В оглавление

ИНТЕРНЕТ ЕЩЕ НЕ СТАЛ ФИЛОСОФИЕЙ

В "Новой философской энциклопедии" нет статьи о Всемирной Паутине, зато есть статья о виртуальной реальности

Андрей Ваганов,
"НГ"-Наука

Весной этого года на расширенном заседании Президиума РАН в докладе об итогах научной деятельности в 2000 году президент РАН Юрий Осипов среди важнейших достижений академической науки назвал подготовку "Новой философской энциклопедии". Об этом совершенно уникальном для современной России издании мы беседуем с председателем научно-редакционного совета энциклопедии, директором Института философии РАН, академиком Вячеславом Степиным и его заместителем, членом-корреспондентом РАН Абдусаламом Гусейновым.

— Вячеслав Семенович, какова была задача-максимум этого издательского проекта?

В.Степин: — Представить современное понимание и современный уровень мировой философии.

— И на сколько томов "потянуло" решение этой задачи?

В.Степин: Энциклопедия — четырехтомная. В ней около 3,5 тысячи статей. Общий объем примерно 500 авторских листов.

— Кстати, об авторах...

В.Степин: Авторский коллектив энциклопедии — 505 человек, из них — 7 иностранных исследователей. Причем среди иностранных авторов такие знаковые для мировой философии фигуры, как Поль Рикер, Ричард Рорти, Ханс Ленк.

— Если сравнивать нынешнее издание со знаменитой пятитомной "Философской энциклопедией", издававшейся в СССР с начала 60-х годов до 70-х, в чем принципиальные отличия?

В.Степин: Наше издание по объему приблизительно такое же, как тот пятитомник. "Философская энциклопедия" длительное время была у нас буквально настольной книгой для многих исследователей, широких интеллектуальных кругов. Для тех времен это было очень значимое издание. В той энциклопедии очень неплохо излагалась логика, философия науки была представлена весьма достойно. "Философская энциклопедия" была своеобразным переходом от кондового марксизма к более или менее нормальной философии. Будучи марксистской, она соотносила марксизм с другими течениями философской мысли. Я думаю, что содержательно пятитомная "Философская энциклопедия" была неплохая, многие статьи из нее и сейчас сохранили актуальность. Тем более что в ней принимали участие такие крупные мыслители, например, как Алексей Лосев... Ее авторами были замечательные наши философы А.Зиновьев, Э.Ильенков, М.Мамардашвили...

Многие из тех, кто участвовал в той, старой энциклопедии, написали статьи и для "Новой философской энциклопедии". Например, молодой тогда Сергей Аверинцев написал много статей для пятитомника. Сейчас он некоторые из них капитально переработал для "Новой философской энциклопедии" и написал ряд новых. Принял участие в новом издании и известный наш (вместе с армянами, разумеется) философ К.А. Свасьян, который последние годы живет в Швейцарии.

— Вы тоже выступали в качестве автора?

В.Степин: Конечно. Я написал статьи "Философия", "Культура", "Наука" и др. Вообще надо заметить, что весь научно-редакционный совет — и заместители председателя присутствующие здесь Абдусалам Гусейнов и Геннадий Семигин, и ученый секретарь Александр Огурцов, и члены совета, курировавшие основные тематические направления, П.Гайденко, В.Лекторский, Л.Митрохин, Н.Мотрошилова, А.Панарин, В.Подорога и другие являются одновременно ведущими авторами.

— Сколько лет заняла подготовка нового издания?

В.Степин: Два года. За два года мы сделали эту титаническую работу. Это была очень интенсивная, напряженная, полная страстей, споров, временами нервозная, но в целом очень радостная работа. Практически всего Института философии Российской академии наук. Ведь из 505 человек авторского коллектива 153 — это сотрудники института. По объему они сделали 3/4 всей работы.

— Потрясающе, за два года подготовить такое издание!..

В.Степин: Огромную роль, конечно, здесь сыграло то, что материальное и организационное обеспечение проекта в основном взял на себя Национальный общественно-научный фонд. Президентом и создателем этого российского фонда является доктор политических наук, вице-спикер Госдумы РФ Геннадий Семигин. Геннадий Юрьевич одновременно был и заместителем председателя научно-редакционного совета "Новой философской энциклопедии".

Я собрал в Институте философии наших ведущих ученых и говорю, что есть такая возможность — подготовить энциклопедию. Издание и организационную работу берет на себя фонд. Так что нам надо будет обеспечить собственно содержательную часть. Нужно будет "по-черному" работать два года. И хотя у всех были свои планы, решили взяться, ибо другого такого шанса могло больше и не представиться. И вот, за два года сделали.

