В оглавление

С НАДЕЖДОЙ НА МЯГКУЮ ЗИМУ

Фенологический обзор

Спят сады, укрытые толстым снежным одеялом. Особо отважные садоводы навещают свои дачные участки и сейчас, пробираясь по глубоким сугробам. Остальные скучают в своих городских квартирах, читая публикации по огородной тематике, перезваниваясь друг с другом, отыскивая семена-новинки.

Предлагаем вашему вниманию заметки садовода-любителя Альберта УСОВА.

Зима 1999/2000

Напомню, что осень 99-го была "...просто идеальным шлюзовым периодом для вхождения плодовых садов в состояние глубокого покоя ... и тридцатиградусные морозы третьей декады ноября были для них "штатной" зимней нагрузкой". Да, третий год подряд зима начинается по одной и той же программе: плавное, "мягкое" вхождение в холода при скудном снеге и потом морозное "крещендо" и удар холода в конце ноября. Снега начинаются в декабре. Да, так и произошло. Когда же в конце декабря высота снежного покрова превысила полметра, начались сорокаградусные морозы. К сожалению, полуметровый снег прикрыл уже "подранков". Незимостойкие растения: земляника, неукрытые стланики крупноплодные, пострадали еще в ноябре из-за недостатка снежного укрытия. Первая декада января была жестокой. При снежном укрытии в 50--55 см ночные температуры падали до 45--47 градусов. К счастью, период был недлительный (10 дней) и при слабом ветре. Имело место подмерзание в 1--2 балла сортов средней зимостойкости, особенно в нижней части кроны, на уровне снежного укрытия. В тихую погоду на уровне снега температура ниже, чем в верхней части кроны. Кроны зимостойких яблонь: Сибирского сувенира, Сибирского зимнего, Кулундинского, даже Воспитанницы перезимовали отлично. Заветное хорошо сохранилось лишь под снегом. Январь еще раза два припугнул морозами и по сути на этом стужа кончилась.

В феврале обильные снегопады довели снежное укрытие до 95--100 см с последующими оттепелями... Вот тут-то и пришла главная беда этой зимы -- зимняя миграция грызунов. Почуяв, что морозов больше не будет, полчища неведомых в наших краях крупных мышей пошли в атаку на сады... поверх снега, по насту. Ветви объедались мышами с поверхности снега, а погруженные в снег были объедены наголо от концов до уровня уплотненного снега. Что касается незащищенных стлаников, то их мыши превращали в желтые скелеты. Не спасал ни креолин, ни капрон. Защищал лишь слой плотного снега, да металлическая сетка, рубероид вокруг ветвей и штамбов. Общедоступный способ -- тщательное уплотнение, отаптывание, трамбование снега непосредственно вокруг штамбов и ветвей -- весьма трудоемок для стлаников.

Март-2000 был уже не зимним месяцем. Сильная оттепель в середине марта. О зиме напомнил единственный морозный пик в минус 20 градусов 20 марта. Метровый снег прогрелся, осел. Земля под снегом оттаяла, 27 марта началось таяние.

Весна-2000

Весенние процессы развивались как в хорошо отрепетированном спектакле, по программе целеустремленной, рациональной и без срывов. Если еще 12 марта снег "прогрелся" (промок) лишь на 10--25 см, а ниже был сухой и морозный, то в первых числах апреля при толщине снега в 80 см земля уже прогрелась проникающим тепловым излучением солнца до нуля и стала влажной. Скворцы прилетели 7 апреля.

Постепенное нарастание температуры воздуха и устойчивая ясная погода привели к рациональному таянию снега, который уходил водой в протаявшую под снегом землю. Снег сошел в саду 20 апреля. Еще раньше обнажились южные склоны. Среднесуточная температура апреля составила +4,5 град., что в два раза выше средней многолетней. В конце апреля прошли дожди с грозой, дневная температура к 21 апреля достигла +20 град.

