В оглавление

Академики Н.Добрецов, А.Конторович, В.Кулешов

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТОЧКИ РОСТА
И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ
В СИБИРИ И ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Доклад 17 ноября 2000 года в г.Новосибирске

I. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Народному хозяйству Сибири, занимающей 40% территории России и располагающей громадным по объему и уникальным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом, принадлежит одно из ведущих мест в экономике страны. Основные параметры представлены в табл. 1 (включая Тюмень).

ТЭК Сибири, базирующийся на уникальных запасах газа, нефти, угля, гидроресурсов является и будет оставаться на многие десятилетия вперед главной энергетической базой России. Нефтегазовый комплекс был наиболее стабильной отраслью российского хозяйства в условиях кризиса 1992--98 гг., обеспечил сохранение минимально-необходимой устойчивости экономики России, был главным источником наполнения бюджета и валютных средств.

Но ведущая роль ТЭК Сибири может либо возрастать и служить локомотивом экономики России, либо быть потеряна, и тогда произойдет необратимый кризис России. Это первый исходный тезис. Второй -- роль Сибири не может и не должна сводиться только к сырьевому придатку. Высокий научно-производственный потенциал (предприятия ВПК, сеть институтов СО РАН и вузов) должен послужить основой роста экономики крупных городов на базе наукоемких технологий и услуг. Третий тезис: чтобы ведущая роль ТЭК Сибири и рост на основе наукоемких технологий стали реальностью, нужны эффективные меры государственного регулирования (специальный инвестиционный климат, эффективное недропользование и концентрация части ренты для реализации крупных проектов, льготная налоговая, тарифная, таможенная политика).

В последние годы развитие Сибири стало характеризоваться крайне противоречивыми тенденциями, оформились или обострились главные проблемы. Для этого региона характерны:

1. Высокая капиталоемкость крупномасштабных проектов в совокупности с плохим инвестиционным климатом;

2. Трудные природно-климатические условия и огромные расстояния, приводящие к удорожанию и снижению конкурентоспособности производства;

3. Неэффективный механизм природопользования;

4. Недопустимо низкий уровень жизни и кризисные явления в народонаселении.

I.1. Высокая капиталоемкость крупномасштабных сибирских проектов в совокупности с "плохим" инвестиционным климатом

Полезно привести несколько очень фрагментарных примеров из не столь отдаленного прошлого.

1. Стоимость сооружения Транссиба к 1903 г. превысил 0/6 млрд долларов (по ценам тех лет).

2. Переселение в Сибирь в 1905--1914 гг. обошлось казне более 120 млн рублей (1 млрд долларов), число переселенцев составило около 4 млн человек.

3. Формирование Западно-Сибирского нефтегазового комплекса обошлось государству за четыре пятилетки (1970--1990 гг.) около 200 миллиардов рублей (~долларов).

4. Сооружение БАМ к 1987 году стоило 11 миллиардов рублей (долларов).

5. Формирование пояса академической науки в Сибири в 1957--1990 гг. потребовало более 2 млрд рублей (долларов).

Страна жила, живет сегодня и в очень значительной степени будет жить дальше результатами этих акций. Чтобы совершить новый виток развития производительных сил России в XXI в., требуется осуществить огромные первоначальные затраты именно в Сибири. Для этого важно решить две проблемы:

-- отбор проектов федеральной и межрегиональной значимости, инициируемых субъектами Федерации; фактически их очень немного и здесь важно оценить оптимальную последовательность и взаимосвязь таких наиболее важных проектов, меры их государственной поддержки;

-- формирование механизмов аккумулирования и адресного распределения финансовых ресурсов; здесь определенная нагрузка, по-видимому, должна лечь на федеральные округа.

Инвестиционный климат в Сибири

Особое значение имеет стимулирование инвестиционной активности в сибирских регионах.

Инвестиционная привлекательность сибирских регионов определяется соотношением инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Инвестиционный потенциал региона определяется богатством ресурсов и лежит в плоскости производительных сил. Факторы, определяющие инвестиционный риск, лежат, в значительной части, в плоскости производственных отношений: стабильность, масштабы миграции и преступности (в том числе экономической), законодательные условия инвестирования и другие.

