В оглавление

Геологический форум под Южным Крестом

Научная геологическая экспедиция
в Рио-де-Жанейро на корабле науки

"Люди все еще хотят разговаривать друг с другом, видеть друг друга, несмотря на успехи технологии, компьютер и интернет. Нам все еще необходима встреча. Конгресс -- не только место, где мы обмениваемся идеями друг с другом, это еще и общественное собрание. Интересно иметь такой род контактов, как в этом интервью. Даже в интернете человеческий контакт, какой осуществляет Конгресс, отсутствует. Личность -- не только техник по публикациям, но и концентратор всех вопросов. В этом большое преимущество Конгресса, делающим его великим инструментом научного развития". (Проф. д-р Д. Баннаб, IGC News, N 6'2000).

Подготовка к такому собранию геологов, как Международный геологический конгресс (МГК), для организаторов и участников начинается за два года до события. Окончательное решение каждый ученый, желающий сделать научное сообщение на конгрессе, принимает за год до его начала. Написаны и отосланы тезисы докладов, но это еще четверть дела. Необходимы денежные средства и не малые -- около $2000. Испытав возможности официального спонсора потенциальных конгрессменов -- "Геохост" (удовлетворяется только 20--25% от общего числа заявок, главным образом, из развивающихся стран) -- автор, как и многие другие, отказался от мысли, что эта затея -- реальное дело. Начинался полевой сезон и сборы в плановую экспедицию. И вдруг звонок: "Вы хотите поехать в Бразилию?" -- Абсолютно ясно куда именно и зачем! -- "Хочу!" -- ответил без колебания, сомнения появились потом, когда стали проясняться контуры этого грандиозного научного предприятия.

"Среди многих достопримечательностей конгресса -- испытанное российское исследовательское судно "Академик Иоффе", одна из наиболее современных океанографических лабораторий мира. На борту 62 ученых (геофизиков, океанографов, геологов и т.д.)... Оно прибыло в Рио на 31-й МГК 5 августа с участниками русской делегации на борту". (IGC News, N 9'2000). Это был подарок судьбы для меня и еще 61 научного сотрудника и аспиранта научных институтов РАН. По решению Президиума РАН была выделена трудночитаемая сумма в валюте, чтобы снарядить и отправить корабль в Рио-де-Жанейро с главной целью -- доставить туда и обратно конгрессменов. По подсчетам, один день работы судна такого класса как "Академик Иоффе" стоил $ 7000. Все события и решения конца мая-начала июня происходили в ускоренном темпе. Не ясна была точная дата отхода; будем ли работать в океане, где, какими средствами и на каких полигонах; на что деньги выделены централизовано, а что нужно вносить самим...

После приезда из Москвы академика Н.Добрецова главное стало понятным: Российская академия наук снаряжает и оплачивает рейс НИС "Академик Иоффе" в Рио-де-Жанейро с основной задачей -- обеспечить максимальному числу сотрудников академических институтов участие в конгрессе. Участники представляли институты Москвы, Калининграда, Апатитов, Архангельска, Сыктывкара, Новосибирска, Иркутска, Кызыла, Улан-Удэ и Магадана.

Гамбург, НИС "Академик Иоффе" у терминала.

"Академик Иоффе" -- шестипалубный корабль, построенный в 1989 г. финской фирмой "Холлминг", водоизмещением 6600 т, длиной 117 м, с двумя двигателями по 3500 л.с. Экипаж в научном варианте рейса -- 60 чел. и 62 научных сотрудника. Это был восьмой рейс НИС "Академик Иоффе", первый 75-суточный научный рейс за несколько последних лет коммерческого плавания в качестве пассажирского судна. Дороговизна морских научных экспедиций и отсутствие спонсоров вынудили Институт океанологии РАН, которому принадлежит судно, переоборудовать его под "пассажира" и отдавать во фрахт канадской фирме "Марин экспедишн". Обычный режим работы двух кораблей-близнецов "Академик Иоффе" и "Академик Вавилов" -- круиз с туристами на "края Земли" в Антарктику и Арктику. Классическое антарктическое 15-дневное морское путешествие -- из Буэнос-Айреса до крайней южной точки Аргентины г.Ушуайа, а затем до Южно-Шетландских островов, стоит каждому морскому туристу $ 3000--6400, в зависимости от комфортабельности каюты. За три месяца антарктического лета судно успевает сделать шесть круизов. Легко посчитать выгоды полярного шоу с экскурсиями между айсбергами на дикие острова, где непуганные морские львы и пингвины подпускают на близкое расстояние. Красоты круизов в приполярные районы Земли запечатлены на фотопанно, украшающих интерьер судна.

Вторая задача настоящей экспедиции -- чисто исследовательская, над ее решением работали сотрудники Института океанологии и его Калининградского отделения. Задача выполнялась силами трех отрядов, в планы которых входили: 1) исследование физических и геохимических свойств воды с различных глубин океана для мониторинга термохалинной структуры и крупномасштабной циркуляции воды в Северной Атлантике; 2) непрерывное акустическое зондирование с помощью прибора "Parasound" поверхности дна океана и верхних горизонтов осадочного чехла на глубину до 100 м; 3) изучение твердой взвеси с разных глубин океана (нефелометрия).

