В оглавление

"КОГДА ПОТЕРЯЮТ ЗНАЧЕНЬЕ
СЛОВА И ПРЕДМЕТЫ,
НА ЗЕМЛЮ ДЛЯ ИХ ОБНОВЛЕНЬЯ
ПРИХОДЯТ ПОЭТЫ"

Эта строчка из песни Новеллы Матвеевой, может быть, и есть ответ на вопрос, которым задавались собравшиеся на презентацию выставки литературного творчества "Поэзия и проза Академгородка". А вопрос звучал так: "Зачем? Почему пишет свои стихи поэт и сочиняет литературную историю прозаик?" И тем более -- почему это происходит с учеными, исследующими искючительно материальную природу мира?

...В зале библиотеки Дома Ученых на стендах расположились книги, изданные в самые разные годы, начиная чуть ли не с самого первого года существования Академгородка. Среди них сборники стихов, рассказы, повести и романы, научно-популярные книги и серии, и даже некоторые монографии. Скромные обложки, простенькая пожелтевшая бумага. Около двухсотшестидесяти имен числится в списке, составленном организаторами выставки. И не все еще, как выяснилось, были учтены. Прекрасные, известные имена. Для меня, по крайней мере. Н.Самохин, Д.Константиновский, Г.Прашкевич, З.Ибрагимова, А.Плитченко, Е.Вишневский, Л.Треер, И.Фоняков, Г.Шпак... И далее -- Ф.Кренделев, В.Ларичев, С.Гольдин, А.Окладников, Г.Мигиренко...

Идея выставки принадлежит отчасти Валерию Павловичу Ильину, одному из аборигенов Академгородка. Отвечая на мой вопрос, он сказал, что замысел возник в общении с Н.Притвиц, З.Ибрагимовой и Г.Безносовым. Собственно, уже несколько лет многие ощущают некий дефицит той атмосферы, которая существовала когда-то во время "оттепели". И когда все вокруг было полно поэзии и песни, когда взахлеб читались стихи, обсуждались новые книги вперемешку с открытиями.

Собственно и на этой презентации в какой-то момент произошло то же самое. Наука и поэзия, ученые и поэты-писатели... Здесь в Академгородке сознание отказывается делить их на два разных мира. Как когда-то они слились в порыве интереса к миру, так и сохранились, но словно угли под пеплом.

Видимо, эти угольки и хочется устроителям выставки раздуть в хороший согревающий жизнь костер.

Неудивительно, что когда Геннадий Прашкевич стал говорить о том, что будучи профессиональным писателем, он тем не менее всю жизнь не перестает с удивлением спрашивать себя, зачем люди пишут стихи или прозу, собравшиеся отозвались сразу и горячо. Возник спор ли, диспут ли, напомнивший атмосферу клубов межнаучных контактов.

Эта загадка -- зачем? -- еще один мучающий творческие умы вопрос. У нас ведь уже были и остались "что делать" и "кто виноват".

Сразу стали возникать идеи ответов, похожие, как, наверно, и должно быть в научной среде, на гипотезы и теории. Это работа памяти ума -- говорили одни; выражение собственного отношения к миру-- утверждали другие; возможность и потребность существования в двух реальностях -- заявляли третьи. Кто-то констатировал: врачи говорят, что пишут, чтобы не сойти с ума... Или: чтобы эмоционально пережить свои ощущуния и впечатления. Еще одно мнение: за каждым пишущим стоит потрясение фактом, событием, тайной. Прозвучала строчка Г.Гейне: "Мир треснул и эта трещина прошла сквозь сердце поэта".

Пожалуй в последних строчках отразилось то, что близко всем нам сегодня. Но когда придет тот поэт, который сумеет утолить уже возникающий -- это становится очевидным -- эмоциональный голод, нарастающий в атмосфере "купи-продай".

Так что все не случайно: и пишущие ученые, и писатели, постигающие научные тайны, и журналисты, по-прежнему "ныряющие" в Академгородок. Может быть, нам предстоит быть свидетелями и участниками какого-то нового духовного времени?

Во всяком случае, когда я уходила с выставки, у меня в голове крутились строчки двух очень разных поэтов. Из раннего В.Маяковского: "А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?" И из песни Новеллы Матвеевой: "Когда потеряют значенье слова и предметы, на Землю для их обновленья приходят поэты".

Жажда перемен -- она существовала всегда, и больше всего была свойственна думающим, мыслящим людям.

Ольга Ушакова,
"НВС".