Сибирские регионы, невзирая на свой сырьевой, промышленный, экспортный и интеллектуальный потенциал, в части инвестиционной привлекательности, выраженной в инвестиционных рисках, в целом пока проигрывают европейским регионам России.

Вместе с тем, объективные возможности инвестиционного потенциала регионов Сибири по привлечению и освоению инвестиций, существенно благоприятнее, чем инвестиционные риски.

Необходимо ликвидировать это противоречие -- между громадным инвестиционным потенциалом региона и большими инвестиционными рисками на значительной части этой территории. Думается, что большая доля ответственности за это лежит на местных органах власти и управления субъектами Федерации на территории Сибири.

I.2. Проблемы уровня жизни и народонаселения в Сибири

В последнее десятилетие заметно снизилась привлекательность жизни в Сибирском и Дальневосточном регионах. Отметим три главных момента.

1) В развитых странах "средний класс" является главной опорой общества и экономики. В Сибири самые крупные города находятся в замыкающей части российских городов по доле среднего класса (Омск, Новосибирск, Красноярск -- 7--13%)

География проживания среднего класса в России, 1998 г.
ГОРОД Средний класс
(тыс.чел., округленно)
Доля в численности
населения, %
Москва 3200 36
Санкт-Петербург 560 11
Тюмень 260 52
Екатеринбург 130 10
Красноярск 120 13
Самара 115 9
Новосибирск 110 7
Нижний Новгород 90 7
Омск 90 8

К среднему классу отнесены семьи со среднедушевым месячным доходом в 300--1000 долларов (до 17 августа 1998 г.). Сейчас эта планка понижена в 2 раза, но география примерно та же.

2) В последнее десятилетие рост населения сменился на его сокращение. Это определяется не только ростом смертности и снижением рождаемости, но и тем, что вектор миграционных потоков сменился на противоположный и это является одной из главных проблем в современном российском государстве, особенно если учитывать новые геополитические реалии.

3) Пограничные проблемы и нерегулируемая миграция китайского населения в приграничные районы Сибири и Дальнего Востока. Вдоль восточной границы с Российской Федерацией проживает порядка 300 млн граждан КНР. Частная внешнеэкономическая деятельность китайцев активно поддерживается китайским государством.

В целях национальной безопасности чрезвычайно важно государственное регулирование, в том числе в области народонаселения и миграции. Конечно, это должно сочетаться с разумной политикой по сокращению излишнего населения в ряде северных территорий, однако это не может быть доминирующей тенденцией в области народонаселения на востоке страны.

II. О РАЗВИТИИ СИБИРИ КАК ВАЖНЕЙШЕМ ФАКТОРЕ СТАБИЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ РОССИИ

Главными положительными факторами и источниками средств для решения проблем дальнейшего развития Сибири являются:

1. Существующий и потенциальный природно-ресурсный потенциал; оптимизация механизмов недропользования и формирования финансовых ресурсов территорий;

2. Накопленный производственный (включая предприятия ВПК) и научно-образовательный потенциал;

3. Уникальное геополитическое положение региона (в совокупности с Дальним Востоком).

Стратегические точки роста сибирской экономики на 80--90% определяются эффективным сочетанием этих трех источников. Дадим им краткую характеристику.

II.1. Использование ресурсного потенциала Сибири

Состояние экономики России еще долго будет определяться масштабами вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов Сибири. Несмотря на важность всех других компонент сырьевого сектора макрорегиона (металлы, лес и т.д.), ключевая роль здесь принадлежит предприятиям топливно-энергетического комплекса.

Энергетическая стратегия Сибири, специально разработанная и поддержанная государством для привлечения крупных инвестиций, должна иметь следующие приоритеты:

1. стабилизация добычи нефти и газа Западной Сибири (развитие ресурсной базы, технологическое перевооружение и др.);

2. освоение гигантских месторождений нефти и газа Восточной Сибири и Сахалина, создание единой трубопроводной и энергетической системы с Северным Китаем, Кореей, Японией (крупнейший энергетический проект XXI века);

3. развитие угольных карьеров, углубленной переработки угля, углехимии и нефтехимии. Приоритеты 2 и 3 во многом имеют экспортную ориентацию. Их реализация дает возможность "наведения" энергетических мостов со странами АТР (прежде всего с Китаем), в дополнение к энергетическому мосту с Европой;

4. реформирование электроэнергетики с выходом на новый технологический уровень (газотурбинные, парогазовые установки и т.п.) и необходимая для этого реструктуризация РАО ЕС.