Третьей задачей экспедиции было проведение научной школы-семинара, чтобы еще раз "прокатать" доклады перед специалистами из самых различных областей геологии. Под кураторством чл.-корр. В.Гончарова и с.н.с. Ю.Миронова было сделано и обсуждено 66 научных сообщений, составлен сборник авторефератов.

Команда новосибирского Объединенного института геологии, геофизики и минералогии включала 12 человек, в основном молодых научных сотрудников и аспирантов. Вообще молодежь доминировала на корабле и задавала тон непринужденного студенческого сообщества с дискотеками, спонтанными праздниками и КВН, костюмированным морским шоу. Кормовая кают-компания, также как и компьютерный класс, были владениями молодежи, местом работы и отдыха.

Через три дня вышли из Калининграда. В первые дни знакомились с флотскими правилами, слушали лекции по ТБ и пожаробезопасности, участвовали в учениях по спасению с корабля, терпящего бедствие.

28 июня вышли из Балтийского моря, пересекли северную Германию водным путем; 29 июня мы уже в порту Гамбурга -- необходимо получить от партнеров оборудование для взятия проб воды. Поэтому один день стоим в Гамбурге и знакомимся с городом, насколько это возможно за день. Из Гамбурга вышли 1 июля и до 14 июля -- через Ла-Манш, Бискайский залив обогнули Иберийский п-ов, прошли мимо Гибралтара, Канарских о-вов и вышли на первую точку океанографического профиля. Началась исследовательская часть экспедиции со станциями через 30 миль. Профиль через толщу океанской воды был сделан в полосе 4--8 градусов северной широты. Работа шла круглосуточно, в вечерние и ночные вахты, когда корабль в дрейфе и прожекторы освещают забортное пространство, из глубин поднимаются стаи ярко-красных кальмаров. С обеих бортов начинается азартная ловля-игра спиннингистов с кальмарами. Это оживляет атмосферу в чем-то однообразной корабельной жизни, поэтому на палубе много болельщиков. Океан вдали от берегов пустынен, только летучие рыбки, редкие дельфины да киты оживляют бесконечную череду волн, бегущих под действием пассатов.

Для разглядывания горизонтов у потенциальных докладчиков было мало времени, необходимо приготовить и постеры и оверхеды для устного сообщения. Вся главная работа проходила в каюте во 2-ом твиндеке, где были установлены привезенные с собой компьютеры, принтеры и сканер. День за днем медленная работа с графикой, с обозначениями на английском, переводы и печатание текстов. 28 июля дошли до конечной точки профиля над континентальным склоном Бразилии и повернули на юго-восток против Гвианского течения, а затем, когда обогнули самый восточный мыс Кабу-Бранку, по благоприятному Бразильскому течению -- на юго-запад в Рио-де-Жанейро. 5 августа подошли к скалистым гранитным грядам, отгораживающим глубокую и широкую бухту Гуанабара, где на узкой прибрежной низменности и горных скалистых склонах Большого Уступа края Бразильского нагорья стоит Рио-де-Жанейро (Сан-Себастьян-лу-Риу-ди-Жанейру).

Рио-де-Жанейро с высоты горы Сахарная голова. Вид на бухту и пляж Ботафога и гору Корковадо со статуей Христа.

Сразу после открытия Бразилии португальцами в 1500 году король Эманнуэль I организовал туда первую морскую экспедицию, которая достигла залива Гуанабара 1 января 1502 г. Залив имеет вид устья широкой реки, поэтому и появилось название Рио-де-Жанейро (река января)... 10 лет Бразилия добивалась права стать местом МГК и, по-видимому, 500-летний юбилей открытия страны сыграл решающую роль в выборе Международного геологического союза.

Рио-де-Жанейро. Площадь 15 ноября. Бывшая резиденция вице-короля и императоров Педро I и Педро II -- редкие памятники архитектуры колониальной эпохи. Здесь принцесса Изабел подписала акт об отмене рабства. В настоящее время здесь музей.

На 31-ом МГК в Рио-де-Жанейро (6--17 августа 2000 г) под девизом "Геология и устойчивое развитие: вызовы третьему тысячелетию" было официально зарегистрировано 6300 тезисов докладов. Все сообщения были разделены на две группы: группу специального симпозиума с приглашенными устными докладами по 11 темам и группу генерального симпозиума со стендовыми и выбранными устными докладами по 28 темам. Все заседания проходили за городом в центре конгрессов и собраний -- "Риоцентре" -- в 40 км от пирса, где пришвартовался "Академик Иоффе". Доставка участников на заседания и обратно автобусами "мерседес" была организована очень четко, без сбоев, фирмой "Варинг С.А.".

