СВОЕОБРАЗНЫЙ "РЕЗОНАНС"
Впервые в мире удалось зажечь объемный стационарный электрический
разряд с большой плотностью тока в гиперзвуковом потоке. Этот
неожиданный физический эффект, изменяющий волновую картину
сверхзвукового и гиперзвукового течений, зафиксирован
экспериментально на аэродинамических трубах в Институте
теоретической и прикладной механики СО РАН (Россия) и в
Лаборатории аэродинамических исследований города Пуатье
(Франция).
Галина Шпак
"НВС"
Решил нетривиальную "двойную" задачу аспирант ИТПМ СО РАН Антон
Лебедев. 31 января в Центре аэродинамических и тепловых
исследований города Пуатье он защитил диссертационную работу
"Экспериментальные исследования объемных электрических разрядов в
сверхзвуковых и гиперзвуковых потоках газа".
На защите впервые встретились научные руководители диссертанта
профессор Тьерри Алзиари де Рокфор с французской стороны и
профессор Василий Михайлович Фомин с российской. Антон Лебедев
был между ними хорошим "проводником", поэтому и установился
своеобразный "резонанс" взаимное усиление мысли ученых,
занимающихся аэродинамикой, наукой, возникшей в двадцатом веке.
Не могу удержаться и напомню, что в 1891 году Отто Лилиенталь
совершил первый парящий полет. Буквально через год французский
ученый и публицист Шарль Пише зафиксировал Это возникающее:
"Можно с полной уверенностью предположить, что в 1992 году
появятся воздушные аппараты, которым не нужны будут никакие колеи
и которые смогут передвигаться в любом направлении. Они также
существенно облегчат международное сообщение..." Можно по
достоинству оценить прозорливость предшественников и улыбнуться
улыбкой очевидца, знающего, насколько лет ошиблись наши
"прапра...". А вот цитата из недавних прогнозов: "Освоение
космического пространства дало толчок совершенствованию и
стремительному развитию технологии и техники в самолетостроении.
Этот прогресс не ограничивается формулировкой концепций создания
и использования гигантских воздушных кораблей. Довольно
интересные перспективы открываются на пути создания самолетов с
вертикальным стартом и дальнейшим совершенствованием
вертолетов..." Стремительное развитие техники и технологии
отражает движение научной мысли. Образно говоря, теория и
эксперименты современной аэродинамики направлены и действуют
вперед летящего тела ракеты или самолета. Общая идея, в том
числе исследователей Института теоретической и прикладной
механики СО РАН, связана с созданием гиперзвукового летательного
аппарата. Чтобы аэрокосмический самолет взлетел, нужен
принципиально новый двигатель. Как говорит директор института,
член-корреспондент В.Фомин, нужно выводить технику и высокие
технологии на новые параметры. Кто сможет проводить эксперименты
на Земле, тому и в Воздухе откроются новые дороги. Новые
аэродинамические трубы ИТПМ позволяют приближаться к цели.
В контексте крупной мировой проблемы задача, предложенная
профессором В.Фоминым своему аспиранту, выглядела несколько
экзотично: возможно ли с помощью энергии в виде электрического
разряда активно влиять на аэродинамические характеристики
летательного аппарата? На студенческом жаргоне это задача "на
сопротивление тел". Существует много способов управления потоками
газа вблизи тела. Даже такие необычные, с использованием лазерной
искры... Но зажечь разряд вблизи тела? В литературе подобные
эксперименты не описывались, хотя сама постановка задачи, вернее
некие мысли по этому поводу вроде бы витали в воздухе. К тому же,
если учесть, что современный эксперимент стал поистине искусством
с особыми навыками и умением, и что экспериментальные методы
несводимы к общим правилам, то и результат опыта не исключает
риска остаться только экзотическим явлением. А вот Антону
Лебедеву, благодаря счастливым обстоятельствам, удалось
подтвердить результат на двух аэродинамических трубах и показать
как можно управлять ударной волной с помощью энергии
электрического разряда.
СКВОЗЬ НЕВИДИМУЮ "ЧЕРНУЮ" УДАРНУЮ ВОЛНУ
Пока мы шли по коридору старого институтского корпуса, а затем
спускались вниз по узкой железной лестнице, чтобы попасть в
рабочие помещения лаборатории физики быстропротекающих процессов,
я прикидывала в уме цифры.
Студент учится не пять-шесть, а лет пятнадцать, чтобы стать
приличным исследователем. В любом деле так. И музыканту требуется
не меньше времени, чтобы научиться играть, допустим, на трубе.
Аэродинамическая труба в каком-то смысле тоже "духовой"
инструмент, так что я причислила Антона Лебедева к
немногочисленной группе институтских "трубачей", способных
генерировать новые идеи и строить современные аэродинамические
установки и комплексы.