Май начался с низких положительных температур, мокрых снегопадов, ночных заморозков, но весна брала свое. Последующее повышение температуры воздуха и почвы до 10--15 град. создали условия для своевременной садово-огородной посевной кампании и посадки картофеля в поле 15 мая. Яблони зацвели с 25 мая, а осенние сорта закончили цветение 5--6 июня. Май был штатным сибирским маем со среднесуточной температурой, близкой к средней многолетней за 25-летний период наблюдения. Это +12 град. Месяц был дождливый, выпало около 90 мм осадков. Тепло и влага способствовали активному росту трав и развитию садовых многолетников, особенно восстановительным процессам после зимних подмерзаний и ущерба от грызунов.

Июнь начался с похолодания до +10 град. и устойчиво-пасмурной дождливой погоды. За первые три дня июня выпало 45 мм (месячная норма) осадков.

Лето-2000

Первая декада июня была пасмурной, прохладной и дождливой. Выпало за весь июнь 60 мм. Похолодания в середине первой недели июня неблагоприятно сказались на цветении поздних сортов яблонь и образовании завязи. Большой процент осыпания цветов из-за плохого опыления. Последующие три недели июня были идеальны для вегетативных процессов. Хорошо развивались огородные культуры и многолетники. Активно шла регенерация у пострадавших яблонь. Среднесуточная температура июня составила +18,5 град, что на 1,5 град. выше средней многолетней.

Последующие июль и август с равными среднесуточными температурами в +18 градусов обеспечили полноценное вызревание всех огородных культур и плодов многолетников летнего и летне-осеннего сроков созревания. Даже сентябрь в первой декаде был солидарен с летом. Осенние сорта полукультурок успели вызреть до съемной и даже потребительской спелости. Можно с уверенностью сказать, что лето-2000 закончилось лишь после первой декады сентября. Количество осадков было в "норме", лишь избыток влаги в августе (95 мм) вызвал поздний фитофтороз и мучнистую росу лука и моркови. Парша на "уязвимых" сортах яблонь вяло появилась в июле и была остановлена мерами защиты.

Осень-2000

Осень наступила во второй половине сентября с холодными дождями и "мокрыми" снегопадами крутым фронтом и бескомпромиссно. Если за последнюю неделю сентября и два дня октября выпало около 60 мм дождя, то в конце первой декады октября уже был временный снеговой покров, который достиг к концу месяца 30 см. А 21 октября ночная температура была -16 град. Еще в начале октября температуры, близкие к нулю, опускались ночью до -5 градусов. На многих полукультурках лист не успел опасть естественным путем и был "сбит" морозом. А крупноплодные и осенние сорта ушли под снег с неопавшим листом. За 24 года наблюдений это первый октябрь с отрицательной (-1,3 град.) среднесуточной температурой. Средняя многолетняя температура октября невелика, но положительна -- +1,5 градуса. Похожий октябрь был в 1976 году. Тогда суровый декабрь и лютый январь 77 года со средними температурами соответственно -18 град. и -25,6, помнится, сильно "потрепали" наши сады. Теперь все зависит от того, какая будет зима. Гибриды летнего срока созревания еще успели с горем пополам пройти дефолиацию, а вот осенние сорта полукультурок, а тем более крупноплодные в стланцевой форме, увы, входят в зиму без надлежащей подготовки.

Растениям, не прошедшим фаз закаливания, что обеспечивает условия для перехода клеточной системы растения в спасительное состояние зимнего покоя, грозит подмерзание. А по-простому -- разрушение клеточной структуры: древесины, лубяного слоя, камбия.

Причиной, срывающей у нас в Сибири закалку, является резкое колебание температур в октябре-ноябре при сильных морозах и скудности снежного покрова в конце ноября. Это явление наблюдалось у нас регулярно в течение последних трех лет. Правда, этому морозному удару, к счастью, предшествовали оптимальные условия вхождения в состояние покоя (фазы закалки). Если и были "потери", то среди крупноплодных, имеющих низкую потенциальную морозостойкость. Они "южане". А генетику не "акклиматизируешь", можно лишь защитить, укрыв вовремя снегом.

Нынче -- не повезло. Садам не хватило трех теплых недель октября. Будем надеяться на мягкую зиму...