В целом и в других отраслях ТЭК необходимо коренное обновление производственного аппарата и усиление межрегиональной кооперации с предприятиями машиностроительных отраслей и ВПК.

В развитие подготавливаемой в настоящее время "Энергетической стратегии России на период до 2020 г." необходимо разработать "Генеральную государственную программу развития ТЭК". При этом определяющим при ее формировании должен быть принят принцип самофинансирования отрасли. Генеральная государственная программа развития ТЭК должны включать следующие программы (подпрограммы):

1. Программа ввода в разработку нефтяных месторождений.

2. Программа ввода в разработку газовых месторождений.

3. Программа реконструкции и развития трубопроводного транспорта нефти и газа.

4. Программа реконструкции и развития предприятий угольной промышленности.

5. Ценовая политика и проблема самофинансирования ТЭК.

6. Программа реформирования электроэнергетики и реструктуризации РАО ЕС.

Не дожидаясь принятия Энергетической стратегии России и разработки соответствующих программ, по решению Совета Сибирского округа разрабатывается Энергетическая стратегия Сибири, в которую включены вышеназванные программы по нефтегазовому комплексу Западной и Восточной Сибири и развитию угольной отрасли.

Выход России из кризиса, возрождение всех, в первую очередь высокотехнологических отраслей экономики, подъем уровня и качества жизни населения страны возможны только на основе снижения энергоемкости ВВП и одновременно роста потребления энергии. На рис. показано соотношение душевого ВВП и энергопотребления в наиболее развитых странах с высокими технологиями (Япония, Швейцария и др.), передовых энергопроизводящих странах (США, Великобритания, Канада) и энергопроизводящих странах с низким душевым ВВП (Иран, Колумбия, Венесуэла). Россия с 1985 года прошла зигзаг от уровня, сопоставимого с Канадой до уровня Венесуэлы, что в значительной мере определялось вывозом капитала. Для выхода в кратчайшие сроки на уровень, превышающий 1990 г., необходимо развитие энергосберегающих технологий и сбалансированное по отраслям развитие производства энергоносителей, определяемые ценовой, лицензионной и налоговой политикой.

Главная задача ценовой политики -- неадминистративными, рыночными методами ориентировать экономику на совершенствование топливно-энергетического баланса и обеспечить условия для самофинансирования нефтяной, газовой и угольной промышленности. Важнейшим элементом ценовой политики, определяющим география рынка энергоносителей и топливно-энергетический баланс, являются транспортные тарифы.

Остро встал вопрос о серьезных перекосах в политике цен на энергоресурсы. Аномально низкие, демпинговые цены на газ (порядка 12 долл. США за 1000 м3) на внутреннем рынке не позволяют обеспечить самофинансирование газовой промышленности, подрывают экономические основы развития угольной промышленности, приводят к неоправданно высокой роли газа (76%) в балансе котельно-печного топлива части страны.

Необходимо планомерно увеличить цены на газ и мазут на внутреннем рынке и тем самым экономическими методами стимулировать перевод части энергетики на уголь. Процесс этот должен проходить разумными темпами с тем, чтобы инвестиционные возможности электро- и теплоэнергетики позволяли провести соответствующую смену оборудования.

Комплекс мер позволит компаниями, потребляющим энергоносители, планомерно совершенствовать структуру их потребления и внедрять ресурсосберегающие технологии.

Государственная политика в области недропользования. Лицензионные соглашения являются наиболее действенным рыночным инструментом для реализации политики государства. Изменение экономической ситуации в России и разработка Энергетической стратегии на период до 2020 г. требуют научно обоснованной корректировки ранее принятых лицензионных соглашений, которая должна быть проведена МПР и Минэнерго России в максимально короткие сроки с привлечением научно-исследовательских организаций. В качестве органов государственного аудита при принятии соответствующих решений целесообразно использовать ГКЗ при МПР и ЦКР при Минэнерго. Кроме того, должна быть разработана Государственная программа лицензирования недр, согласованная с Генеральной программой и обеспечивающая необходимые для ее реализации уровни прироста запасов и добычи углеводородов на них, а также их государственный аудит на предмет соответствия стратегическим интересам государства. Необходимо срочно выработать процедуру аудита.