Благодаря интересно поставленной задаче и двойной аспирантуре
Антон построил "русскую" трубу и "французскую". Строил
параллельно, и эксперименты проводились попеременно то здесь,
в лаборатории ИТПМ, то там в лаборатории города Пуатье.
Разумеется, у него были помощники и не только по конструкторской
части.
В принципе первая установка на три Маха (М=3,2, что превышает
скорость звука в три раза) обошлась очень дешево. Некоторые ее
детали были найдены на институтской свалке отработанного, никому
не нужного железа. Пришлось и самому поработать на фрезерном
станке и вместе со студентами чистить-красить комнату, где
монтировалась труба. На вид она скромная, небольшая, длиной не
более двух метров, такая "студенческая", но довольно тонкая
установка. Как у всех сверхзвуковых или гиперзвуковых у нее
есть еще скрытая часть в подполье, в подземелье, где находится
вакуумный насос и другое специальное оборудование. Обычно эта
труба работает с легким посвистыванием. По сравнению с другими
трубами, она очень тихая.
Когда мы вошли в комнату, труба молчала. Она напоминала
скульптуру осьминога с усеченными щупальцами.
Да, похожа, отозвался Антон. Пришлось помучиться не
меньше года. Создавая установку, искал технологию, необходимые
условия для получения искомого разряда. И в значительной
степени технологию конструирования самих моделей из каких
материалов их надо сделать, учитывая противоречивые условия
эксперимента. Это были осесимметричные модели, которые имели
форму тупого цилиндра, а также цилиндра с головной частью в виде
усеченного конуса и полусферы. В диаметре не больше карандаша.
Для того, чтобы наблюдать процесс, в рабочей части трубы сделаны
смотровые окна. Сквозь эти специальные стекла проводились
специфические съемки, да и попросту можно было сфотографировать
разряд обычным фотоаппаратом. Разряд напоминает пламя свечи,
горящей в совершенно невозмущенной атмосфере розовое такое
пламя столбиком, совершенно не колышется.
Но сначала вы все это получили, как говорится, на бумаге?
На бумаге сделать что-либо было почти невозможно, потому что
разряд это "такой зверь", живущий своей интересной жизнью. Он
очень чувствителен к технологии своего рождения и содержания, то
есть все зависит от модели и внешних условий. Можно получить дугу
или некий пробой. Что угодно, но только не устойчивый, объемный
разряд...
Разряд, точнее два разряда "русский" и "французский" я
увидела только на картинках.
Ответ красивый, но как возникает задача? Просто стукнуло в
голову?
Существовал проект, была задача о проектировании такого
летательного аппарата, который бы использовал эффекты магнитной
газодинамики в своем рабочем тракте, то бишь, двигателя именно
гиперзвукового аппарата. Нельзя ли как-то оборачивать эту энергию
таким образом, чтобы использовать для улучшения свойств подобного
аппарата? Примерно так звучало. Над этим проектом работали разные
институты в Москве, Санкт-Петербурге и здесь, в Новосибирске.
Как известно, ни двигателя, а значит и аэрокосмического
самолета, еще не существует.
Но из этой большой задачи возникла другая. Хотя и маленькая
часть, но самостоятельная. Первоначальная ее формулировка была
приблизительно такая: возможно ли с помощью выделения энергии в
виде электрического разряда активно влиять на аэродинамические
характеристики при внешнем либо внутреннем обтекании тел со
сверхзвуковым потоком газа? Это должен быть довольно сильный
ток объемный и устойчивый. Но будет ли существовать такой разряд?
В литературе почти никаких данных. И уверенности не было
загорится ли?! Когда все-таки удалось получить искомый разряд,
выяснилось, что он действительно видоизменяет волновую картину,
структуру сверхзвукового течения.
На картинке все просто, но как организуется, возникает разряд?
В потоке газа между собственно обтекаемым телом вроде маленькой
ракеты? И чем?
Да, между "ракетой" диаметром с карандаш и расположенным выше
по потоку вторым электродом и возникает разряд. Смотрите, вот
эта розовая область и синяя бывает. Разряд может гореть постоянно
в течение всего эксперимента. Труба включается на 30 секунд и
разряд горит столько же, но его горение ограничивается не
технологией зажигания, а длительностью работы аэродинамической
трубы. В принципе разряд может гореть сколь угодно долго.
Посмотрите, что получается, когда мы зажигаем разряд,
обтекание тела сверхзвуковым потоком. Видите черную черту?
Петля такая?
