В оглавление

В БУДУЩЕЕ С ОПТИМИЗМОМ

Институту общей и экспериментальной биологии Бурятского научного центра СО РАН в сентябре исполняется 20 лет. В научном плане Институт комплексный: здесь работают геоботаники и почвоведы, зоологи и гидробиологи, паразитологи и микробиологи, фармакологи и фармацевты.

Исследования, ведущиеся в институте, направлены на постижение структуры, принципов функционирования и эволюции биологического разнообразия. Специфика и особая актуальность работ института продиктована объектом приложения его сил — институт расположен в Байкальском регионе, где сохранение биоразнообразия — несомненный приоритет.

Валерия Макарова, "НВС"

О том, что сделано, что намечено и хотелось бы сделать коллективу Института, рассказывает его директор, член-корреспондент РАН В.Корсунов.

— В 1958 году в Республике Бурятия был создан Бурятский комплексный научно-исследовательский институт СО АН СССР, а в его составе — отделы почвоведения и биологии. Институт возглавлял видный почвовед, доктор геолого-минералогических наук, профессор О.Макеев. В 1966 г. БКНИИ был преобразован в Бурятский филиал СО АН СССР, в нем оформился Институт естественных наук, в рамках которого продолжали развиваться биологические исследования.

Первый директор-организатор института д.г.-м.н., профессор О.Макеев.

Под руководством О.Макеева было проведено биогеохимическое районирование Сибири и Дальнего Востока, исследованы генезис и процессы распространения подвижных песков в Забайкалье, сформулирована гипотеза формирования почв Забайкалья под воздействием длительно-сезонной и многолетней мерзлоты, были подготовлены почвенные карты, опубликованные в "Атласе Забайкалья". В отделе биологии велись исследования биологии и селекции сельскохозяйственных животных, экологии насекомых-вредителей леса, энергетического баланса растений в условиях экстраконтинентального климата, научных основ повышения продуктивности природных лугов и пастбищ, биологии и экологии многолетних травянистых растений и их сообществ.

В период 1969–1975 гг. Институт естественных наук возглавлял доктор ветеринарных наук, профессор В.Филиппов. В институт был приглашен доктор сельскохозяйственных наук К.Ильин. Под их руководством в институте получили развитие такие направления как генетика и селекция, биохимия сельскохозяйственных животных, изучение аборигенных пород в целях их сохранения.

Полевые работы микробиологов

В 1975 г. в составе Бурятского филиала СО АН был основан Отдел биологически активных веществ индо-тибетской медицины, в задачи которого входили научные переводы и комментарии трактатов тибетской медицины, проведение предварительного скрининга препаратов тибетской медицины и изучение их фармакологического действия. В 1977 г. из Института естественных наук был выделен Отдел биологии. На базе этих двух отделов в 1981 г. был организован Институт биологии БФ СО АН СССР, с 1998 г. — Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН. На должность директора был приглашен член-корреспондент ВАСХНИЛ, доктор биологических наук Э.Климашевский — крупный физиолог растений. Под его руководством научные исследования, проводимые в институте, приобрели более фундаментальный характер, значительно был усилен экологический аспект.

В связи с переходом Э.Климашевского на другую работу в 1985 г. институт возглавил доктор биологических наук А.Орлов. К сожалению, жизнь его трагически оборвалась в 1986 году.

— В 1986 году вы были назначены на должность директора. Каким вы увидели институт?

— Надо сказать, что до Бурятии я работал в Красноярске, в Институте леса и древесины им. Сукачева. Лаборатория лесного почвоведения, которой я 12 лет заведовал, занималась эколого-географическим анализом таежного почвообразования.

В Забайкалье одним из ведущих направлений было изучение почвенного покрова. Валентин Афанасьевич Коптюг посчитал, что будет полезно, если институт биологического профиля возглавит почвовед.

Так, в ноябре 1986 года я переехал в Улан-Удэ и принял Институт. Была продолжена работа по реорганизации, начатая А.Орловым. Отдел индо-тибетской медицины был преобразован в отдел биологически активных веществ, в его состав вошли лаборатории фармакологии и медико-биологических исследований. В институте постепенно открылись восемь новых лабораторий. Оказалось, что у многих сотрудников наработан достаточный материал для оформления диссертаций. Блестящие защиты состоялись в ученых советах Москвы, Петербурга, Иркутска, Красноярска, Новосибирска. За сравнительно короткий срок было защищено 18 докторских диссертаций по почвоведению, агрохимии, энтомологии, медицине и фармакологии, экологии. Сейчас в нашем институте 20 докторов и 69 кандидатов наук при численности сотрудников 164 человека.

Были открыты два научных совета по защите кандидатских диссертаций по специальностям "почвоведение и агрохимия", "медицина и фармакология". В 2001 г. утвержден научный совет по защите докторских диссертаций по специальности "почвоведение и агрохимия".