Особое внимание должно быть уделено соглашениям о разделе продукции. В частности, возникает вопрос о путях реализации компенсационной и прибыльной продукции, решаемый с учетом национальных интересов России. Подобные ситуации должны быть учтены при доработке Налогового и Таможенного кодексов.

Для устойчивого функционирования нефтегазового комплекса в средне- и долгосрочной перспективе необходимо непрерывно осуществлять работы по приросту запасов нефти и газа, причем в объемах существенно превышающих достигнутые в настоящее время уровни. Для реализации этих задач и финансирования геологоразведочных работ в Законе о недрах были предусмотрены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в форме налога. Т.к. отчисления ВСМБ в явном виде отменены, необходимо срочно дать Поручение МПР России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минфину России совместно с РАН разработать процедуры, обеспечивающие сохранение у государства инструментов для регулирования объемов и направлений геологоразведочных работ.

Учитывая крайнюю важность ввода в разработку новых месторождений и залежей, в том числе месторождений и залежей с трудноизвлекаемыми запасами, сокращения числа простаивающих скважин, увеличение дебита скважин и нефтеотдачи, целесообразно разработать, как на федеральном, так и на региональном уровнях налоговые льготы для недропользователей, или точнее -- дифференцированные налоги и акцизы.

В Восточной Сибири может быть создан центр гелиевой промышленности мирового класса. Для этого необходимо обязать недропользователей предусмотреть переработку этого газа, выделение и реализацию гелия. Уникальность и ценность восточносибирского гелия для всего мирового сообщества можно сравнить с уникальностью и ценностью Байкала. Эти и другие меры должны быть предусмотрены в Генпрограмме развития ТЭК.

II.2. Горнодобывающее производство и металлургия

Развитие горнодобывающей промышленности Сибири невозможно на данном этапе без непосредственного участия государства в решении нормативно-правовых проблем и создании инфраструктуры горнорудных районов.

Комплекс предлагаемых мер по повышению эффективности работы сибирских предприятий горнорудной и металлургической промышленности сводится к следующему:

-- повышение экономической привлекательности освоения новых стратегических минерально-сырьевых баз в Сибири за счет непосредственного участия государства в формировании транспортной и энергетической инфраструктуры в районах пионерного освоения полезных ископаемых;

-- разработка основополагающих директивных и правовых документов для создания нового механизма взаимоотношений государства с недропользователем (налогообложение, СРП, лицензирование, внутренний рынок золота и т.д.);

-- увеличение финансирования геологоразведочных служб с ориентацией их на подготовку к промышленному освоению месторождений полезных ископаемых: а) дефицитных в настоящее время в России; б) имеющих хорошие перспективы для завоевания сегментов мировых рынков;

-- предоставление льгот инвесторам, осваивающим месторождения, по которым высока народнохозяйственная эффективность проектов.

Наиболее значимой и первоочередной задачей горнорудной промышленности Сибири является освоение месторождений Кодаро-Удоканского района и прилегающих к нему объектов зоны БАМ (Чинейское -- железо-ванадий, Удоканское -- медь (и серебро), Катугинское -- редкие земли, Сухоложское -- золото, Холодинское -- свинец-цинк и др.) Начавшиеся мероприятия по освоению Чинейского месторождения (прокладка 80 км железнодорожной ветки, проект освоения, инвесторы) уже сейчас повысили инвестиционную привлекательность месторождений Удокан (26 км от Чинейского) и Катугинского (40 км). Этот создает благоприятные условия для создания здесь крупного горнодобывающего центра, что даст большой мультипликативный эффект в развитии экономики Сибири (возрождение БАМ, обеспечение сырьем Коршуновского ГОКа и КМК, занятость населения и т.д.).

Важной и первоочередной задачей является поддержка государством золотодобывающей отрасли путем повышения закупочных цен на золото, снижения налогов, развития внутреннего золотого рынка (золотые биржи), активизация частной золотодобычи.

II.3. Лесопромышленный комплекс

Почти 90% объема лесозаготовок приходится на два региона -- Иркутскую область и Красноярский край. За 1988--1998 гг. общий объем заготовок сократился почти в 3 раза, в Иркутском и Красноярском регионах -- в 2,5 раза.

