В оглавление

НОВОСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Медицина

Чрезмерное потребление кофе повышает риск заболеть ревматоидным артритом, -- к такому выводу пришли ученые Национального института здоровья в Хельсинки. Финские исследователи проанализировали собранные за 15 лет данные о 19-ти тысячах пациентов и установили, что для людей, выпивающих ежедневно по четыре чашки кофе, риск суставного ревматизма удваивается по сравнению с теми, кто вообще не пьет кофе. Эти результаты подтверждаются и другим исследованием, в котором приняли участие 7 тысяч пациентов. Оно показало, что те, кто выпивает более 10-ти чашек кофе в день, подвержены 15-кратному риску. По мнению финских специалистов, неумеренное потребление кофе является не менее существенным фактором риска, чем преклонный возраст, курение или тучность. Однако ученым не удалось установить, какое именно из веществ, содержащихся в кофейных зернах, способствует развитию артрита.

По мнению американских микробиологов, излишняя чистота вредит здоровью. Как пояснил Стюарт Леви, профессор Университета Тафтса в городе Медфорде, штат Массачусетс, использование сильнодействующих химических чистящих средств способствует развитию наиболее опасных штаммов микробов. Дело в том, что такую интенсивную уборку выдерживают только наиболее жизнеспособные и резистентные к внешним воздействиям бактерии и вирусы, а против них нередко оказывается бессильной и иммунная система человека. Выступая на международном конгрессе в Атланте, профессор выразил озабоченность широким распространением в быту агрессивных чистящих средств и призвал по возможности ограничиваться водой и мылом. По словам профессора, немного грязи -- это даже полезно, особенно детям. Дети не должны расти в стерильных условиях, поскольку наличие микробов тренирует и укрепляет их иммунную систему.

Экология

Международная группа исследователей обнаружила в атмосфере новый парниковый газ, который оказывает на окружающую среду значительно более разрушительное воздействие, чем прочие известные науке газы. Правда, пока этот фтор- и серосодержащий газ присутствует в атмосфере в очень малых количествах, однако он способен сохраняться там на протяжении столетий. Такая долговечность, а также высокая способность поглощать инфракрасное излучение делают этот газ в 18 тысяч раз вреднее для климата планеты, чем двуокись углерода, -- считает Карл Бреннинкмайер, сотрудник Института химии имени Макса Планка в Майнце. На основании данных химического анализа снегов в Антарктиде ученые установили, что газ впервые появился в атмосфере около 40 лет назад. С тех пор его концентрация постоянно растет -- в последнее время со скоростью 6 процентов в год. Газ имеет химическую формулу SF5CF3 и, следовательно, носит название трифторметилтиопентафторид. По мнению исследователей, он является производным от тиогексафторида SF6, который широко используется в технологиях, связанных с высокими напряжениями. Однако имеются указания и на то, что SF5CF3 применяется военными в мощных радарных установках. Не исключено также, что опасный газ образуется как побочный продукт в процессе производства гальванических покрытий.

Палеонтология

В конце Пермского периода, то есть около 250-ти миллионов лет назад, Земля пережила самую стремительную и самую крупную экологическую катастрофу за всю свою историю. В течение всего нескольких сотен тысяч лет на планете вымерло более 90 процентов всех видов животных и растений. Теперь группе американских и китайских ученых на основе геохимического анализа соответствующих отложений на юге Китая удалось установить, что в это время на планете происходили мощнейшие извержения вулканов. Они сопровождались выбросом гигантского количества ядовитых газов, а кроме того, привели к тому, что территория площадью в несколько миллионов квадратных километров -- прежде всего, в Сибири -- оказалась покрыта лавой. Не исключено, что экологическую катастрофу усугубило падение на Землю огромного метеорита.

Космонавтика

Специалисты Американского национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства обнаружили конструкционный дефект в резервной системе подачи кислорода в скафандры астронавтов. Правда, на сегодняшний день американские астронавты совершили уже более 80-ти выходов в открытый космос с использованием скафандров, и до сих пор резервная система обеспечения кислородом им ни разу не понадобилась. Тем не менее, специалистам НАСА предстоит теперь в самые сжатые сроки устранить дефект и переоснастить некоторое количество скафандров. Ремонт должен быть завершен не позднее сентября, в противном случае запланированные на осень монтажные работы на Международной космической станции снова придется переносить.

Впрочем, НАСА может похвастаться и успехами. Агентство приступило к испытанию "робонавта" -- робота, который должен будет выполнять некоторые вспомогательные работы в ходе монтажа Международной космической станции. Испытания проводятся в Космическом центре имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, штат Техас. По словам инженеров НАСА, руки-манипуляторы робонавта сконструированы с таким расчетом, чтобы они могли максимально точно воспроизводить движения человеческих рук. Благодаря такой концепции робот сможет пользоваться на борту станции теми же инструментами, что и его одушевленные коллеги.

Техника

Разработка специалистов Института новых материалов имени Лейбница в городе Саарбрюккене сулит значительный прогресс в развитии Интернета и прочих телекоммуникационных технологий, а также совершенствование автомобильной электроники. По словам директора Института профессора Хельмута Шмидта, немецким инженерам вместе с коллегами из Франции и Нидерландов удалось создать совершенно новую световую микросхему для коммутации информационных потоков в узлах волоконнооптических кабельных сетей. Сегодня изготовление каждого такого переключателя занимает несколько часов и связано со значительными расходами. Предложенная теперь технология, базирующаяся на напылении светопроводящих наночастиц, позволит наладить дешевое массовое производство оптических коммутационных устройств. По мнению профессора Шмидта, новые переключатели найдут применение и в автомобилестроении. Сегодняшняя бортовая электросеть на основе медных проводов не способна защитить высокочувствительные электронные приборы от помех, вызываемых электрогенератором и другими электроагрегатами. Поэтому производители автомобилей давно мечтают о доступной по цене и помехоустойчивой бортовой электросети на базе световолоконной оптики.

Вл.Фрадкин,
Радио "Немецкая волна".