"КОГДА ПОТЕРЯЮТ ЗНАЧЕНЬЕ СЛОВА И ПРЕДМЕТЫ,
НА ЗЕМЛЮ ДЛЯ ИХ ОБНОВЛЕНЬЯ ПРИХОДЯТ ПОЭТЫ"
Эта строчка из песни Новеллы Матвеевой, может быть, и есть ответ
на вопрос, которым задавались собравшиеся на презентацию выставки
литературного творчества "Поэзия и проза Академгородка". А вопрос
звучал так: "Зачем? Почему пишет свои стихи поэт и сочиняет
литературную историю прозаик?" И тем более -- почему это
происходит с учеными, исследующими искючительно материальную
природу мира?
...В зале библиотеки Дома Ученых на стендах расположились книги,
изданные в самые разные годы, начиная чуть ли не с самого первого
года существования Академгородка. Среди них сборники стихов,
рассказы, повести и романы, научно-популярные книги и серии, и
даже некоторые монографии. Скромные обложки, простенькая
пожелтевшая бумага. Около двухсотшестидесяти имен числится в
списке, составленном организаторами выставки. И не все еще, как
выяснилось, были учтены. Прекрасные, известные имена.
Для меня, по крайней мере. Н.Самохин, Д.Константиновский,
Г.Прашкевич, З.Ибрагимова, А.Плитченко, Е.Вишневский, Л.Треер,
И.Фоняков, Г.Шпак... И далее -- Ф.Кренделев, В.Ларичев, С.Гольдин,
А.Окладников, Г.Мигиренко...
Идея выставки принадлежит отчасти Валерию Павловичу Ильину,
одному из аборигенов Академгородка. Отвечая на мой вопрос, он
сказал, что замысел возник в общении с Н.Притвиц, З.Ибрагимовой и
Г.Безносовым. Собственно, уже несколько лет многие ощущают
некий дефицит той атмосферы, которая существовала когда-то во
время "оттепели". И когда все вокруг было полно поэзии и песни,
когда взахлеб читались стихи, обсуждались новые книги вперемешку
с открытиями.
Собственно и на этой презентации в какой-то момент произошло то
же самое. Наука и поэзия, ученые и поэты-писатели... Здесь в
Академгородке сознание отказывается делить их на два разных мира.
Как когда-то они слились в порыве интереса к миру, так и
сохранились, но словно угли под пеплом.
Видимо, эти угольки и хочется устроителям выставки раздуть в
хороший согревающий жизнь костер.
Неудивительно, что когда Геннадий Прашкевич стал говорить о том,
что будучи профессиональным писателем, он тем не менее всю жизнь
не перестает с удивлением спрашивать себя, зачем люди пишут стихи
или прозу, собравшиеся отозвались сразу и горячо. Возник спор ли,
диспут ли, напомнивший атмосферу клубов межнаучных контактов.
Эта загадка -- зачем? -- еще один мучающий творческие умы вопрос.
У нас ведь уже были и остались "что делать" и "кто виноват".
Сразу стали возникать идеи ответов, похожие, как, наверно, и
должно быть в научной среде, на гипотезы и теории. Это работа
памяти ума -- говорили одни; выражение собственного отношения к
миру-- утверждали другие; возможность и потребность существования
в двух реальностях -- заявляли третьи. Кто-то констатировал:
врачи говорят, что пишут, чтобы не сойти с ума... Или: чтобы
эмоционально пережить свои ощущуния и впечатления. Еще одно
мнение: за каждым пишущим стоит потрясение фактом, событием,
тайной. Прозвучала строчка Г.Гейне: "Мир треснул и эта трещина
прошла сквозь сердце поэта".
Пожалуй в последних строчках отразилось то, что близко всем нам
сегодня. Но когда придет тот поэт, который сумеет утолить уже
возникающий -- это становится очевидным -- эмоциональный
голод, нарастающий в атмосфере "купи-продай".
Так что все не случайно: и пишущие ученые, и писатели,
постигающие научные тайны, и журналисты, по-прежнему "ныряющие" в
Академгородок. Может быть, нам предстоит быть свидетелями и
участниками какого-то нового духовного времени?
Во всяком случае, когда я уходила с выставки, у меня в голове
крутились строчки двух очень разных поэтов. Из раннего
В.Маяковского: "А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте
водосточных труб?" И из песни Новеллы Матвеевой: "Когда потеряют
значенье слова и предметы, на Землю для их обновленья приходят
поэты".
Жажда перемен -- она существовала всегда, и больше всего была
свойственна думающим, мыслящим людям.
Ольга Ушакова, "НВС".
|