За последние годы доля экспорта лесопродукции в объеме производства значительно выросла из-за сокращения внутреннего спроса, а поставки между региональными рынками сократились. Затраты на перевозку деловой древесины составляют более 50% в цене у поставщика, пиломатериалов -- до 30%, фанеры, ДСП и ДВП -- до 14%.

Безусловно, на объем экспорта влияет удаленность Сибири от морских портов и рынков сбыта. В связи с этим требуется особая стратегия развития комплекса, которая ориентировала бы лесопромышленников на глубокую переработку древесины и производство конечных видов продукции. Это позволит снизить удельный вес транспортных тарифов в конечной цене, повысить эффективность работы лесопромышленного комплекса.

Должен быть разработан и принят комплекс первоочередных мер по повышению эффективности управления лесами и развития ЛПК, включая законодательное регулирование, возможно в статусе приграничной торговли с Китаем. Вместе с последовательным техническим перевооружением до уровня, сопоставимого с финским, это может обеспечить быстрое нарастание прибыли без крупных инвестиций и накопление капитала для повышения жизненного уровня и обеспечения транспортных проектов.

* * *

Финансовая система, направленная на обеспечение недискриминационного характера изъятия и распределения экономической ренты, содержащейся в ценах конечной реализации продукции природоэксплуатирующих отраслей Сибири должна обеспечить:

-- получение территориями Сибири части экономической ренты независимо от места реализации добытых на ее территории природных ресурсов;

-- направление части полученной экономической ренты для формирования активов решения социально-экономических проблем в будущем;

-- в отношениях между Федерацией, сибирскими регионами и компаниями должна рассматриваться вся совокупная величина доходов рентного характера (как реальных, так и потенциальных).

В области совершенствования финансовой системы Сибири необходима скоординированная политика федеральных и региональных властей по совершенствованию системы межбюджетных отношений, концентрации финансовых ресурсов федеральных целевых программ, созданию эффективной системы федеральной поддержки депрессивных и отсталых регионов Сибири, ориентированной на стимулирование источников их саморазвития.

Ядром новой финансовой инфраструктуры Сибири должно стать небольшое число крупных межрегиональных банков, объединенных на базе наиболее устойчивых и технологически оснащенных сибирских банков.

В существенной мере успех этих мероприятий будет определяться тем, насколько в них будет присутствовать "интеграционная компонента", иными словами, насколько регионы Сибири, их администрации и субъекты хозяйствования смогут объединяться и координировать свои усилия для реализации крупных межрегиональных проектов и программ, в том числе -- в рамках специальных программ Сибирского федерального округа, за счет передачи резервных средств на счетах Центробанка, выпуска целевых окружных займов и других мер.

II.4. Формирование новой экономики городов Сибири на базе предприятий ВПК, накопленного научнообразовательного потенциала и сферы услуг

Для качественного преобразования экономики Сибири в начале нового века, требуется целенаправленная система мер по мобилизации точек экономического роста сибирских городов, что даст возможность увеличить валовой региональный продукт, количество рабочих мест, доходы городского бюджета и т.д. При этом акцент должен быть сделан на отраслях, выпускающих высокотехнологичную продукцию и высокотехнологичных обслуживающих отраслях.

Очевидно, что в современных условиях существенно усиливается фактор конкурентоспособности городов и регионов -- в первую очередь за привлечение инвестиций и финансовых ресурсов. Покажем потенциальные "точки роста" и экспертную оценку их значимости на примере десяти крупнейших городов Сибири. Их сопоставление может выявить также направления межрегиональной (межгородской) кооперации. Потенциальными лидерами по совокупности показателей являются Новосибирск, Омск и Красноярск.

Точки экономического роста обеспечивают высокие темпы подъема экономики города (региона), "выталкивают" ее на российский и внешний рынки, во многом решают проблему импортозамещения и обеспечивают рост производительности труда.

Тем самым реализация региональных точек роста в крупных городах Сибири на основе использования их специфических конкурентных преимуществ даст возможность ускорить процесс формирования "среднего класса" в Сибири, что является магистральным направлением социально-экономической политики любого государства.

Особое значение в поддержке и реанимации производственного потенциала Сибири имеют наука и высокотехнологичные производства.

