ЧЕЛОВЕК ПОВЕРЖЕН, НО ДУХ ЕГО НЕ СЛОМЛЕН...
"Реквием" Верди в Большом зале Дома ученых
Юлия Воронцова, музыковед
Итак, новый концертный сезон открыт! И его открытие стало
настоящим событием для всех любителей классической музыки: 20
сентября мы услышали знаменитый "Реквием" Верди. Еще свежи в
памяти впечатления от другого шедевра того же жанра "Реквиема"
Моцарта, который прозвучал весной, в конце минувшего сезона. Что
стоит за этим совпадение или некий замысел наших музыкальных
коллективов предоставляется размышлять самой публике. А пока
удовлетворимся объяснением историков, напоминающих о 100-летии со
дня смерти Верди и 210 со времени кончины Моцарта, минувших
в этом году. Но по мистической случайности концерт состоялся на
десятые сутки после Нью-Йоркской трагедии...
За дирижерским пультом вновь Арнольд Кац, энергичный и
подтянутый. Как и следовало ожидать, состав исполнителей,
выбранный маэстро, отличается "знаком качества". Об уровне игры
Новосибирского филармонического оркестра скажем только одно: он
был обычным для данного коллектива, а значит весьма высоким.
Хоровую партию исполняли наши гости Магнитогорская
государственная хоровая капелла (художественный руководитель и
дирижер Надежда Иванова). У хора вполне хватило мощи на
грозный "Dies trae" ("День гнева"), неплохо звучали
сдержанно-скорбные, таинственные фрагменты, особенного у женских
голосов.
Порадовали и солисты артисты нашего оперного театра, лауреаты
различных конкурсов: Ольга Бабкина, Татьяна Горбунова, Игорь
Борисов и Константин Буинов. Самым же большим украшением этого
концерта, на мой взгляд, стали великолепный голос и артистичность
Татьяны Горбуновой (меццо-сопрано).
Надо сказать, что, в отличие от "Реквиема" Моцарта, произведение
Верди противоречиво в своей сути. Это заупокойная месса, то
есть жанр духовной музыки, не предназначенной для концертного
исполнения. И то, что композитор пользуется привычным для него
оперным, театральным языком, не меняет основной идеи скорби по
умершим, мольбы о прощении в день Страшного суда. Вместе с тем
Верди расставляет акценты таким образом, что на первом плане
оказывается не вечность и покой, а личность и страдание, страх
перед внеземной пустотой, перед неведомым. В его "Реквиеме", в
нарушение церковного канона, строфа "Dies trae" ("День гнева")
повторяется несколько раз, вихрем врываясь в строгое течение
мессы. Кроме того, самые страстные, проникновенно-лиричные
эпизоды здесь те, где человек молит о прощении, о спасении.
Это слова "Salva me" ("Спаси меня") в середине второй части,
многократно, от нежного до исступленного звучания, повторенные
квартетом солистов и хором; заключительная часть "Libera me"
("Смилуйся"). И, разумеется, центр произведения "Lacrimosa"
("В день слез") с чудесным соло меццо-сопрано. Слезы на глазах
слушателей лучшее свидетельство того, что эта музыка проникает
и в сердце, и в душу.
Конечно, полный зал и бурные овации после концерта приятны и
дирижеру, и всем музыкантам. Но, думается, нашу "академовскую"
публику любили бы еще больше, если бы мы были пунктуальнее. Вряд
ли приятно знаменитым дирижерамдожидаться,
когда публика займет свои места.
Подучиться вежливости у нас с вами будет масса
возможностей вперед весь концертный сезон.
Фото Б.Малых
|