— Не знаю, согласитесь вы или нет, но элемент провокации существует даже в самом названии — "Новая философская энциклопедия".

А.Гусейнов: Наша энциклопедия является новой не в том смысле, что мы претендуем на новую философию. Она новая по отношению к первой 5-томной "Философской энциклопедии". Следует проводить различие между философией и исследованиями в области философии, философами и профессорами философии, подобно тому, например, как мы делаем различие между художественной литературой (поэзией, прозой) и литературоведением. Эта энциклопедия — по преимуществу, можно даже сказать, сугубо исследовательский труд. Это не труд людей, которые претендуют на создание новой философской системы и которые знают окончательную истину. Наша задача была иной — вычленить и проанализировать основные философские идеи, понятия, школы, имена, произведения, стараясь при этом быть объективным, научно добросовестным.

— Кстати, как вы восприняли недавний упрек вице-президента РАН, академика Владимира Кудрявцева нашим философам, то есть вам, в том, что вы не вырастили новых Гегеля и Канта?

В.Степин: Вы думаете, это упрек? Если, например, нашим физикам сказать, что они за последние годы не вырастили в своей среде нового Ньютона и Эйнштейна, то разве это можно считать упреком в адрес отечественной физики?! Такого рода замечание больше похоже на высокую оценку, чем критику.

А.Гусейнов: Я тоже так понял слова академика Кудрявцева. В своем интервью "Известиям" он говорит о положительных сдвигах во всех общественных науках, называя каждую в отдельности. И добавляет: "Я продолжаю критиковать только философов. Они до сих пор не вырастили ни нового Гегеля, ни Канта". Эти слова, как мне кажется, имеют шутливый подтекст. Их можно понять так: что касается философии, то ее и упрекнуть-то не в чем, разве только в том, что в ней нет Гегелей и Кантов. При этом считается само собою разумеющимся, что упреки такого рода не делаются.

В.Степин: Вернемся к названию. В СССР, в России философская энциклопедия до сих пор была одна. Вот мы с ней свой труд и соотносим. Это — новая российская философская энциклопедия. Хотя мы, естественно, когда разрабатывали словник, многие лексиконы западные просмотрели. Это была очень большая и серьезная работа. Но что принципиально нового в нашем издании?

Ну, во-первых, это энциклопедия не является написанной исходя из какой-то одной позиции, так, как была написана старая энциклопедия — с марксистских позиций. Во-вторых, наша энциклопедия не является такой идеологизированной, как ее предшественница. Здесь нет одностороннего подхода к истории философии. В старой энциклопедии западная философская мысль рассматривалась лишь как преддверие марксизма, затем марксизм — вершина... Так что этой предвзятости у нас нет.

В "Новой философской энциклопедии" в отличие от первой и от многих западных энциклопедических изданий значительно богаче представлена философская мысль Востока. Здесь — Индия, Китай, мусульманская философия очень хорошо представлены и основными трудами, и направлениями, и категориальным аппаратом, который не совпадает с категориальным аппаратом европейской философии. Мы попытались специально выяснить связки между этими философскими традициями. И, естественно, русскую философскую мысль мы подали значительно богаче и разнообразней.

Словом, мы стремились быть конкретными, адекватно представить идейное богатство, категориальный аппарат философии с учетом ее важнейших цивилизационных и исторических особенностей. Это очень важно, так как очень часто нет однозначного соответствия понятий восточных философских традиций традиции европейской. Да и внутри самих различных восточных философских традиций различия не менее существенные, чем отличия каждой из них от европейской. И в рамках европейской традиции русская философия (в особенности русская религиозная философия Серебряного века) значительно отличается от западноевропейской.

— То есть сделана попытка выработки некоего общего понятийного аппарата философии?

В.Степин: А философия и развивается сейчас как мировая. Сейчас и Запад внимательно вглядывается в восточные философские традиции, находит там такие вещи, которые вдруг обретают новый смысл в современной жизни, хотя раньше считались малозначащими и зачастую — мистикой или просто ненаучными рассуждениями. Современная мировоззренческая ситуация, как она складывается в мире, на повестку дня выдвигает проблему диалога культур. А диалог культур означает, что вы не просто навязываете какие-то жизненные смыслы своей культуры другой культуре, а вступаете с ней именно в диалог и находите нечто общее, то, что вас должно объединить. При сохранении каждой культурой своей идентичности.

