РЯДОМ С ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ
Академик М.А.Лаврентьев и Новосибирское высшее
военно-политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого
Октября
(июнь 1967 -- октябрь 1980 гг.)
Неоценим вклад М.А.Лаврентьева в укрепление обороноспособности
страны и повышение боевой мощи Вооруженных Сил. В годы Великой
Отечественной войны 1941--1945 гг. в послевоенный период многие
его научные открытия и идеи легли в основу разработки новых видов
боевой техники, вооружения и боеприпасов. Лаврентьев в числе
немногих ученых был удостоен боевого ордена Отечественной войны.
Этот орден он надевал в День Советской Армии и в День Победы. С
особой теплотой и вниманием относился Михаил Алексеевич к
защитникам Отечества. Он хорошо знал видных военачальников и
по-деловому дружил с ними.
Не случайно, когда в начале 1967 года встал вопрос, где же
разместить вновь создаваемое высшее военно-политическое учебное
заведение, академик Лаврентьев принимает, несмотря на немалое
сопротивление некоторых его друзей и соратников, смелое и мудрое
решение разместить училище в Академгородке, с предоставлением ему
необходимых помещений.
И когда в мае 1967 года мы с назначенным начальником училища
полковником (в настоящее время генерал-майором) Зибаревым
Василием Георгиевичем прибыли к нему на беседу, Лаврентьев
подробно расспросил нас, кто мы такие, как представляем будущее
училище, с чего будем начинать. Затем сам рассказал, каким он
хотел бы видеть новое высшее военное учебное заведение, его роль
и место в жизни научного центра, и дал ряд советов по
первоначальным шагам формирования училища. Беседа продолжалась
больше часа. Мы чувствовали, что М.А. очень внимательно изучает
нас.
Эта первая встреча оставила глубокий след в нашей жизни и во
многом помогла с самого начала целенаправленно, по-деловому
построить взаимоотношения с учеными, с коллективами институтов,
НГУ, школами и в целом с жителями Академгородка. М.А. умел
слушать собеседников, но не любил лишних слов, сам был всегда
конкретен. В этом мы убедились, работая с ним рука об руку на
протяжении 13 лет. Он обращал наше внимание прежде всего на
подбор преподавательского состава училища, его научную и
методическую подготовку. Убедительно повторял известную истину,
что лицо вуза, качество подготовки слушателей определяется
составом преподавателей. Обещал помощь в научной подготовке
преподавателей и, учитывая наш гуманитарный профиль, рекомендовал
установить тесные связи прежде всего с Институтом истории, с
кафедрой философии СО РАН, кафедрами НГУ. Учебные классы,
лаборатории, считал он, должны быть оборудованы и оснащены с
учетом современного развития. Советовал активно использовать
возможности научно-исследовательских институтов Сибирского
отделения, а личному составу училища участвовать в общественной
жизни Академгородка.
Размещение училища в новосибирском Академгородке с его огромным
научным потенциалом открыло огромные возможности роста и развития
высшего военного учебного заведения, создало благоприятную среду
для воспитания будущих офицеров в духе лучших традиций нашей
армии. И эти возможности при активной поддержке М.А.Лаврентьева
мы старались использовать.
Вместе с развитием Сибирского отделения, Академгородка росло,
мужало и набиралось сил и опыта наше училище.
Повышению качества учебно-воспитательного процесса во многом
способствовали творческие связи с известными учеными СО АН,
которые носили разносторонний характер. По рекомендации М.А.
самой распространенной формой контактов были встречи командиров,
преподавателей и широкой курсантской аудитории с учеными.
С самого начала установились тесные связи преподавателей училища
с институтами и кафедрами Сибирского отделения. Видные ученые не
только публично выступали перед личным составом училища, но и
читали лекции, проводили занятия с курсантами. Преподаватели
наших кафедр принимали активное участие в работе научных
конференций и симпозиумов Сибирского региона.
Только за первые пять лет в училище в содружестве с Новосибирским
научным центром и вузами города подготовлено 9 кандидатов наук, 3
преподавателя работали над докторскими диссертациями и 20 над
кандидатскими. Научными руководителями соискателей, как правило,
выступали ведущие ученые Сибирского отделения, а преподаватели
училища занимались в аспирантуре институтов.
