В оглавление

"НАЧАЛА" ИСКУССТВ И НАУК

Ларичев В.Е. Заря астрологии: Зодиак троглодитов, Луна, Солнце и "блуждающие звезды" / Редактор академик В.Молодин. -- Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 1999, -- 318 с.

Эта книга -- четвертая в серии публикаций известного историка-востоковеда и археолога, доктора исторических наук В.ЛАРИЧЕВА, посвященных становлению древнейшей из наук -- астрономии (ранее вышли в свет "Колесо Времени", "Мудрость Змеи" и "Сотворение Вселенной"). Основу нового издания составляют захватывающе интересные страницы истории открытия пещерных храмов ледниковой эпохи и разгадок тайн, скрытых за образами художественных творений жречества древнекаменного века Сибири. В книге раскрываются трагические эпизоды утверждения в археологии неординарных ("возмутительных", с точки зрения официальной науки!) идей и, соответственно, драмы судеб тех, кому выпало горькое счастье испытать удачу в раскрытии самого сложного из всего, что можно вообразить при служении науке о первобытности -- интеллектуального и духовного мира ранних Homo sapiens, "людей разумных" Евразии.

Истоки естественнонаучного познания Природы и начало становления точных наук -- арифметики, геометрии, астрономии, а также астрологии, а с нею и экологической прогностики, усматриваются автором этой книги в глубинах ледниковой эпохи, отстоящей от современности на десятки тысячелетий. По его мнению, человек уже во времена палеолита начал осознавать принципиальный для науки постулат познаваемости Природы. Астрономия и неразрывно слитые с нею космогония и космология, астральная мифология и астрология стали краеугольными базами интеллектуального фундамента культур древнекаменного века. Они определили космизм сознания и мышления предка, а значит, и пути решения им актуальных и ныне проблем гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой.

"НВС" публикует одну из глав новой книги д.и.н. В.ЛАРИЧЕВА. По этим начальным страницам читатель может составить представление о сюжетах издания.

Если сказать, что в познаниях Природы и Человека наука -- сродни искусству, а искусство -- подобие науки, то едва ли такое утверждение вызовет возражения. Однако ж, возникни они, то их можно отклонить предельно просто -- сославшись, положим, на размышления по сему поводу великих авторитетов: В.Шеллинг -- "Искусство есть высшая форма постижения Мира"; Нильс Бор -- "Искусство напоминает о гармониях, недосягаемых для систематического анализа"; В.Энгельгард -- "Сближение искусства и науки естественно, ибо в основе их лежит одно начало -- творчество".

Но известен иной, признаться, каторжно трудный, зато, пожалуй, самый верный и прямой путь окончательного утверждения истинности постулата единства искусств и наук. Для того нужно обратиться к изначальным истокам того и другого, строго следуя при том мудрому совету незабвенного Козьмы Пруткова -- "Отыщи всему начало и ты многое поймешь". Именно этот путь и выбрал д.и.н. В.Ларичев, автор книги "Заря астрологии". Он, размышляя о единстве искусств и наук, попробовал отыскать сокровенное "начало" великого философа, следуя прямо-таки буквально его предначертаниям, для чего обратился к самым начальным страницам истории человечества -- к эпохе ледникового времени, когда на Земле господствовали мамонты и шерстистые носороги (куда уж "начальнее"!). Там, к удивлению своему, В.Ларичев и нашел то самое интригующее "начало", которое позволило ему "многое понять"...

Ищите -- и обрящете;
Стучите -- и отворится вам,
Ибо всякий, кто просит -- получает,
Всякий, кто ищет -- находит.

Новый Завет


Осмелюсь предположить, что Жан-Мари Шове, хранитель археологических памятников юго-запада Франции, Авиньона, был в те дни чуточку суеверен. Иначе трудно понять, почему он не спешил проникнуть в пещеру, на вход в которую ему удалось набрести несколько дней назад. Как раз незадолго до зимнего солнцестояния 1994 года, Ж.-М.Шове вместе с Христианом Хилэром и Элиоттом-Брунелем Дешампом обследовал скалы на берегу реки Ардеш, притока Роны, неподалеку от городка Валлон-Пон-д'Арк и заметил у подножия утеса Кирк д'Эстр в ущелье Валь д'Ардеш западину в каменистой осыпи, откуда тянуло пронизывающим холодом. Вероятно, так же "дышал сквозняком" маленький грот на склоне горы Тюк д'Одубер, когда жарким днем, 82 года назад, граф А.Бегуэн и три его сына, пользуясь в точности такой "наводкой", открыли множество рисунков древних людей в знаменитой теперь пещере "Труа Фрэр". А странная западина у основания этого живописного утеса -- не напомнила ли она приятелям каверну на склоне горы в окрестностях Монтиньяка, которая более полувека назад стала для трех мальчишек провинциального городка счастливым порогом для входа в потрясшее археологов святилище Ляско с его многофигурной живописью ледниковой эпохи?