Здесь главными и приоритетными задачами является развитие и/или адаптация информационных и наукоемких технологий как база технического обновления производства и быстрого роста в локальных точках:

-- создание софтовых информационно-вычислительных национальных центров;

-- создание крупных технопарковых зон в Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске и других городах для активизации наукоемкого производства (по примеру Китая);

-- реализация нескольких национальных проектов на базе предприятий ВПК (кремниевое производство плюс силовая электроника; ядерно-химический, лазерный и другие проекты).

По первым двум направлениям необходимо представление временных, но существенных государственных льгот для начального "запуска" этих проектов. Третье направление предполагает существенное прямое участие государства в финансировании этих мероприятий.

Остановимся на одном примере -- кремниевое производство на базе предприятий Минатома с участием институтов СО РАН.

Необходимое технологическое сопровождение для разработки и совершенствования технологий производства моносилана и поликристаллического кремния по моносилановой технологии обеспечивается рядом институтов СО РАН. В рамках принятой долгосрочной программы сотрудничества Минатома РФ с Сибирским отделением РАН, планируется финансирование нескольких проектов: производство слитков кремния большого диаметра методом бестигельной зонной плавки, а также производство высококачественных структур кремний-на-изоляторе и кремний-на-кремнии, необходимых для изготовления современных полупроводниковых силовых приборов.

Таким образом, в Сибирском регионе сложилась уникальная ситуация, позволяющая организовать единый замкнутый проект, включающий производство исходного материала -- моносилана, с последующим изготовлением из него поликремния, затем монокристаллического БЗП кремния, пластин, полупроводниковых силовых приборов, с выпуском конечного продукта высокой степени готовности -- силовых модулей.

В перспективе ориентировочный объем продаж полученной продукции с учетом промежуточных продуктов (моносилана, стержней ПК, слитков и пластин БЗП, структур кремний-кремний и кремний-на-изоляторе, отдельных транзисторов и т.п.) оценивается в 20--40 млн долларов США в год.

Предварительные оценки показывает, что данный проект в целом будет рентабелен и окупит необходимые для его реализации затраты. В настоящее время ведутся маркетинговые исследования и составление бизнес-заявок подпроектов, входящих в данную программу.

Особое значение имеет создание современной сети технопарков с учетом опыта Индии и Китая на принципах соединения реальных производителей научной продукции и предприятий, способных ее реализовать. Их формирование в Сибири, да и в России в целом, пока развивается неэффективно и серьезной государственной поддержки не имело. Если ориентироваться на средние показатели деятельности предприятий технопарка "Новосибирск", то выручка на одного сотрудника находится на уровне примерно 2500 долларов в год. Реально достигаемая величина в технопарках Индии и Китая на порядок больше.

Большое значение имеет научное сопровождение и мониторинг проектов и программ развития экономики Сибири. Особо следует подчеркнуть важность крупных научно-практических форумов. Недавно в Иркутске состоялся Байкальский экономический форум. Будем надеяться, что нынешнее совещание послужит примером возрождения стратегических обсуждений на высшем уровне, и возможно, станет традиционным.

II.5. Реализация преимуществ геополитического положения Сибири и укрепление экономической безопасности России

Одним из неисчерпаемых источников доходов России может стать использование выгод ее экономико-географического положения (ЭГП) между тремя бурно развивающимися центрами мирохозяйственной системы -- Северной Америкой -- Европейским союзом и странами АТР.

Вместе с тем, все более очевидной становится опасность ослабления социально-экономических связей сибирских территорий с Центральной Россией и наоборот -- усиление этих связей с приграничными государствами с более эффективной экономикой, в результате чего может усилиться дезинтеграция.

Развитие транспортного комплекса Сибири и Дальнего Востока в составе единого экономического пространства России способно как использовать выгоды географического положения, так и в значительной мере "сгладить" угрозы национальной экономической безопасности. Возможными проектами являются:

-- реконструкция Транссиба с завершением строительства Севсиба как продолжения БАМа на запад;

-- глобализация Транссиба на северо-восток посредством строительства трансконтинентальной полимагистрали через Берингов пролив, а на юго-восток -- сухопутной ветки через пролив Невельского на Сахалин и далее на Японию;

-- проект создания прямого выхода из Якутии в центральный Китай через АЯМ и Джалинду, а также автодорога через Горный Алтай.

