В оглавление

ЧЕЛОВЕК ПОВЕРЖЕН,
НО ДУХ ЕГО НЕ СЛОМЛЕН...

"Реквием" Верди в Большом зале Дома ученых

Юлия Воронцова, музыковед

Итак, новый концертный сезон открыт! И его открытие стало настоящим событием для всех любителей классической музыки: 20 сентября мы услышали знаменитый "Реквием" Верди. Еще свежи в памяти впечатления от другого шедевра того же жанра — "Реквиема" Моцарта, который прозвучал весной, в конце минувшего сезона. Что стоит за этим — совпадение или некий замысел наших музыкальных коллективов — предоставляется размышлять самой публике. А пока удовлетворимся объяснением историков, напоминающих о 100-летии со дня смерти Верди и 210 со времени кончины Моцарта, минувших в этом году. Но по мистической случайности концерт состоялся на десятые сутки после Нью-Йоркской трагедии...

За дирижерским пультом вновь Арнольд Кац, энергичный и подтянутый. Как и следовало ожидать, состав исполнителей, выбранный маэстро, отличается "знаком качества". Об уровне игры Новосибирского филармонического оркестра скажем только одно: он был обычным для данного коллектива, а значит — весьма высоким. Хоровую партию исполняли наши гости — Магнитогорская государственная хоровая капелла (художественный руководитель и дирижер — Надежда Иванова). У хора вполне хватило мощи на грозный "Dies trae" ("День гнева"), неплохо звучали сдержанно-скорбные, таинственные фрагменты, особенного у женских голосов.

Порадовали и солисты — артисты нашего оперного театра, лауреаты различных конкурсов: Ольга Бабкина, Татьяна Горбунова, Игорь Борисов и Константин Буинов. Самым же большим украшением этого концерта, на мой взгляд, стали великолепный голос и артистичность Татьяны Горбуновой (меццо-сопрано).

Надо сказать, что, в отличие от "Реквиема" Моцарта, произведение Верди противоречиво в своей сути. Это — заупокойная месса, то есть жанр духовной музыки, не предназначенной для концертного исполнения. И то, что композитор пользуется привычным для него оперным, театральным языком, не меняет основной идеи — скорби по умершим, мольбы о прощении в день Страшного суда. Вместе с тем Верди расставляет акценты таким образом, что на первом плане оказывается не вечность и покой, а личность и страдание, страх перед внеземной пустотой, перед неведомым. В его "Реквиеме", в нарушение церковного канона, строфа "Dies trae" ("День гнева") повторяется несколько раз, вихрем врываясь в строгое течение мессы. Кроме того, самые страстные, проникновенно-лиричные эпизоды здесь те, где человек молит о прощении, о спасении. Это — слова "Salva me" ("Спаси меня") в середине второй части, многократно, от нежного до исступленного звучания, повторенные квартетом солистов и хором; заключительная часть "Libera me" ("Смилуйся"). И, разумеется, центр произведения — "Lacrimosa" ("В день слез") с чудесным соло меццо-сопрано. Слезы на глазах слушателей — лучшее свидетельство того, что эта музыка проникает и в сердце, и в душу.

Конечно, полный зал и бурные овации после концерта приятны и дирижеру, и всем музыкантам. Но, думается, нашу "академовскую" публику любили бы еще больше, если бы мы были пунктуальнее. Вряд ли приятно знаменитым дирижерамдожидаться, когда публика займет свои места. Подучиться вежливости у нас с вами будет масса возможностей — вперед весь концертный сезон.

Фото Б.Малых