Это то самое явление, называемое "ударной волной". Это такой
слой, за которым возрастают давление газа, его плотность и
температура. Ударная волна, эта поверхность, не видна
невооруженным глазом. Существуют специальные методы визуализации,
и получается картинка. Когда сквозь ударную волну проходит
воздух, он начинает сильнее давить на тело. Давление как раз
обусловливает сопротивление тела. Если давление возрастает,
действует сила, которая мешает полету. Так вот, с помощью
электрического разряда мы получили почти восьмикратное снижение
давления торможения. Что нас интересовало? Устойчивость процесса.
Разряд был получен таким, что он имеет устойчивый характер с
очень большой скоростью. Мы сделали совмещенную фотографию
внешний вид разряда плюс волновая картинка.
Вот, вот, самое интересное геометрия ударной волны как,
куда она исчезает? Мне любопытны подробности.
Это то, ради чего затевались эксперименты. Уточняю
сопротивление тела во многом обусловлено именно ударными волнами.
Когда со сверхзвуковой скоростью летит некое тело стрела,
ракета, самолет всегда образуется преграда ударные волны
создают так называемое волновое сопротивление и довольно
значительное, тем более при гиперзвуковых скоростях. Если
каким-то образом убрать эти волны или так изменить их
конфигурацию, чтобы не мешать полету такую задачу Фомин
Василий Михайлович и ставил, то есть как повлияет
электрический разряд на структуру ударной волны, на ее геометрию.
И нельзя ли вообще ее "убрать".
Чтобы она исчезла?
Об исчезновении тогда речь вообще не шла. Просто посмотреть,
что произойдет, если поменять геометрию ударной волны. Как
повлияет положительно или отрицательно. Однажды это произошло.
Я пригласил своего руководителя, чтобы не одному убедиться в
существовании эффекта. Вдруг ошибся? Он пришел, посмотрел и
сказал: "Хорошо. Продолжаем работать в этом направлении". Начали
исследовать и отметили, что часть ударной волны, находящаяся как
бы в центре, вообще исчезает. Иными словами мы получили
изменение ее геометрии.
Если представить реально такие условия для самолета или
космического корабля, что произойдет?
Это, конечно, еще из области фантастики, но если бы такие
условия можно было бы создать на реальном аппарате, то тогда
смогли бы уменьшить мощность двигателя в два раза и при этом
лететь с заданной скоростью.
Тоже интересно.
Не самолет, конечно, но более "тупое" тело ракета, например
на высоких скоростях и на приличной высоте. Но пока что все
остается на уровне маленьких макетов. На уровне фундаментальных
исследований, нежели каких-то авиационно-космических предложений.
А что в подтексте ваших экспериментов?
Большого подтекста здесь нет. Мы получили тот эффект, который
желали получить, но даже в большем объеме, чем предусматривалось.
Самое интересное, что был создан сам инструмент объемный
стационарный электрический разряд, который сам по себе
неординарный объект для исследований. И сейчас ясно, что еще
можно много-много работать. Остаются серьезные вопросы, которые я
намереваюсь изучать. Например, влияние фактора масштаба. Если
увеличить головную часть модели в пять, десять раз? Или какое
влияние окажет электрический объемный разряд на сверхзвуковое
обтекание тонких тел, профилей, особенно на поведение
пограничного слоя. А это добавляет интереса к проблеме.
Антон, основные эксперименты проходили в лаборатории Пуатье на
семи Махах? Именно на гиперзвуковой аэродинамической трубе
удалось впервые в мире зажечь электрический разряд.
Сначала он был получен здесь, в ИТПМ, в сверхзвуковом потоке
при числе М=3,2. Эти эксперименты друг друга дополняли. Считаю,
что самое главное произошло на малой трубе доскональная
отработка технологии и прочих важных вещей. В экспериментах на
гиперзвуковой трубе оказались более сложные условия:
энерговыделение в области разряда дополнялось высокой энтальпией
набегающего потока. Нужно было как-то решить проблему с
теплоизоляцией и электроизоляцией. Технология, найденная здесь,
была использована там, в Пуатье. И получилось подтвердилась ее
эффективность. И результаты там и здесь дают более целостную
картину. И что поразительно? На совершенно различном оборудовании
получены адекватные результаты. Эксперименты, начиная с 1998
года, продолжались вплоть до лета 2000-го года. Под конец у меня
появился старенький компьютер. Я его привел в порядок, поставил
плату и теперь можно автоматизировать снятие экспериментальных
данных.
Ваш диплом доктора философии или по международным меркам
Ph.D. признают в России или придется снова защищаться, чтобы
стать на русский лад кандидатом физико-математических наук?
Этими вопросами я сейчас и занимаюсь штудирую бюллетень
Высшей аттестационной комиссии.
(Окончание следует)
|