В оглавление

У ПОДНОЖИЯ СНЕЖНЫХ ВЕРШИН

Маршрут экспедиции -- Алтай

В этом году возобновились Комплексные фольклорно--этнографические экспедиции сектора фольклора народов Сибири и Дальнего Востока Института филологии СО РАН под руководством доктора исторических наук Н.Алексеева.

Экспедиции в различные сибирско-дальневосточные регионы проводились с самого начала организации многотомной серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" -- т.е. с 1984 г., в соответствии с программой подготовки к изданию томов серии. В ходе этих экспедиций интенсивно собирался материал по всем жанрам устного поэтического творчества ряда сибирских народов. Последняя экспедиция (на Камчатку) состоялась в августе 1991 г. Дальнейшая подготовка к публикации томов Серии (а на сегодня их уже издано 19) требует "живого", звучащего материала в исполнении талантливых знатоков старины, чьи голоса будут записаны на компакт-диски, прилагаемые к фольклорным томам.

Экспедиция, организованная в июле 2000 г. в Республику Алтай, совпала по времени с проведением народного праздника Эл Ойын -- "народные игры" в буквальном переводе с алтайского. Целью экспедиции было сделать новые записи для алтайского тома песен из серии "Памятники фольклора". Экспедиция проводилась сектором фольклора ИФЛ СО РАН совместно с коллегами из Института гуманитарных исследований Республики Алтай. Кроме того, в состав экспедиции вошли этномузыковед Новосибирской государственной консерватории Г.Сыченко и фотокорреспондент газеты "Наука в Сибири" В.Новиков.

Участникам экспедиции удалось сделать ряд интересных записей от исполнителей, участвовавших в Эл Ойын'е. Это Е.Курусканова, А.Черноева, А.Кандаракова -- представители чалканцев и туба-кижи (малочисленные этнические группы северного Алтая), а также М.Абулова, Л.Телесова, А.Тадырова, Б.Диятова (все четверо -- уроженцы села Бельтир Кош-Агачского района Республики).

Следует рассказать отдельно и о самом празднике. В этом году Эл Ойын проходил 8 и 9 июля в высокогорном Кош-Агачском районе республики, близ села Кокоря. По своей сути алтайский Эл Ойын аналогичен таким народным праздникам, как якутский Ысыах, тувинский Наадым, бурятский Сурхарбан, татарский Сабантуй. Отличие в том, что перечисленные выше праздники издавна сложились в недрах народной культуры, в то время как Эл Ойын, хотя и вобрал в себя все традиционные элементы народного творчества, впервые был проведен только в 1988 году в Онгудайском районе республики. Первый Эл Ойын был своего рода экспериментом, причем экспериментом весьма удачным. Праздник понравился людям, и с тех пор он отмечается в горном Алтае каждые два года (всякий раз в другом районе). Неизменно на Эл Ойын собираются тысячи людей со всего Алтая и даже из соседних регионов. В этом году праздник впервые проводился на международном уровне: на нем присутствовали гости из Казахстана, Кыргызстана, Турции, Великобритании, Нидерландов, Республики Кореи.

Проходил Эл Ойын в долине, со всех сторон окруженной горами, образовывавшими как бы естественный стадион или амфитеатр. Зрители могли наблюдать за происходящим, сидя прямо на горных склонах. Долину надвое разделяла река Чуя. На одном берегу реки разместился городок из юрт и палаток, где жили многочисленные гости праздника -- несколько тысяч человек. Здесь же, на левом берегу реки, шло само празднество. На другом берегу плотными рядами стояли машины -- легковые и грузовые, и располагался богатый базар. Кто-то приехал отдыхать и веселиться, а кто-то -- делать бизнес. Впрочем, река, как естественная преграда, отделяла рыночную стихию от самого праздника, и одно другому не мешало.

Начался Эл Ойын 8 июля утром с парада участников, хозяев и гостей праздника. Всеобщее внимание привлекла деревянная колесница без единого гвоздя -- точное подобие колесницы из Пазырыкского кургана, -- сделанная мастером Олегом Челчушевым из Улагана. Парад сменился приветственными речами хозяев и видных гостей, после началось театрализованное представление.

Затем празднество рассредоточилось по территории естественного стадиона (несколько квадратных километров) и протекало следующим образом. В течение двух дней одновременно в нескольких точках проходили различные мероприятия -- скачки, борьба, конкурсы силы, ловкости и, конечно, почти непрерывный концерт, где выступали алтайские, казахские, русские фольклорные коллективы, эстрадные певцы, гости из других республик России и иностранных государств. А по вечерам -- дискотека до четырех утра.

