РАБОТАЕМ НА БУДУЩЕЕБурятский государственный университет является одним из крупных учебно-научных и культурных центров Сибири и Дальнего Востока. Здесь работают и учатся более 10 тысяч человек на 15 факультетах, в 2 филиалах и 2 колледжах. Университет является системообразующим учебным заведением, поскольку готовит кадры для всех органов образования, науки, управления, экономики, юриспруденции, здравоохранения, социальной сферы и т.д. Валерия Макарова, "НВС" БГУ был создан в 1995 году на базе Бурятского государственного педагогического института имение Доржи Банзарова и филиала Новосибирского государственного университета в Улан-Удэ. Бурятский пединститут располагал в то время достаточно развитой материально-технической базой, подготовленными научно-педагогическими кадрами и богатым опытом учебно-методической работы. Традиционно сильными были в БГПИ и развились в БГУ исследования по гуманитарным наукам. Успехами в исследованиях по естественным наукам БГУ в основном обязан потенциалу, заложенному Новосибирским государственным университетом, который также и передал опыт интеграции с академической наукой. О взаимодействии образования и науки, о научных исследованиях в университете рассказывает проректор по научной работе БГУ, доктор химических наук Н.БОДОЕВ: Научные исследования в университете ведутся на 62 кафедрах, в 3 институтах и 5 лабораториях. Финансирование осуществляется за счет поддержки Минобразования РФ, Минобразования и науки РБ, внебюджетных средств БГУ, различных грантов и благодаря Федеральной целевой программе "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки". БГУ вместе с институтами БНЦ и ИрНЦ подготовил ряд проектов по всем открытым для финансирования разделам. В 2001 году университет представлен следующим образом: 12 грантов получены на обучение и стажировку, пролонгированы крупный исследовательский проект по радиоэкологическому мониторингу Хиагдинского месторождения и проект, связанный с изучением механизмов биоочистки в дельте р. Селенги, поддержаны четыре экспедиционных проекта. Естественно, реализация всех проектов возможна только в тесном сотрудничестве с академическими институтами. Сложно отделить университет от научного центра. Более 80 научных сотрудников работают преподавателями, три факультета медицинский, восточный и химический возглавляют ученые из институтов БНЦ. Научно-исследовательские лаборатории стали базами исследовательской практики для студентов. В прошлом году на обеспечение учебного процесса университет выделил значительную сумму институтам БНЦ. Отдельного внимания заслуживают совместные научные экспедиции ученых и студентов: археологические, биологические, геологические, географические. Это важные практические уроки для будущих специалистов. Установлены тесные связи и с Иркутским научным центром. Под руководством академика Г.Жеребцова при БГУ создана и успешно функционирует новая базовая кафедра "Космической физики". Для повышения качества подготовки студентов ежегодно приглашаются для чтения лекций ученые из ИСЗФ СО РАН. Успешно продолжается процесс интеграции и с другими научными центрами. Для преподавательской работы привлекаются специалисты из Новосибирска, Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов. Николай Васильевич, одним из подразделений университета является научно-исследовательская часть. Каковы основные направления деятельности НИЧ? Научно-исследовательская часть БГУ объединяет три института: экологии (директор доктор биологических наук Б.Намзалов), педагогического образования (директор доктор педагогических наук Н.Языкова), математики и информатики (директор академик РАН А.Ильин). Основное направление их деятельности содействие в подготовке квалифицированных специалистов и научно-исследовательских кадров на уровне высшего и послевузовского образования, росту квалификации профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников БГУ; разработка методик преподаваний различных дисциплин в школах и вузах. В состав НИЧ входят и несколько лабораторий. В лаборатории физики плазмы занимаются проблемой безмазутного розжига котлов на тепловых электростанциях с помощью плазмотронов; также ведется эксперимент по синтезу смеси углерода и водорода с целью использования этого газа для розжига котлов ТЭС и для его возможного химического передела с целью получения моторного топлива. Наш ректор, профессор, член-корр. РАО С.Калмыков возглавляет лабораторию по исследованию поведения человека в экстремальных условиях. Здесь работают социологи, психологи, медики, специалисты по воспитанию спортсменов высокой квалификации. Разрабатываются методики подготовки спортсменов, определения психофизического состояния человека в разные периоды. Диагностика идет с использованием наработок индо-тибетской медицины по определению самочувствия человека и при помощи высокоточных приборов, разработанных в Бурятском научном центре СО РАН.
Развивается лаборатория физико-химического анализа, которая занимается изучением экологической обстановки в регионе. В Лаборатории индо-тибетской медицины в тесном сотрудничестве с Институтом биологии БНЦ СО РАН разрабатывают лекарственные препараты на основе природного сырья. Студенческое конструкторское бюро тоже относится к НИЧ. Здесь решаются задачи прикладного характера, в настоящее время это проблемы малой энергетики. Какие разработки из студенческого КБ вошли в жизнь, работают? В СКБ под началом преподавателя физико-технического факультета, кандидата физико-математических наук А.Цыренова разработали и изготовили микроГЭС по заказу Института солнечной энергетики. Экономически это чрезвычайно выгодное изобретение малютка весит всего 300 кг, размер ее в два раза меньше машины и... она даже не требует плотины. Спроектирован универсальный концентратор солнечной энергии панель, изготовленная из переплавленного битого стекла, который дает экономию до 10 т дизельного топлива в системе производства витаминно-травяной муки. Это уже эксплуатируется и с ощутимой выгодой. В этом году решено создать экспериментальный концентратор для обогрева одного из технических корпусов университета солнечную панель из полипропиленовых пластин. За день он должен улавливать энергию солнца, достаточную для подогрева 3 тонн воды до 80-градусной температуры. Попробуем обогреваться солнышком! Необходимо отметить тягу студентов и молодежи к научно-исследовательской работе. Ежегодно мы принимаем в аспирантуру и докторантуру БГУ более 110 человек и более 30 человек становятся соискателями. Более 85 % из них заканчивает обучение с представлением и защитой диссертаций. Для обеспечения ближайшей и стратегической перспективы коллектив Бурятского государственного университета проводит целенаправленную работу по поиску эффективных путей развития. Среди различных факторов, необходимых для подъема новых региональных университетов наиболее важным является интеграция с академической наукой.
|