Транспортные коммуникации России должны стать привлекательными для оказания международных транспортных транзитных услуг, что сделает их более доступными (по ценам) и для российских производителей в разных регионах страны. Особое значение в этих процессах играет уникальное геополитическое положение Сибири и Дальнего Востока как "моста" между Европой и Азией.

Среди всех речных и морских систем Сибири особо следует выделить транспортную "связку" "Енисей--Северный морской путь". Она позволит не только выйти глубинным сибирским регионам со своей продукцией на мировой рынок, но и дать нагрузку на Северный морской путь (СМП), что сделает его более рентабельным. В этом случае СМП смог бы привлечь внимание и международных морских перевозчиков, т.к. он существенно короче, чем путь из стран АТР в Европу вокруг Азии.

В последние годы во всем мире наблюдается устойчивый рост потребностей в авиаперевозках. Многие наикратчайшие маршруты -- кроссполярные -- пролегают над территорией Сибири и Дальнего Востока. Российские службы управления воздушного движения и аэропорты таких городов, как Новосибирск, Красноярск и Хабаровск, уже сегодня готовы обслуживать международные авиаперевозки. Именно они могут стать основой для создания на востоке России системы мультимодальных транспортных логистических центров, где пересекаются несколько видов транспорта.

Не менее важное значение для использования преимуществ геополитического положения сибирских регионов является формирование общесибирского потребительского рынка и (или) его крупных сегментов.

Для лучшего уяснения ситуации, на карте России выделим три ее самых крупных города (по численности населения) и кругами обозначим их ближайшее региональное окружение. Например, в первом круге с центрами круга в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и с радиусом круга в 150--160 км проживает: 25--10 млн человек.

Фактически эти три "круга" являются не только местом концентрации трети населения России, но и эпицентром экономической активности и формирования новых крупных межрегиональных рынков. Поэтому очень важно стимулировать формирование Западно-Сибирского межрегионального рынка и соответствующую транспортную и товаропроизводящую инфраструктуру.

ВЫВОДЫ И ГЛАВНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Решение давно назревших социальных проблем.

2. Развитие и/или адаптация информационных и наукоемких технологий как база технического обновления производства и быстрого роста в локальных точках:

а) создание софтовых информационно-вычислительных национальных центров;

б) создание крупных технопарковых зон для активизации наукоемкого производства;

в) реализация нескольких национальных проектов на базе предприятий ВПК (кремниевое производство плюс силовая электроника; ядерно-химический, лазерный и другие проекты).

3. Развитие ТЭК Сибири на основе энергетической стратегии и Госпрограмм.

а) стабилизация и обоснованное наращивание добычи нефти и газа в Западной Сибири (развитие ресурсной базы, технологическое перевооружение и др.);

б) освоение месторождений нефти и газа Восточной Сибири, Республики Саха и Сахалина, создание единой трубопроводной и энергетической системы с Северным Китаем, Кореей, Японией (крупнейший энергетический проект XXI века);

в) развитие и повышение эффективности нефтепереработки и нефтехимии, газопереработки, газохимии и гелиевой промышленности;

г) развитие угольной промышленности, углубленной переработки угля, углехимии;

д) обеспечение расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтяной, газовой и угольной промышленности;

е) освоение гидроэнергетического потенциала Сибири и Дальнего Востока.

4. Развитие других частей природно-ресурсного комплекса:

а) горно-добывающего и металлургического (Al, Ni, Cu, Au и др.);

б) лесопромышленного.

5. Развитие инфраструктуры и транспортных коридоров:

а) реконструкция Транссиба, перевалочных портов при стимулирующей тарифной системе;

б) освоение БАМ, строительство Амуро-Якутской магистрали и Севсиба;

в) реконструкция и реорганизация Севморпути, в том числе систем "река-море";

г) развитие трансконтинентальных воздушных коридоров и мультимодальных транспортных узлов.

6. Повышение эффективности, увеличение объемов и изменение структуры внешнеэкономических связей при усилении их государственного регулирования.

Успешная реализация этих задач возможна только путем государственного регулирования, включая улучшение инвестиционного климата, механизма природопользования, специального налогового, тарифного, таможенного законодательства.