Следует сказать несколько слов о наиболее впечатляющих зрелищах, которые нам довелось увидеть. Например, конкурс по укрощению необъезженных лошадей. Ведущий объявляет: "Команда энского района! Лошадь номер семнадцать". Трое дюжих мужчин забегают в загон, где мечутся необъезженные лошади, быстро заарканивают одну из них, выволакивают из загона, привязывают к столбу. Затем совместными усилиями надевают на брыкающуюся лошадь седло и уздечку. Вся процедура не должна занимать более пяти минут. Чтобы успех считался полным, кто--то из членов команды должен сесть верхом на эту лошадь и продержаться минуту. Один из участников эффектно проехал вокруг загона с поводьями в зубах, не держась руками. Не обходилось без критических ситуаций. Один раз лишь чудом упавший седок успел вовремя подняться на ноги и отскочить в сторону от мечущегося коня.

Скачки на яках, напротив, оказались весьма забавным зрелищем. Мохнатые, приземистые яки, с которых ноги ездоков (в основном подростков) опускались почти до земли, в процессе скачки смотрелись как-то очень мило и даже комично.

Все аттракционы шли с большим стечением народа. А в разных концах палаточного городка стояли юрты-музеи (от разных районов Алтая, а также тувинская, казахская и другие), куда можно было зайти, посмотреть на подлинные национальные костюмы, традиционную домашнюю утварь, отведать национальные блюда.

Следует особо отметить тот примечательный факт, что с каждым разом традиционные элементы в структуре праздника все более и более доминируют над "модерном". Так, например, если на первых Эл Ойын'ах обязательным пунктом программы был конкурс красоты на западный лад (в т.ч. позирование в купальных костюмах), то сейчас этого уже нет и в помине. Зато обогащается репертуар истинно народных забав и состязаний. Кроме того, в конкурсы европейского типа привносится чисто национальный колорит. Так, например, на этот раз много зрителей собрал конкурс стилизованного национального костюма -- алтайские швеи представляли модели одежды, приспособленные к современной городской жизни, но по дизайну явно перекликающиеся с теми или иными элементами алтайского национального костюма. Такую тенденцию можно считать одним из главных признаков того, что Эл Ойын как всенародный праздник успешно приживается и превращается в традицию.

Можно добавить, что Эл Ойын символизирует единство алтайского народа, а также межнациональное согласие в республике. Основные проживающие здесь народы -- алтайцы, русские и казахи. В республике царит прочный межнациональный мир, но нельзя сказать, что проблем совсем нет. Однако на Эл Ойын'е они не ощущаются. Люди приезжают, чтобы отдохнуть и повеселиться, забыть обо всем тяжелом и неприятном, поэтому весь "негатив" оставляют за порогом. Основное правило здесь -- веселись сам и не мешай другим!

На Эл Ойын'е люди на время забывают повседневные заботы, встречают знакомых и друзей, которых давно не видели, просто расслабляются и отдыхают душой. (Чтобы кто--то не понял превратно, следует оговориться: один из принципов Эл Ойын'а -- сухой закон.) Праздник позволяет жителю Алтая погрузиться в атмосферу кочевого прошлого, вдохнуть тот воздух, которым дышали предки алтайцев, казахов, других народов Южной Сибири и Центральной Азии -- одним словом, почувствовать себя истинным кипчаком (хотя бы на два коротких дня!).

Самое интересное в идее Эл Ойын'а -- удачное сочетание старого и нового. Все основные элементы этого праздника -- традиционны, пронесены алтайским народом через всю его долгую историю. Но собрать все это воедино и периодически устраивать большой праздник для всего Алтая -- идея новая и более чем удачная. Ведь сыграть, к примеру, традиционную свадьбу со скачками, борьбой и огромной толпой гостей, -- мягко говоря, не каждому сегодня по карману. Но раз в два года от души повеселиться всей республикой -- вполне реально. И не только повеселиться, но ощутить себя чем--то большим, нежели просто населением, -- единым народом с общим прошлым и надеждами на будущее.

Т.КОЗЫРЕВ,
кандидат философских наук,
научный сотрудник сектора фольклора
народов Сибири и Дальнего Востока
Института филологии ОИИФиФ СО РАН,
участник экспедиции.

Фото Владимира НОВИКОВА, "НВС".