Практиковались совместные выпуски преподавателями училища и
учеными научных трудов: "Сибиряки -- фронту", "Некоторые
методологические проблемы общественных наук" и др. При помощи
ученых были организованы научные кружки и устные журналы по
политической экономии, курсу международных отношений и внешней
политике и другим предметам. Постепенно складывались рабочие
отношения с НГУ, регулярно проходили совместные научные встречи
курсантов и студентов.
Курсанты, преподаватели с самого начала активно включились в
военно-политическую и оборонно-массовую работу. Курсантов
встречали в школах, как верных друзей. Они проводили со
школьниками беседы по истории вооруженных сил, изучали азы
военного дела, организовывали спортивные соревнования и военные
игры. Самыми интересными для школьников были военно-спортивные
игры "Орленок" и "Зарница". Училище тогда стало базой для
проведения областных финальных военно-спортивных игр.
Благодаря постоянной поддержке со стороны председателя СО АН
М.А.Лаврентьева нам была предоставлена возможность проводить
массовые училищные мероприятия в Доме ученых, домах культуры
"Академия", "Юность", использовать спортивные площадки и стадионы
городка.
Жизнь, учеба и служба в Сибирском научном центре, постоянное
общение с научной интеллигенцией, молодежью, жителями
Академгородка оказывали положительное влияние на формирование
личности будущих офицеров.
Пройдет всего 3 года со дня основания училища и М.А.Лаврентьев
скажет: "Училище хорошо вписалось в Новосибирский научный центр,
активно включилось в организацию и проведение многих совместных
мероприятий, в рождение новых, ярких традиций города, оказало
благотворное влияние на общественную жизнь и
героико-патриотическое воспитание жителей Академгородка...".
Для нас, как руководителей училища, так и всего
командно-преподавательского состава, эти слова стали оценкой
нашего труда и были самой высшей наградой. В то же время мы
сознавали, что во многих достижениях училища, росте его
авторитета, в подготовке многих отрядов выпускников -- молодых
офицеров, есть немалый вклад сибирских ученых.
В 1971 году состоялся первый выпуск в нашем училище. Дипломы о
высшем образовании получили около 300 выпускников. Это были
высокопрофессионально подготовленные офицеры. С большим желанием
и вдохновением они ехали в войска на практическую работу.
Откровенно скажу, что не меньше нас этому событию радовался
М.А.Лаврентьев. Он принял самое активное участие во всех
мероприятиях, связанных с выпуском, начиная от вручения дипломов
выпускникам и торжественного собрания, до фотографирования с
молодыми офицерами. Выступая на завершающем торжестве, он
советовал им быть ближе к личному составу, постоянно
совершенствовать свои знания, никогда не останавливаться на
достигнутом и сохранять связь с училищем.
Ему очень понравились слова из песни об Академгородке, написанной
выпускником училища, жителем Советского района Рахматулиным:
"...Не забудем мы годы курсантские и тебя, Академгородок...".
Нас, офицеров, подкупали в академике простота и доступность в
общении, умение найти контакт с аудиторией, перед которой он
выступает. Он свободно мог в любое время приехать в училище, на
полигон учебного центра, на наш военный пляж.
В 1975 году на базе училища в максимально короткие сроки был
построен комплекс зданий для размещения и обучения
(переподготовки) руководящих кадров партийных и советских
работников. Регион, откуда должны были прибывать на учебу,
охватывал территорию от Урала до Тихого океана и всю Среднюю
Азию. На курсы прибыло 100 человек.
И когда я проинформировал М.А.Лаврентьева о том, что курсы готовы
к работе и коротко охарактеризовал состав обучаемых, он
внимательно выслушал меня и тут же изъявил желание приехать и
выступить перед ними. В назначенный день он сам за рулем машины
проехал через проходную и подъехал к учебному корпусу. Вышел из
машины, взял свой видавший виды портфель с "учебными пособиями" и
в течение двух часов беседовал с учащимися. Слушали его
внимательно, задавали очень много вопросов. Особенно активно
проявились представители Казахстана, Киргизии, их интересовал
вопрос защиты Алма-Аты от селя, использование целенаправленных
взрывов в народном хозяйстве и т.д. Беседа получилась очень
интересной и содержательной, все слушатели были весьма довольны
встречей. Многие из них впервые видели М.А.Лаврентьева. И потом,
в течение двух месяцев, пока они проходили курс обучения, у них
было очень много разговоров об этой встрече.
