В оглавление

БОГИ, ЗАСТЫВШИЕ ВО ВРЕМЕНИ

С 1983 года Приполярный этнографический отряд Института археологии и этнографии СО РАН проводит свои исследования в Нижнем Приобье (Березовский, Белоярский и Шурышкарский районы Тюменской области) в местах проживания хантов и манси. В их домашних святилищах в качестве культовых атрибутов нередко можно встретить предметы древнего бронзолитейного производства -- фигурки людей и животных. Археологи из Екатеринбурга относят большинство подобных вещей к культурам Таежного Приобья VIII-XI вв. Часть из них была обнаружена в процессе раскопок могильников в районе Сургута, оставшиеся же попали в местные музеи в качестве случайных находок, сделанных на обширной территории Приобья: от устья Иртыша до Салехарда.

В последние два года в поле зрения этнографов оказались сразу несколько бронзовых предметов: четыре фигурки медведей (сезон 1999 г.), а также изображения "ящура", гуся, воина и рукоятка ножа (сезон 2000 г.). В мировоззрении обских угров найденная необычная вещь считается посланной свыше и автоматически включается в состав "святых" атрибутов, хранящихся в специальном сундуке в доме. Так камень причудливой формы бережно заворачивается в тряпицу, ему шьют одежду, превращая в семейного духа-покровителя, по праздникам преподносят угощение - тарелку с рыбой и рюмку водки. Найденные в обвалах берегов рек или в местах древних поселений бронзовые фигурки, помимо своей необычности, несут и отпечаток узнаваемости: местный рыбак или охотник легко "опознает" суть послания свыше. Медведь -- наиболее почитаемый, священный зверь, на медвежьи игрища съезжаются люди со всей округи; гусь -- птичья ипостась младшего сына верховного бога Нуми-Торума -- Мир-сусне-хума (святилище "Медного гуся" в Белогорских юртах на Оби было широко известно в начале XVIII в.); необычный "ящур" -- скорее всего, мифический водяной змей; рукоятка ножа принадлежала богатырю-предку, а фигурка воина -- его изображение. В числе домашних фетишей им уготована разная судьба: фигурки медведей, завязанные в красную ленту вместе с серебряными монетами начала XIX в., стали прикладом -- даром семейному духу-покровителю, также как и рукоятка ножа, фигурки гуся и рыбы, бережно положенные на дно сундука. А вот бронзовый воин оказался сердцевиной фигуры домашнего божка. Металлические фигурки подвешивались также к охотничьему поясу в качестве оберега или подвязывались к кожаной бахроме женского швейного мешка.

Подобные находки (бронзовые всадники, бобры, птицы) встречались этнографам и ранее (А.Теплоухов, С.Руденко, В.Чернецов, И.Гемуев и А.Сагалаев, и др.), общее число их -- несколько десятков. Выставляются они, между прочим, даже в Эрмитаже, публикуются в солидных каталогах.

Обнаруженные изделия по принципу технологии изготовления делятся на две категории: объемное и плоское литье. Бронзовые полые фигурки (в нашем случае медведей и гуся) относятся к категории зооморфных пронизок (на спине животных имеется отверстие, возможно, для кожаного ремешка). Они отлиты в двусторонней форме с сердечником, литники и литейные швы убраны, поверхность полирована, нередко видна доработка деталей декора резцом. К сожалению, о составе сплавов и внешних покрытий сказать что-либо трудно, т.к. массовые анализы не проводились. Размеры медвежьих фигур составляют 6,5x4 см.

Необычной можно считать фигуру, включающую изображения сразу двух медведей (размер 7x4,3 см). Большая фигура, означающая, по всей видимости, медведицу, стоит на плоском основании, которое выполнено в виде фигурки медвежонка, повернутого лицом к матери. Медведица раскрыла пасть и языком вылизывает мордочку медвежонка. Обе фигуры украшены рельефными валиками, спина медвежонка срезана.

Выделяется своими размерами (10x9 см), весом, а также серебристым цветом (т.н. белая бронза), изображение гуся, которое, возможно, включает в себя и вторую фигуру -- птицу или жука(?).

К образцам плоского одностороннего литья относятся фигурки воина и "ящура". Лицевая сторона в обоих случаях полирована, обратная нет. На обороте первой фигурки имеется петля для подвешивания. Воин ("вождь") стоит широко расставив ноги, в руках держит чашу(?).

Весьма необычно оформлена голова: с одной стороны, она напоминает череп, с другой, верхняя часть головы (включая глазницы и нос) выдается вперед, создавая впечатления надетой маски или шлема с надглазьями и наносьем. Двупалые конечности подчеркивают сложный зооантропоморфный облик мужчины, что достаточно обычно для мифологических воззрений коренных народов Сибири: нередко их дух-покровитель одновременно выступает как в облике богатыря, так и в обличье родового (тотемного) предка -- медведя, волка, птицы и др.

Зачем древние люди делали подобные вещи? Отсутствие явных следов изношенности позволяют отнести их к предметам культа. Безусловно, петелька на обратной стороне воина служит для подвешивания, но представить столь мрачную фигурку даже на одежде шамана (жреца), не так легко, хотя и объяснимо из более поздней этнографической практики. Не менее сложно представить подвешенной на одежду массивную фигурку бронзового гуся. Интересным представляется недавно высказанное мнение о возможности существования в эпоху средневековья у жителей Таежного Приобья традиции изготовлять ритуальные декорации, своего рода "мобильные алтари", перед которыми разыгрывались магические действа и которые было можно было установить в необходимом месте в нужное время. На данные "ширмы", выполненные из кожи или ткани в определенной последовательности и могли нашиваться бронзовые фигурки (А.Соловьев, 1998). Возможно, последующее накопление материала приоткроет завесу тайны над данным феноменом сибирских древностей.

Закончен полевой сезон, принесший, помимо сказанного, немало новых сведений о традиционной культуре северных хантов. В их культовых комплексах было обнаружено и несколько изделий из серебра разного времени -- от VI до XIX в. (блюдо, статуэтки, очелье, подвески, серьга, блюдца, налобная пластина), но об этом -- другая статья.

А.Бауло,
Институт археологии
и этнографии СО РАН.