СИБИРЯКИ ИЗУЧАЮТ ПШЕНИЦУ
В конце июля Европейское общество по анеуплоидам пшеницы (EWAC) провело в новосибирском Академгородке совместно с Институтом цитологии и генетики СО РАН XI-ю международную конференцию "Анеуплоиды в генетических исследованиях эволюции и адаптации злаков", посвященную памяти О.Майстренко. Впервые EWAC организовал мероприятие в честь российского ученого (Ольга Ивановна Майстренко, возглавлявшая в ИЦиГ крупную лабораторию генетики пшеницы, почти пятьдесят лет целеустремленно работала над "усовершенствованием" злаков, сосредоточив основное внимание на пшенице.) Когда Европейское общество решило провести очередную конференцию по анеуплоидам в Новосибирска, она стала активно готовиться к ней. Но в прошлом году, почти в это время, О.Майстренко ушла из жизни, не дожив четырех дней до своих семидесяти шести лет. На конференцию приехали ее "собраться по оружию" из Италии, Англии, Аргентины, Германии, Японии; из ближнего зарубежья -- Казахстана, Белоруссии, Украины; из России.
Директор Института цитологии и генетики, председатель оргкомитета академик В.Шумный, тепло поприветствовав участников конференции, прежде всего обратился к страницам жизни О.Майстренко -- талантливого ученого и замечательного человека. Ольга Ивановна появилась в Институте цитологии и генетики в 1960-м году, когда наука генетика переживала далеко не лучшие времена. Но, как бы тяжело ни приходилось, она была последовательна и в словах, и в делах. Прежде всего Ольга Ивановна почти наизусть выучила работу знаменитого Эрни Сирса "Анеуплоидия в мягкой пшенице", которую он написал в 1954 году. И до конца жизни занималась данным направлением цитогенетики растений, сделав основной акцент на создании цитогенетических коллекций пшеницы. Для этого О.Майстренко были выбраны два сорта -- "Саратовская-29" и "Диамант", обладающие набором ценных хозяйственных качеств. В 1978 году в Институт цитологии и генетики приехал Эрни Сирс, в первую очередь чтобы познакомиться с работами О.Майстренко. Он просмотрел весь наработанный материал и дал исследованиям высокую оценку. Эрни Сирс побывал во многих лабораториях института, на полях. В его честь был даже устроен футбольный матч между теоретиками и селекционерами. Победу одержали селекционеры (могло ли в данной ситуации быть иначе!). Позднее лаборатория О.Майстренко создала дителосомные, монодителосомные линии, межсортовые и чужеродные замещенные линии. Именно благодаря Ольге Ивановне Майстренко в институте появилась воистину уникальная коллекция линий пшеницы, насчитывающая более ста наименований, которую можно назвать национальным достоянием. Коллекция активно используется в цитогенетических и селекционных исследованиях. Для поддержания ее в живом состоянии сегодня предпринимаются невероятные усилия. Цитогенетика растений всегда была одним из четырех главных направлений института. С первых своих дней ИЦиГ уделяет первостепенное внимание работам, связанным с отдаленной гибридизацией, созданием дополненных и замещенных линий. Академик Д.Беляев, многие годы возглавлявший Институт цитологии и генетики Сибирского отделения, поддерживал О.Майстренко во всех начинаниях. Как и многие из тех, кто знал Ольгу Ивановну, работал с ней, он уважал ее за безграничную преданность делу, ответственность, принципиальность, за ту тщательность и точность, с какою вела она эксперименты (этого же требовала от коллег и учеников). Наверное, никто в стране лучше ее не знал всех сортов пшеницы отечественной и зарубежной селекции, их генетических особенностей. Она искала наиболее перспективные для селекционера образцы, изучила сотни и сотни сортов, чтобы найти именно те, что обеспечивают лучшие хлебопекарные качества и другие ценные свойства.
О.Майстренко активно участвовала в создании и работе Европейского общества по анеуплоидам пшеницы (проводящего нынешнюю конференцию ее памяти). Ответственный секретарь Европейского общества Энтони Ворланд выступил с докладом, в котором рассказал о деятельности EWAC, о встречах с О.Майстренко.
На конференции, которая работала пять дней, имя Ольги Ивановны звучало довольно часто, ибо обсуждались проблемы, в решении которых она принимала самое непосредственное участие. Ее коллеги, ученики докладывали о последних достижениях в области цитогенетики. Много внимания было уделено созданию и поддержанию замещенных межсортовых, межвидовых, межродовых и т.д. форм, представляющих особую область биотехнологии -- хромосомную инженерию. А это путь к получению принципиально нового исходного материала для цитогенетических и селекционных исследований.
Самое ценное в любом научном форуме -- обмен новейшей информацией, вынесение на суд коллег спорных данных, обретение истины в дискуссиях, корректировка планов на будущее. Неизменный интерес участников конференции вызывали результаты, полученные в коллективе, которым до недавнего времени руководила О.Майстренко. Как отмечали ее бывшие сотрудники -- они до сих пор работают по научным программам и планам, составленным Ольгой Ивановной, воплощают в жизнь ее идеи. В один из дней гости Академгородка побывали на полях, познакомились с коллекциями, созданными О.Майстренко. Организаторы конференции постарались все сделать для того, чтобы пребывание в Сибири запомнилось ее участникам надолго.
По завершению конференции спросила у секретаря оргкомитета кандидата биологических наук Т.Пшеничниковой (из сектора цитогенетики пшеницы, бывшей лаборатории генетики пшеницы): -- Татьяна Алексеевна, какую главную мысль вынесли вы из прошедшего научного форума? -- К большому сожалению, не могу не отметить, что технический уровень наших исследований заметно отстает от зарубежного, Объясняется данный факт недостаточной поддержкой (и не только финансовой!) исследований по генетике растений и пшеницы. Тем не менее, идейный уровень работ достаточно высок, и многие из них получили поддержку зарубежных коллег из EWAC. В частности, генетические исследования физиологических процессов у пшеницы, ее устойчивости к болезням. И еще. Организаторы конференции несколько удивлены тем фактом, что ни местные власти, ни коллеги из СО РАСХН не проявили к ней должного интереса.
Л.Юдина. |