В оглавление

Я БЫ В ХИМИКИ ПОШЕЛ — ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ

В середине марта в Институте катализа СО РАН им. Г.К.Борескова прошла конференция Новосибирского отделения Российского химического общества имени Д.И.Менделеева. Главный вопрос повестки дня — проблемы подготовки молодых специалистов-химиков в Новосибирской области. Открыл конференцию председатель НСО РХО академик Валентин Пармон.

Л.Юдина, "НВС"

В зале собрались разные категории химиков — ученые, представители тех вузов, колледжей, техникумов, в которых есть химические кафедры, производственники. Вопрос, интересный для большого круга специалистов, обсуждался горячо, квалифицированно, конструктивно.

Суть разговора сводилась к следующему. В области катастрофически не хватает кадров химиков. Хотя она и не относится к химически ориентированным областям, в ней нет большого количества химических предприятий, тем не менее требуется постоянное пополнение ряда "объектов" квалифицированными специалистами данного профиля. Только в Академгородке насчитывается семь научно-исследовательских химических институтов; кадры нужны разного рода предприятиям и непосредственно химическим заводам, учебным заведениям.

Химиков широкого профиля готовит в основном Новосибирский университет — в очень небольшом объеме (прием на первый курс — чуть более 60 человек). Ко времени окончания вуза их остается в лучшем случае половина, но и из них мало кто попадает по назначению. Ситуация, впрочем, классическая. Выпускники вузов "растекаются" по фирмам, уезжают за пределы страны, немногие заводят собственное дело и т.д. 45 процентов молодежи, состоящей на учете в службе занятости — выпускники вузов. Огромные деньги, потраченные на их образование, "ушли в космос".

Вполне резонно прозвучало утверждение, что подготовку химиков надо начинать со школьной скамьи. Оно, естественно, не отличается новизной, но сегодня звучит особенно актуально. Химию в школе преподают в основном плохо. Пожалуй, только в физико-математической школе при НГУ предпринимается довольно много усилий, чтобы ученики узнали и полюбили химию.

Очевидно, что решение проблемы надо начинать с определения потребности в специалистах-химиках разного рода и разного предназначения. И ориентированно вести затем обучение — давать помимо базовых знаний те, что могут пригодиться в конкретных сферах (биотехнологический профиль, химики-инженеры и т.д.).

На конференции присутствовали представители областных и городских властей — Г.Сапожников, начальник управления науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации области, Ю.Соколов, председатель комитета по труду, занятости населения и научно-техническому развитию мэрии Новосибирска, А.Даниловский, председатель областного совета научных и инженерных организаций, С.Барам, советник главы администрации области. Каждый из них говорил, что предпринимается на том или ином уровне для решения проблемы и что нужно сделать еще, чтобы дела шли успешнее.

"Общество не может экономить на образовании, но и образование должно научиться бережно использовать свои ресурсы", — фраза произнесенная одним из выступающих, была подкреплена затем конкретными предложениями. Речь шла о том, как с наименьшими потерями достигать желаемых целей.

Страна стремительно интегрируется в мировое образовательное пространство. Образовательные услуги сегодня — одни из самых прибыльных в мире. И надо научиться в полную меру использовать собственный научный потенциал. Выделить направления для подготовки конкурентоспособных специалистов. Если сохранить качество образования, не терять завоеванных позиций, то в страну будут устремляться из-за рубежа для получения образования.

Не раз в ходе конференции было подчеркнуто, что следует поднимать авторитет химии, начиная со школьной скамьи, развивать интерес к этой науке (а не к "купи-продажным" профессиям). Образование только тогда будет давать свои плоды, если будет платным. Это отнюдь не означает, что каждый поступающий из собственных средств должен оплачивать обучение — свою заинтересованность в специалистах необходимо проявить государству к предприятиям, должна действовать контрактная система, согласно которой молодой специалист обучается для конкретного адресата.

Все эти проблемы, а также меры, которые предпринимаются для их решения, были затронуты в выступлениях многих участников конференции — Л.Козыревой, директора химико-технологического колледжа им. Д.И.Менделеева, С.Загребельного, декана факультета повышения квалификации НГУ, О.Собяниной, начальника учебной части НГУ, А.Кима, профессора Новосибирского педагогического университета, А.Самахова из ОАО "Катализатор", Н.Пахомова, доцента НГУ.

В ходе конференции была намечена программа совместных действий всех тех, кто имеет к подготовке химиков самое непосредственное отношение. Под лежачий камень вода не течет...