его появления такова.
В середине 60-х годов наша промышленность стала выпускать мощные
по тому времени вычислительные машины серии БЭСМ. Однако кадров
математиков-специалистов в области вычислительной математики и
информатики было недостаточно. В 1967 году директор ВЦ СО АН
Г.Марчук передал декану механико-математического факультета НГУ
Л.Овсянникову записку М.Лаврентьева "Основные положения
"Факультета прикладной математики". Вскоре состоялся Ученый совет
механико-математического факультета, на котором с преимуществом
всего в два голоса было принято решение о создании отделения
инженерной математики на базе отделения механики. Отделение
инженерной математики было переименовано через некоторое время в
отделение прикладной математики и механики. В этом отделении в
значительной степени были реализованы положения, высказанные
М.А.Лаврентьевым в его записке. В составлении первого учебного
плана этого отделения активное участие принимали академики
М.Лаврентьев, Г.Марчук, Л.Овсянников, Н.Яненко, А.Ершов,
член-корреспондент В.Монахов. В 1969 году вышло постановление
Совета Министров и ЦК КПСС о подготовке кадров в СССР в области
прикладной математики, в котором также нашли отражение идеи
М.А.Лаврентьева.
В настоящее время трудно представить современные научные
исследования в нашей стране без использования ЭВМ. В учебные
планы большинства вузов сейчас входит обучение на персональных
компьютерах. По прикладной математике в нашей стране проходят
многочисленные конференции. Так, на Четвертый Сибирский конгресс
по прикладной и индустриальной математике (ИНПРИМ-2000),
посвященный столетию со дня рождения М.А.Лаврентьева, поступило
более 800 докладов (Конгресс состоится в новосибирском
Академгородке с 26 июня по 1 июля 2000 г.). У истоков широкого
применения ЭВМ стоял выдающийся ученый и организатор академик
Михаил Алексеевич Лаврентьев.
Б.Аннин, член-корреспондент РАН, Институт гидродинамики
им.М.А.Лаврентьева.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ "ФАКУЛЬТЕТА ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ"
1. Задачи факультета. Подготовка специалистов, творчески
владеющих основами современного анализа и кибернетики, практикой
решения задач с использованием современной вычислительной
техники. Специалист должен быть также знаком с двумя-тремя
направлениями новой техники, опирающейся на новейшие физические,
химические, биологические представления. Кончившие факультет
будут работать в общих и специализированных вычислительных
центрах, они будут содействовать самому широкому внедрению
кибернетики и машинной математики в науку, промышленность,
сельское хозяйство. Кончившие факультет составят отряд ученых
особо дефицитного профиля.
2. Учебный процесс. Программа и учебный процесс с самого начала
должны быть подчинены главной задаче: в наибольшей степени
развить творческие способности учащегося, умение расчленить
проблему, умение пользоваться литературой и самостоятельно читать
научную литературу. Срок обучения 5 лет.
В соответствии с поставленной главной задачей центр тяжести
обучения переносится на самостоятельную работу с книгой и
семинарские занятия.
Лекции (10 часов в неделю) должны носить характер обзоров по
разделам предмета, а также на разъяснение особо важных узлов идей
области.
Семинары (10 часов в неделю) с группой по 6--8 человек должны
быть посвящены решению задач и разбору теории, анализу методов.
Консультации. Каждому студенту отводится в неделю 3--5 часов
консультаций у преподавателей. В задачу консультаций входит
разъяснение непонятных мест, а также контроль за самостоятельной
работой студента.
Самостоятельная работа. По каждому предмету учебного плана
составляется детальная программа самостоятельной работы по
учебникам и задачникам. Один раз в месяц студент подвергается
контролю. Если в течение 3-х месяцев средняя оценка
неудовлетворительна, студент исключается. (Оставление
допускается, если при этом студент проявит особый успех по
какому-либо предмету). На весь учебный процесс отводить ежедневно
7--8 часов (рабочее время).
3. Программа должна состоять из следующих разделов:
а) Обязательные: анализ, дифференциальные и интегральные
уравнения, алгебра, математическая логика, теория вероятностей,
диалектический материализм.
б) Для семинарской проработки: теория функций с топологией,
функциональный анализ, приближенный анализ и машинная математика,
математическая статистика.
в) Два-три курса по выбору: механика твердого тела,
гидроаэродинамика, упругость и пластичность, ядерная физика,
физика твердого тела, электроника и др.
г) Во внерабочее время (после 17-ти) должна быть представлена
возможность: изучение иностранного языка, работа в мастерских и
лабораториях, кружки литературно-художественной самодеятельности.
4. Преподавательский состав. Основные курсы читают активно научно
работающие ученые (в области математики и ее приложений) --
создатели и руководители научных школ.
На чтение дополнительных курсов приглашаются известные ученые,
руководители соответствующих разделов науки в союзном масштабе.
Семинары и консультации проводят ведущие работники математических
институтов и вычислительных центров.
5. Размещение факультетов и их число на ближайшее пятилетие.
Организационно факультеты должны быть двойного подчинения --
университету и математическому институту. В порядке опыта я
считаю возможным с осени 1962 года организовать три таких
факультета: Москва, Ленинград и Новосибирск (Академгородок). На
первые годы можно установить ежегодный прием 50-100 человек.
6. Условия приема. Вся система обучения факультета предполагает,
что на факультет будут собраны лица, обладающие достаточно сильно
выраженными способностями к творчеству и к абстракции. Таких
людей немного даже среди кончающих мехмат большинства наших
университетов. Причины этого прежде всего в существующих
принципах отбора, предварительной подготовке и системе обучения.
Чтобы факультет себя оправдал, необходимо провести особый отбор в
возможно широких масштабах. Такой отбор можно провести на базе
олимпиад в три тура: первый тур (заочный) проводится путем
рассылки во все школы конкурсных задач; школьник, решивший
определенное количество задач, допускается ко второму туру
(очному), проводимому в областных центрах силами научных
работников-математиков; победители второго тура (200--500
человек) направляются в летнюю школу лагерного типа, где в
течение двух месяцев читаются небольшие курсы по математике и
проводятся длительные собеседования математиков (преподавателей
школы) с учениками (третий тур). Если в первых двух турах отбор
идет преимущественно по знаниям, то в третьем туре преподаватели
знакомятся со свойствами интеллекта с точки зрения его
приспособленности к абстракции и к элементам творчества. При
беседах особое внимание уделяется тому, много ли научных и
научно-популярных книг прочел ученик, насколько сильна его тяга к
математике. Наиболее подходящие, 50--100, принимаются на
факультет.
7. Особые условия. Учитывая исключительное значение для страны
возможности скачком увеличить армию творческих математиков, а
также необходимость привлечения для этого дела наших крупнейших
математиков, необходимо, чтобы факультет был материально
обеспечен: а) все учащиеся должны быть бесплатно обеспечены
общежитием (2 человека в комнате), питанием, одеждой (по нормам
военных академий); б) научные учреждения и Министерство высшего и
среднего специального образования должны разрешать работникам НИИ
работу по совместительству с нагрузкой 50 процентов от принятой
сейчас.
М.Лаврентьев.
|