— Нет ли тут чисто методологической опасности впасть в простое перечисление каких-то понятий?

В.Степин: Нет. Тут был анализ. Сопоставление, выявление каких-то общих смыслов. То, что называется компаративистской. Эту задачу как раз энциклопедия ставила. И я думаю, что в какой-то степени она ее решила.

А.Гусейнов: Кстати, и западная философия подана с учетом последних изменений. Широко и, думаю, очень грамотно представлено то, что именуется философским постмодернизмом.

— Абдусалам Абдулкеримович, а что написано в статье "Ленин". Ведь многие согласны с тем, что да, гениальный был политик Владимир Ильич Ленин; но вот что касается философской его базы, считают, что она была слабая...

А.Гусейнов: У нас был принят принцип объективированного изложения. Мы не давали оценок. Даже в статьях, посвященных Аристотелю, Декарту, Ницше мы не вводили определений типа "гениальный", "великий" и так далее. Мы просто обозначали — греческий философ, французский философ, немецкий философ...

Что касается Ленина, то в статье, ему посвященной, отмечается, что это — "русский мыслитель и революционер, деятельность которого ознаменовала новый этап в развитии марксистского мировоззрения, получивший по его имени название ленинизма". То есть Владимира Ильича Ленина мы ввели как политического мыслителя и философа марксистской школы. Он действительно сделал очень много, чтобы соединить философию с политикой, придать философии идеологический смысл. Это, на наш взгляд, взвешенная статья. Она написана профессором МГУ П.Алексеевым.

— А есть в "Новой философской энциклопедии" термин "Интернет"?

В.Степин: Нет, это — не философское понятие.

— Но наверняка же в энциклопедии есть статья "Природа", а Интернет сейчас многие называют Природой-2...

В.Степин: Когда говорят о Природе-2, то слово Интернет используется как символическое понятие, обозначающее некую виртуальную реальность, информационную структуру. У нас нет статьи "Интернет", но есть статьи "виртуальность", "виртуальная реальность", "информации теория", "информационное общество".

Когда-то Лейбниц сказал про математику, что это — наука о возможных мирах. Про философию можно и даже нужно сказать, что это — наука о возможных человеческих мирах, мирах человеческой жизнедеятельности.

Практическая польза от философии сейчас, в переломную эпоху, состоит не в том, что мы должны только комментировать злобу дня. Сейчас цивилизация меняется. И вся мировая философия сейчас нацелена на то, чтобы проанализировать: какие ценности лежат в основании техногенной цивилизации? почему эти ценности привели к глобальным кризисам? как их можно изменить, чтобы выйти из этих кризисов? Когда философия начинает решать такие проблемы, тогда она и становится практической в широком смысле.

Как ни странно, решая эти мировоззренческие задачи, философия становится очень конкретной, она ориентируется на материал. Например, коль скоро я занимаюсь философией науки, моя задача состоит в том, чтобы просмотреть, как в недрах современного научно-технического прогресса возникают новые точки роста тех ценностей, с которыми раньше эта цивилизация не сталкивалась и которые расширяют мировоззренческое поле понимания знания. И в Интернете философа интересует прежде всего изменение жизненных смыслов, которые он с собой несет.

А.Гусейнов: Философия отвечает на потребности жизни своими средствами. Простой пример. Вячеслав Семенович уже говорил о том, как в нашей энциклопедии представлены различные философские традиции. Энциклопедия делает важнейший шаг в направлении преодоления философского европоцентризма. Это означает, что создавая объемную, мировоззренческую панораму, философия формирует духовные предпосылки для адекватной ориентации в этом мире, в том числе во внешнеполитической деятельности.

— Нет ли планов или предложений о переводе этого четырехтомника на иностранные языки?

В.Степин: Энциклопедия только-только выходит из печати, три тома уже есть, в июне получим последний, и я думаю, что предложения такие будут. Хотя энциклопедия — это жанр, который переводится редко. Из-за рубежа уже пришло множество заявок на эту энциклопедию. Еще больше из российских регионов. И не случайно: это удобная возможность в одном издании сразу познакомиться с состоянием философии в России и с российским видением мировой философии.

— Сейчас модно, выпуская бумажную версию какой-то книги, одновременно повторить ее на CD-ROM...

В.Степин: Это тоже планируется обязательно.

А.Гусейнов: У нас даже бумажная версия создана так, чтобы было легче сделать электронную версию.

НГ-Наука, № 6,
20 июня 2001 г.