Тут бы сразу и проверить эту захватывающую дух догадку. Так нет же! Ж.-М.Шове сотоварищи явились под утес лишь перед самым солнцеворотом. Быть может потому, что думали -- если на свете случаются чудеса и сбываются желания, то когда же, как не в одну из ночей накануне Рождества?

Как бы то ни было, но именно в тот удивительный вечер приятели начали расширять дыру, усердно разгребая щебнистую осыпь, которая накопилась у подножия утеса за многие века. Но вот они протиснулись в мрачное нутро горы и вошли в обширный зал, где, как выяснилось позже, по меньшей мере 20 000 лет не ступала нога человека. На касках пещерных изыскателей циклопическими глазами горели горняцкие фонари.

Расширяющиеся пучки света нервно забегали по стенам, которые пребывали в кромешной тьме целую бездну времени.

И вот из мрака проступило чудо -- "рождественский дар".

А теперь я умолкну и предоставлю читателю вообразить чувства Ж.-М.Шове и его друзей, когда они, проходя четыре зала и обмирая на каждом шагу, осматривали одно живописное панно за другим. Не торопясь, вглядитесь в одну из композиций "Обители чудес", и вы поймете чувства первопроходцев пещеры Валлон-Пон-д'Арк. Представьте себе, как осторожно, опасаясь что-нибудь нарушить, продвигались они вперед, как вглядывались в остатки древних очагов, высматривали кости вымерших животных, архаические каменные инструменты, отпечатки следов людей и неведомых зверей. Этим счастливцам в самом деле неслыханно повезло -- они вошли в древний храм, где никто из бесшабашных представителей современной цивилизации ничто не нарушил и откуда они ничего не утащили как "сувенир на память". Поэтому -- то на тяжеленной глыбе, старательно установленной рядом со стеной "с крупномасштабными живописными изображениями животных ледниковой эпохи", покоился огромный череп медведя. Зияя пустыми глазницами, он, пугая незваных пришельцев, лежал так, как его возложил на "алтарь" тысячелетия назад жрец древнекаменного века...

А далее события развивались по накатанному сценарию: в день накануне светского празднества Нового года, 30 декабря 1994 года, Валлон-Пон-д'Арк посетила комиссия во главе с Жаном-Пьером Дога, попечителем археологии Ронских Альп. Специалисты засвидетельствовали: во Франции открыта новая пещера с живописью, равной по значимости росписям самых знаменитых святилищ ледниковой эпохи -- Альтамиры и Ляско. Количество рисунков и гравюр превышало здесь три сотни. Первобытный художник изобразил углем, охрой и темной марганцевой краской множество носорогов, мамонтов, бизонов, лошадей, медведей, северных и благородных оленей, а также горных козлов. Были обнаружены и "раритеты" -- львы, пятнистая гиена, пантера и сова.

-- Моя мечта исполнилась! -- восторженно резюмировал работу комиссии Ж.-М.Дога и дал телеграмму-молнию министру культуры Франции Жану Тубону. А уж он, как и положено высокой начальствующей персоне, "самолично, в новогоднюю ночь оповестил весь мир" об этом "чрезвычайном открытии". Сам месье Боладюр, премьер-министр Франции, человек из тех, "кому по долгу службы не пристало проявлять чувства", увидев этих львов и бизонов, мамонтов и носорогов, пришел, говорят, в неистовое восхищение. Правда, все это он смотрел на видео, ибо не мог, вследствие полноты, протиснуться в пещеру. Да и "гильдия экспертов по пещерному искусству" распорядилась "не пускать в грот посторонних", будь он хоть премьер, хоть сам президент, суровый и язвительный Франсуа Миттеран.

