В оглавление номера
В оглавление воспоминаний
Академик В.Кулешов

В конце 80-х и в начале 90-х годов практика проведения организованных Сибирским отделением научных конференций по развитию производительных сил Сибири прервалась. Это было вызвано тем, что страна обратилась к рынку в поисках модели экономического развития, и проблематика долгосрочного планирования оказалась невостребованной.

В этот период В.А.Коптюг приложил огромные усилия к тому, чтобы сохранить, а точнее, восстановить такой эффективный механизм организации взаимодействия ученых, руководителей предприятий, руководителей регионов и страны, как сибирские научные конференции. В условиях фактического противодействия властей разного уровня Сибирскому отделению РАН в 1993 году удалось провести конференцию, после которой была принята федеральная целевая программа "Сибирь".

В настоящее время программирование и прогнозирование вновь заняли свое место в арсенале методических и методологических средств управления экономическим развитием страны. Так, применительно к Сибири разработана Концепция ее развития на первые десятилетия XXI века, сейчас подготавливается стратегия этого развития.

Валентин Афанасьевич как бы заново "завел" механизм разработки стратегических документов долгосрочного планирования, без чего немыслимо устойчивое развитие государства. Как известно, в последние годы жизни Валентина Афанасьевича основным направлением всей его многогранной деятельности был поиск модели устойчивого развития общественных систем.

Валентин Афанасьевич никогда не позволял себе произносить "пустых" речей, даже в самые застойные годы. А каждый из нас знает, как трудно ученому не лгать, когда обсуждаемые вопросы уже получили политическую или идеологическую оценку. Благодаря своей внутренней убежденности он умел находить эти нелживые слова, но представляю, скольких трудов стоило ему, ученому-естественнику, находить правдивые формулы, отражающие реальные процессы в обществе.

Как бы ни складывались отношения академических кругов с властью, Валентин Афанасьевич не мог позволить себе научную недобросовестность ни в одной цифре, ни в одном тезисе решения. Научная добросовестность — это может быть сейчас единственное, что позволяет ученым пока относиться к себе с уважением.