— Делаю вывод, что институт активизировался. Какие же темы получили развитие?

Группа агрохимиков

— Основной акцент научных исследований — изучение биологического разнообразия в Байкальском регионе, разработка технологий его сохранения и рационального использования. Кроме того, большое внимание уделяется вопросу пространственной организации почвенного и растительного покрова Байкальского региона, защите почв от деградации и опустынивания, агрохимическим и биохимическим основам повышения плодородия почв. Продолжается изучение наследия тибетской медицины и создание на этой основе новых лекарственных препаратов с использованием современных биотехнических приемов.

Результаты многолетних исследований института представлены в многочисленных печатных изданиях. Вышли солидные монографии по биологическому разнообразию Байкальской Сибири, по системе ведения агропромышленного производства в Республике Бурятия. Научные исследования института имеют непосредственный выход в практику. Сотрудники являются соавторами фундаментального труда "Концептуальные основы стратегии устойчивого развития в Байкальском регионе", вышедшего под редакцией Президента РБ доктора экономических наук Л.Потапова.

Замечу, что традиционно интересные совместные работы ведутся нашими сотрудниками с коллегами из институтов СО РАН биологического профиля. Укрепились связи с монгольскими и китайскими медицинскими и биологическими институтами. В области геоботаники развивается сотрудничество с немецкими учеными.

— Какие проблемы стоят перед институтом в настоящее время?

— Проблем, как у всех, хватает — низкая заработная плата, устаревший парк научного оборудования, отсутствие финансов на приобретение приборов, химических реактивов, лабораторной посуды, недостаточность экспедиционных средств. Существенным моментом, тормозящим развитие института, является отсутствие собственного здания — имеющихся помещений, арендуемых в БНЦ СО РАН, недостаточно для размещения и эффективной работы даже старого оборудования, не говоря уж о создании нормальных комфортных условий труда сотрудников. Одна из острейших проблем — оказание помощи молодым талантливым сотрудникам и, прежде всего, с жильем. Институт является одним из самых молодых по возрастному составу сотрудников в СО РАН — налицо повышение интереса к научным исследованиям в области биологии среди молодежи. Однако, низкая заработная плата, отсутствие каких-либо реальных перспектив с обеспечением жильем ведут к уходу молодых из науки.

— Но Институт общей и экспериментальной биологии — один из лидеров по количеству аспирантов в СО РАН. Сколько человек сейчас в аспирантуре?

— У нас около 40 аспирантов, большинство из Бурятского Государственного университета. Дело в том, что ряд кафедр: почвоведения, экспериментальной биологии, а также медицинский факультет в БГУ открыты под руководством наших сотрудников. Преподавательскую деятельность с работой в Институте совмещают около 70 ученых: они ведут занятия в БГУ, в Восточно-Сибирском технологическом университете, Сельскохозяйственной академии, Академии искусств.

Студенты, стремящиеся в науку, "вырастают" на базе института. Опыт наших ветеранов — "энциклопедия" для молодых. А значение совместных экспедиций трудно переоценить!

— Каким образом удается институту поддерживать экспедиционную деятельность на должном уровне?

— В этом году мы выиграли только по международным грантам около 70 тысяч долларов. Наши ученые работают по грантам РФФИ и фонда "Байкал".

Экспедиционные исследования ведутся интенсивно. Работают восемь полевых стационаров, в МЭОЦ "Истомино" начаты исследования дельты р. Селенги в рамках интеграционного проекта СО РАН: в этом году изучается геохимическая миграция элементов.

Практически все экспедиции работают по тем задачам, решение которых обеспечено грантами: микробиологи, гидробиологи, флористы, зоологи, почвоведы.

Ведутся хоздоговорные работы, нужные для Республики. Правительство Бурятии поддерживает исследования в области экспериментальной медицины. Выделено 400 тысяч рублей на создание лекарств из природного сырья.

— Как обстоит дело с внедрением в производств разработок института?

— На основе тибетских традиций врачевания в Отделе биологически активных веществ института разработаны лекарственные формы, фитосборы, валеологические средства. Имеется 15 наименований готовых форм, которые уже используются для лечения и профилактики заболеваний.

Внедрение медицинских препаратов — сложное дело, особенно получение лицензии на лекарства. Мы оборудовали корпус и заканчиваем установку технологических линий для производства лекарств, пока на испытания.

В пригороде Улан-Удэ создан Центр восточной медицины, где используются разработки института.

Производственное предприятие "Байкалфарм" выпускает безалкогольные напитки и бальзамы на основе рецептов, составленных в лабораториях Отдела биологически активных веществ.

Мы ищем разные формы, чтобы донести разработки до тех, кто сможет эффективно их использовать. Думаю, что наше сотрудничество будет укрепляться и развиваться.