Жаркая настала пора для журналистской братии. Ежедневные газеты, литературно-художественные еженедельники и даже солидные общественно-политические журналы Европы и Америки запестрели возбуждающими заголовками: "Изумительный зверинец древнекаменного века"; "Тайны первобытности -- магические пещерные росписи, завораживающие взгляд"; "Вот, смотри! И это древнекаменный век?!"; "Ошеломляющая красота! Фрески, позволяющие проникнуть в мышление первобытных предков"; "Подозрения в фальсификации?! Абсурд!"; "Искусство это -- великое...".

А о чем говорили ошеломленные и весьма озадаченные (растерянные!) специалисты, можно судить по нижеследующим отрывкам из первых газетных интервью и статей в популярных журналах:

Жан Клотт (президент Международного комитета экспертов по первобытному искусству, хранитель национальных памятников доистории):

-- У меня слезы восторга выступили на глазах, когда я впервые увидел древние картины. Четыре великолепных жеребенка прыгнули мне прямо в глаза. Оказаться перед потрясающе неизвестным судьба позволяет археологу максимум раз в жизни. Художника, который работал в гроте около 20 000 лет назад, можно без колебаний назвать "Леонардо да Винчи первобытности". Открытие в Ардеше требует революционного переосмысления наших представлений о людях того времени. Они были так же умны (или, если хотите, - так же глупы) как мы сегодня...

Ж.-М.Дога ("компетентный французский исследователь и швейцарский специалист по первобытной истории"):

-- Грот отличается поражающим многообразием живописных изображений. Рисунки похожи на моментальные снимки и запечатлевают зверей в их характерных позах. На основании этой находки мы сможем в корне изменить наше понимание палеолитической живописи.

Ганс-Георг Банди (профессор первобытной истории Берлинского университета; ведущий специалист по искусству ледникового периода):

-- Поразительное открытие позволяет заглянуть в столь же интересный, сколь и загадочный мир нашего предка. Охотник ледниковой эпохи, без сомнения, хорошо знал зверей...

Анри де Люмлей (Музей Естественной истории, Париж; лидер палеолитоведов Франции):

-- То, как нарисованы животные в Воллон-Пон-д'Арк, есть свидетельство чего-то таинственного...

Понятно, что не всех журналистов удовлетворили эти слишком уж общего плана разговоры. Нашелся среди них и тот, кто (видно, по незнанию!) задал "неприличный вопрос":

-- А каков же смысл всех этих росписей?

И вот тут последовало самое любопытное:

Ж. Клотт:

-- От интерпретаций труда древнего художника надо пока благоразумно воздержаться, ибо теперь, как никогда ранее, стало ясно -- все прежние теории в одночасье рухнули. Новые предположения бурно множатся. Однако, должной истины никто не знает. Так, ранее аббат Анри Брейль считал, что художники каменного века были колдунами или заклинателями духов, Они своей живописью хотели привлечь к себе охотничье счастье. Наследником А.Брейля стал профессор Сорбонны Андре Леруа-Гуран. Он убедительно опроверг идею "Папы исследователей каменного века", сославшись на то, что в живописи пещер нет охотников. Обратив внимание на то, что рисунки бизонов и лошадей сочетаются в определенных комбинациях, он сделал многозначительный вывод: "Древние люди хотели закрепить в умах классический бином -- "Мужчина и Женщина". В бизоне он видел "Женское начало", а в лошади -- "Мужское". Открытие в Валлон-Пон-д'Арк наносит этой интерпретации смертельный удар. Бизоны здесь, почти без исключения, -- могучие самцы. Так что пока можно твердо сказать лишь одно -- древний живописец реализовал в пещере некий четко продуманный проект. К досаде нашей, общественность требует поторопиться с разгадками тайн. Но росписи ждали встречи с людьми двадцать тысячелетий и нетерпеливые могли бы подождать, а не терзать специалистов заковыристыми вопросами.

Ж.-П.Дога:

-- Ах, если бы знать! Множество ученых пыталось найти хоть какое-то объяснение, но увы! Любопытно, однако ж, что здесь некоторые животные соседствуют со зверями совершенно другой породы. Не есть ли это намек на своеобразную символику?

По сему случаю мы решили "проконсультироваться" у аборигенов Австралии. Ведь они и поныне поддерживают традиции наскальной живописи. Мы задали им наводящие вопросы:

-- Для того ли вы рисуете зверя, чтобы околдовать его в преддверии охоты?