Когда в училище поступили новые образцы бронетанковой техники и
оружия, то буквально на другой день приехал М.А.Лаврентьев,
причем, со внуками. Внимательно осмотрел в парке новые БТР, БМП,
и мы поехали в учебный центр (полигон), где было выставлено
стрелковое оружие (пистолеты, пулеметы, автоматы, гранатометы).
После осмотра он лично пострелял изо всех представленных видов
оружия и остался очень доволен.
При посещении учебного центра училища, осмотрев нашу полевую
учебную базу (огневые, инженерные, стрелковые городки), М.А. дал
ряд советов по улучшению учебных мест и высказал идею о
проведении ряда экспериментов, развития исследований, касающихся
защиты бронетанковой техники. И в последующем на нашем полигоне
подобная работа продолжалась.
Вспоминаю, как впервые мы проводили взводные тактические учения с
боевой стрельбой, а затем занятия по подводному форсированию
танками водной преграды. Михаил Алексеевич приехал и пробыл на
занятиях от начала и до конца. Мы восхищались его энергией,
активностью и внимательностью ко всему, что мы ему показывали, о
чем говорили. Он обязательно высказывал свое мнение, оценки и
давал советы.
Однажды центральная киностудия документальных фильмов
Министерства обороны приехала для съемок короткометражного фильма
о жизни и учебе курсантов училища. Одной из составляющих фильма
стала связь нашего военного учебного заведения с учеными
Сибирского отделения АН СССР. Мы пригласили Михаила Алексеевича,
и хотя он был не любитель сниматься в фильмах, он с удовольствием
принял наше приглашение и приехал вместе с Гурием Ивановичем
Марчуком. Все кадры, что планировались, были отсняты, М.А.
послушно выполнял указания режиссера. Он пробыл в училище всю
первую половину дня, и как всегда, у нас состоялся большой
разговор о дальнейшей жизни училища.
Можно еще очень много привести примеров активной помощи училищу
со стороны Михаила Алексеевича.
Благодаря совместным усилиям командования нашего вуза и ученых
Сибирского отделения АН во главе с М.А.Лаврентьевым, училище за
короткий срок заняло ведущее место среди военно-учебных заведений
Министерства обороны. Наших выпускников всегда отличали высокая
профессиональная подготовка, широкий кругозор, интеллект и
высокое чувство ответственности. Они очень хорошо проявляют себя
на практической работе в войсках, всегда очень тепло отзываются
об ученых, жителях Академгородка, часто приезжают в родное
училище.
Отмечая 100-летие со дня рождения М.А.Лаврентьева, мы с гордостью
заявляем, что труд и знания, вложенные им в создание училища,
оправдываются.
За героизм и мужество, проявленные при выполнении воинского
долга, при защите государственных интересов 15 выпускникам
училища присвоены высокие звания -- Героя Советского Союза и
Героя России. На сегодня нет ни одного училища в России, которое
бы в мирное время имело столько героев. 12 выпускников стали
генералами Российской Армии и занимают высокие посты в
руководящих структурах Вооруженных Сил России, более 1000
выпускников за мужество и отвагу, проявленные при защите
интересов государства, награждены орденами и медалями, свыше 200
выпускников стали докторами и кандидатами наук, профессорами и
доцентами -- они заведуют кафедрами, возглавляют ученые советы,
являются заместителями начальников (ректоров) высших военных
учебных заведений по научной работе.
Мы благодарны судьбе, что она дала нам возможность жить и
работать рядом с этим великим человеком, многому научиться у
него.
Он навсегда останется в нашей памяти, и одним из памятников ему
будет подготовка высококвалифицированных кадров офицеров в
Новосибирском военном институте, крестным отцом которого он
является.
Б.Волков, бывший начальник Новосибирского высшего
военно-политического общевойскового училища, генерал-лейтенант в
отставке.
|