В оглавление

В ИНТЕРНЕТ -- ЗА ДИПЛОМОМ

В Институте дистанционного образования (ИДО) Кемеровского государственного университета приступил к занятиям второй поток студентов.

Это событие не вызвало особого общественного резонанса, а между тем, систему дистанционного образования, появившуюся на Западе в 70-е годы, ученые называют образованием XXI века, и предполагают, что уже в первые годы нового тысячелетия в мире оно будет доминировать. Какие же преимущества новой формы обучения позволили сделать такой оптимистичный прогноз?

Об этом наш сегодняшний разговор с пресс-атташе ИДО КемГУ Евгением ЕВПАКОМ.

-- Евгений Владимирович, когда дистанционное образование "пришло" в Россию?

-- Это произошло в начале 90-х. Прежде всего дистанционная форма обучения, основанная на использовании при обучении различных средств массовых коммуникаций, появилась в ведущих технических вузах страны -- это было обусловлено наличием у них высокотехнологического оборудования: ЭВМ, систем коммуникации. Дистанционное обучение ко всему прочему предполагает наличие определенных образовательных стандартов, поэтому лучшие специалисты российских вузов параллельно с внедрением новой системы приступили к разработке учебно-методической базы. Наш институт в частности сегодня использует учебно-методическую базу Московского университета экономики статистики и информатики (МЭСИ).

-- Чем было обусловлено появление системы "ДО" в Кузбассе?

-- Во-первых, определенной традицией этого вида образования уже сложившейся в мире, во-вторых, развитием новейших информационных технологий, всемирной компьютерной сети интернет, в-третьих, необходимостью обучения большого количества людей перешагнувших возрастной учебный ценз: бывших работников угольных предприятий, бывших военных, и тех, кто вынужден совмещать основную работу или бизнес с учебой.

-- В чем главное отличие "ДО" от существовавшей ранее системы заочного обучения?

-- Доступность, открытый характер -- по сути каждый может обучаться: на базе среднего образования -- 5 лет, на базе высшего -- 4 года. Отличия и в графике обучения: наряду с непосредственным контактом с преподавателем, возможен контакт с ним через интернет. Кроме того, в сети проводятся образовательные конференции с участием студентов и преподавателей.

Отсутствуют четкие временные рамки сессии -- это тоже идет на пользу студенту. При традиционной системе обучения работающий человек проигрывает. Здесь уместно отметить, что новая форма обучения предполагает высокий уровень самоконтроля и самоорганизации обучающегося.

-- Существует ли у вас проблема успеваемости студентов, как вы ее контролируете?

-- Естественно, такая проблема существует. Но мы стараемся не "давить" на студента как при традиционной форме обучения, и в то же время не опускаем планку требований. Мы гарантируем стандарт качества, и нам важно сохранить престиж университетского образования. Приходится ломать укоренившийся в сознании людей стереотип: "Я плачу -- можно и не учиться". Да и сами люди начинают понимать, что времена образования "ради диплома" уходят.

-- Институт "ДО" предоставляет гарантии качества обучения?

-- У нас эти гарантии, во-первых, определяются стандартами университетского образования, а, во-вторых, дипломом государственного образца.

-- Предусмотрена ли производственная практика для ваших студентов?

-- Институт дистанционного обучения -- это отделение университета, поэтому наши студенты также изучают дисциплины, которые требуют практических занятий. Студенты ИДО не будут "неродными детьми", а будут проходить практику на общих основаниях.

-- В каком объеме используются электронные учебные материалы?

-- Компьютерные технологии обучения составляют значительную часть, примерно 40%. Студенты учатся работать и ориентироваться в интернете, осваивают новые средства работы с информацией.

-- Сколько человек обучается в вашем институте сегодня?

-- Учитывая наших новых первокурсников -- 120 человек. В этом году был набор на специальности: юриспруденция, менеджмент, маркетинг, финансы и кредит.

-- Сложилось ли уже представление о том, можно ли стать хорошим специалистом после обучения в Институте дистанционного образования?

-- Я считаю -- да. Это зависит от настроенности, от мотивации и желания человека занять достойное место на рынке труда. Кроме того, сам процесс образования, его гибкость, использование новых технологий, индивидуальность обучения открывают перед каждым возможность стать хорошим специалистом.

Беседовал Денис Корнилов.
г.Кемерово