Они ответили:

-- Иногда, но не всегда...

-- Есть ли в рисунках определенная символика? -- был следующий наш вопрос.

Они ответили:

-- Временами...

-- Изображаете ли вы вашего зверя-предка? -- полюбопытствовали мы.

Они ответили:

-- В общем -- нет, в особых случаях -- да...

Читатель может сам поразмыслить над столь примечательными ответами. По мне же, сказанное аборигенами подозрительно смахивает на темные откровения астрологов, подрабатывающих на телевидении. Мне кажется также, что австралийцы, которым были не по душе "консультации" -- назойливые попытки чужака-археолога познать сакральное, -- просто смеялись над мудрствующим изыскателем.

Г.-Г. Банди:

-- Относительно толкования искусства ледниковой эпохи... Мы, как и столетие назад, блуждаем в потемках. Совместная работа историков первобытности и зоологов, знатоков поведения животных, возможно, поможет прочитать мысли, скрытые за образами. Ныне при помощи компьютерной обработки фактов можно многого достичь...

Ах, если бы так! Увы, как показали прошедшие со времени этих интервью годы, "блуждание в потемках" открытие в Валлон-Пон-д'Арк не прервало. Более того, можно теперь с уверенностью утверждать, что и впредь не прервут "блуждание" то ни "знатоки поведения животных" (они-то тут причем?!), ни "электронные мозги" компьютеров, перебирай они в секунду даже по триллиону вариантов выхода из тупика. Не прервут потому, что не заказано современному первобытнику, представителю официозной археологии и составителю соответствующих компьютерных программ, помнить еще об одном "смысле искусства древнекаменного века". Не принято помнить о дерзких мыслях Буше де Перта, Эдуарда Лартэ, Эдуарда Пьетта, Марселя Бодуэна, Карла Хентце, Франца Бурдье, Л.-Р. Нужье, Александра Маршака...

Никто ведь не вспомнил о них в интервью.

"Забыты" же они потому, что их оценки древнего искусства считаются в официальных кругах "unpopular tradition". "Непопулярна" же эта "традиция" потому, что эти археологи упрямо, на протяжении полутора веков последовательно сменяя друг друга, осмеливались, оценивая древнейшее искусство, писать об интересе пещерных людей ледниковой эпохи к Небу и светилам, об умении их считать, о разработке ими первых счетчиков времени, календарей, по меньшей мере около 30 000 лет назад!

Последнее утверждение удостоил (по другому, правда, поводу и случаю) уничтожающей реплики сам О.Нейгебауэр, высшего ранга знаток истории точных наук, -- "О том не может быть и речи". И тут лишь легкомысленный гуманитарий осмелится возразить почтенному мэтру:

-- А почему?

...Воздержимся пока от предъявления аргументов, которые приходят на ум археологу, очередному стороннику "непопулярной традиции" в науке о пещерной первобытности. Отложим дискуссию с мэтром до конца книги, где, смотришь, сообразительный читатель и сам поймет, что к чему. А пока, приоткрывая завесу над коллизиями сего детектива из мира науки о древностях, приглашаю читателя мысленно оседлать волшебную машину времени и отправиться со мною назад, в те глубинные тысячелетия, где люди однажды узрели в Космосе божественной красоты картину -- торжественное шествие "Небесных животных", "Звериный круг", Зодиак, "Звездную дорогу" одушевленных светил -- Луны, Солнца и планет. Тропы в то прошлое давно топчут археологи, но высмотреть там нечто такое им все как-то недосуг. А быть может, просто не приходит в голову?

Так давайте попробуем высмотреть вместе, неторопливо и вдумчиво знакомясь с тем, как на протяжении полутора веков специалисты по древностям Европы и Сибири с трудом протискивались в пещерную темень человечества, сколь удачно они освоились там и что разглядели, как воспринимали и оценивали самое интригующее из всего, что было открыто на стойбищах "троглодитов" и в их храмовых подземельях. И пусть для вас ориентирами и подсказками в поисках подходящего ответа станут в каждом из восьми сюжетов заключительные части глав, посвященные фантастическим астральным богам Сибири ледниковой эпохи.

Богов тех, думаю, создали воображение и знания Неба первых астрологов Земли...

В.Ларичев.