В ИНТЕРНЕТ -- ЗА ДИПЛОМОМВ Институте дистанционного образования (ИДО) Кемеровского государственного университета приступил к занятиям второй поток студентов. Это событие не вызвало особого общественного резонанса, а между тем, систему дистанционного образования, появившуюся на Западе в 70-е годы, ученые называют образованием XXI века, и предполагают, что уже в первые годы нового тысячелетия в мире оно будет доминировать. Какие же преимущества новой формы обучения позволили сделать такой оптимистичный прогноз? Об этом наш сегодняшний разговор с пресс-атташе ИДО КемГУ Евгением ЕВПАКОМ. -- Евгений Владимирович, когда дистанционное образование "пришло" в Россию? -- Это произошло в начале 90-х. Прежде всего дистанционная форма обучения, основанная на использовании при обучении различных средств массовых коммуникаций, появилась в ведущих технических вузах страны -- это было обусловлено наличием у них высокотехнологического оборудования: ЭВМ, систем коммуникации. Дистанционное обучение ко всему прочему предполагает наличие определенных образовательных стандартов, поэтому лучшие специалисты российских вузов параллельно с внедрением новой системы приступили к разработке учебно-методической базы. Наш институт в частности сегодня использует учебно-методическую базу Московского университета экономики статистики и информатики (МЭСИ). -- Чем было обусловлено появление системы "ДО" в Кузбассе? -- Во-первых, определенной традицией этого вида образования уже сложившейся в мире, во-вторых, развитием новейших информационных технологий, всемирной компьютерной сети интернет, в-третьих, необходимостью обучения большого количества людей перешагнувших возрастной учебный ценз: бывших работников угольных предприятий, бывших военных, и тех, кто вынужден совмещать основную работу или бизнес с учебой. -- В чем главное отличие "ДО" от существовавшей ранее системы заочного обучения? -- Доступность, открытый характер -- по сути каждый может обучаться: на базе среднего образования -- 5 лет, на базе высшего -- 4 года. Отличия и в графике обучения: наряду с непосредственным контактом с преподавателем, возможен контакт с ним через интернет. Кроме того, в сети проводятся образовательные конференции с участием студентов и преподавателей. Отсутствуют четкие временные рамки сессии -- это тоже идет на пользу студенту. При традиционной системе обучения работающий человек проигрывает. Здесь уместно отметить, что новая форма обучения предполагает высокий уровень самоконтроля и самоорганизации обучающегося. -- Существует ли у вас проблема успеваемости студентов, как вы ее контролируете? -- Естественно, такая проблема существует. Но мы стараемся не "давить" на студента как при традиционной форме обучения, и в то же время не опускаем планку требований. Мы гарантируем стандарт качества, и нам важно сохранить престиж университетского образования. Приходится ломать укоренившийся в сознании людей стереотип: "Я плачу -- можно и не учиться". Да и сами люди начинают понимать, что времена образования "ради диплома" уходят. -- Институт "ДО" предоставляет гарантии качества обучения? -- У нас эти гарантии, во-первых, определяются стандартами университетского образования, а, во-вторых, дипломом государственного образца. -- Предусмотрена ли производственная практика для ваших студентов? -- Институт дистанционного обучения -- это отделение университета, поэтому наши студенты также изучают дисциплины, которые требуют практических занятий. Студенты ИДО не будут "неродными детьми", а будут проходить практику на общих основаниях. -- В каком объеме используются электронные учебные материалы? -- Компьютерные технологии обучения составляют значительную часть, примерно 40%. Студенты учатся работать и ориентироваться в интернете, осваивают новые средства работы с информацией. -- Сколько человек обучается в вашем институте сегодня? -- Учитывая наших новых первокурсников -- 120 человек. В этом году был набор на специальности: юриспруденция, менеджмент, маркетинг, финансы и кредит. -- Сложилось ли уже представление о том, можно ли стать хорошим специалистом после обучения в Институте дистанционного образования? -- Я считаю -- да. Это зависит от настроенности, от мотивации и желания человека занять достойное место на рынке труда. Кроме того, сам процесс образования, его гибкость, использование новых технологий, индивидуальность обучения открывают перед каждым возможность стать хорошим специалистом.
Беседовал Денис Корнилов. |