"Риоцентр" -- громадный комплекс крытых павильонов, аудиторий, залов с пунктами питания, делится на два крыла: конгресс-холл и выставка-холл. В последнем проходила недельная выставка "Геоэкспо-2000", где научные учреждения, геологические общества, университеты, издательства, министерства, фирмы-производители геологического оборудования, добывающие и прочие компании демонстрировали последние достижения национальных и международных коопераций геологов. Одной из самых впечатляющих демонстраций признана "Международная геологическая карта Европы и Средиземноморского региона" масштаба 1:1500000 -- итог 119-летнего международного сотрудничества над третьей редакцией карты. Отмечен также "Атлас литологических, палеогеографических, структурных, палинспастических карт и карт геологической среды Центральной Евразии", представленный Министерством природных ресурсов России и Министерством природных ресурсов и окружающей среды Казахстана. "Геоэкспо-2000" -- это громадная ярмарка, где можно было ходить часами, получать и покупать информацию, жаль, что у российских участников конгресса не было в избытке ни времени ни денег.

Президент Международного геологического союза Робин Бретт выступил с докладом об устойчивом мире и назвал пять главных, с его точки зрения, проблем, с какими столкнется человечество в 21-ом веке.

-- Самая большая проблема -- рост населения. "Если бы Китай использовал ресурсы так же, как США, нам необходимо было бы три Земли, чтобы поддержать этот уровень народа".

-- "Залежи топлива ограничены... Мы должны перейти к некоторым формам энергии, которые безопасны для окружающей среды".

-- Третья проблема для развивающегося мира -- вода. "Из-за роста населения ситуация будет ухудшаться, и можно стать свидетелем войн из-за воды".

-- Ядерные отходы. "То, что хорошо для одной страны, не может быть принято из-за разных геологических условий для другой".

-- Страх и дискомфорт в ядерном мире из-за катастроф подобных чернобыльской. (IGC News, N 1)

"Прорывы в науке невозможно предсказать, потому что они не могут быть даже воображены... Неприятное в нашей области деятельности то, что прогресс движется технологией, и поскольку мы не можем предсказать технологический успех, мы не можем предсказать также и научные достижения" (Робин Бретт, IGC News, N 3). Эти слова президента были сказаны в речи "Границы жизни", где подведены некоторые итоги науки в 20-м веке. Никто в начале века не мог предсказать плейт-тектонической парадигмы. Вообще реальные успехи не похожи на то, что видел мир в геологических науках в начале века. Робин Бретт, тем не менее, рискнул предположить, что наибольшие перспективы в 21-ом веке будет иметь возможность установить формы жизни в немыслимых местах или температурах, например, глубоко в земной коре. Он также сделал вывод, что успехи предсказания землетрясений могут прийти не из сейсмологии, а из геохимии или глубокого понимания электрических эффектов.

Вид на знаменитый пляж Копакабана с вершины Сахарной головы. Слева проф. Е.М.Емельянов (Калининград), справа с.н.с. Ю.А.Калинин, в центре автор (Новосибирск).

По интересующей автора заметок теме "Геология докембрия и эволюция Земли в докембрии" было сделано более 340 докладов. Большая часть сообщений на специальном и генеральном симпозиумах в той или иной мере касалась проблемы сборки (аккреции) и развала суперконтинентов (Пангей), которые происходили с регулярностью, предсказанной циклом Дж.Уилсона. Эта проблема опирается на всю информацию по тектонике, геохронологии событий и палеомагнитные данные и может стать движителем прогресса истории Земли в протерозое и архее.

Рио-де-Жанейро. Парк Фламенго. 12 августа 2000 г. Последний месяц зимы.

Одним из примечательных событий всех Международных геологических конгрессов было вручение премии имени Л.А.Спендиарова от Российской академии наук. На 31-ом МГК эту премию вручил бразильскому геологу проф. Мартинсу Пиментелю вице-президент РАН академик Н.Лаверов. Премия учреждена РАН в 1897 году на 7-ом МГК в честь русского геолога Л.А.Спендиарова, погибшего во время предконгрессовской экскурсии на Кавказе. Четырежды эта премия доставалась российским ученым: академику А.П.Карпинскому (1900), д-ру Ф.И.Чернышеву (1906), д-ру В.П.Батурину (1937), чл.-корр. Н.А.Богданову (1984).

На 31-ом МГК был переизбран Президент Международного геологического союза, им стал профессор Эд де Малдер (Нидерланды). И еще одно обязательное событие -- выбор страны и города следующего, 32-го, МГК 2004 года. Эту почетную обязанность получила Флоренция (Италия), предложившая для будущего конгресса девиз "Ренессанс геологии".

В день закрытия конгресса, 17 августа, "Академик Иоффе" покинул Бразилию. Жаль, что ради экономии средств члены делегации, прибывшие на корабле, не побывали на церемониях открытия и закрытия конгресса.

Все впечатления от огромного объема информации, полученной на конгрессе и от короткого знакомства с достопримечательностями Рио-де-Жанейро, невозможно изложить в короткой заметке. Отмечу, что время в Бразилии было напряженным и трудным "праздником в поте лица".

Мы отходили от пирса пассажирского морского порта в середине дня, и бразильская причальная команда выполнила ритуальное построение в честь российских моряков. Впереди был путь через океан домой, обработка материалов конгресса и написание отчета. После 23-суточного перехода 9 сентября НИС "Академик Иоффе" пришвартовался в порту Калининграда.

Ю.Советов,
фото автора.