О НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ
Рубеж веков основание осмысливать опыт и строить новые планы.
Россия вышла из потрясений 90-х годов ослабевшей, но одновременно
и обогащенной новым уникальным опытом. Практика 10 лет показала:
надо знать истины, построенные на чужом опыте, но нельзя слепо им
следовать, забывая о национальных особенностях своей страны.
Россия должна стать вровень с ведущими странами мира как сильная,
благополучная и уважаемая держава. Но к своему положению в ряде
мировых лидеров она сможет прийти только собственным путем
учитывая мнения и достижения иностранных партнеров, но
руководствуясь прежде всего собственными государственными и
общественными интересами, своим пониманием внутренних и
международных реальностей, собственной стратегией и тактикой
преобразований в интересах народа России, его безопасности,
свободы и процветания.
Юрий Осипов, президент РАН,
Сергей Рогов, директор Института США и Канады.
Со вступлением в 2001 г. завершился важнейший и очень тяжелый
период развития нашей страны. Пора ломки и разрушений
заканчивается. Наступает время стабилизации, строительства и
оживления. Ценой лишений и напряжения сил созданы условия для
перелома в развитии: от борьбы с призраками прошлого к
гражданскому партнерству в интересах будущего. В первые
десятилетия нового века России предстоит построить новую
экономику, способную стать фундаментом ее общественного
благосостояния и оборонной мощи. Наличие передовой
научно-технологической сферы первоочередное условие решения
этой задачи.
Огромным ресурсом национальной экономики России являются
накопленный научный потенциал и уникальная система осуществления
межотраслевых и междисциплинарных исследований в научных
организациях Российской академии наук, способность ее научных
кадров генерировать новые идеи и технологии. В трудное для страны
время российские фундаментальные и прикладные исследования
академических институтов, ведущих отраслевых научных организаций
и вузов страны способствовали получению новых знаний и созданию
технологий мирового класса по целому ряду направлений. Однако
этот потенциал не был в должной мере использован для решения
задач экономического развития.
Десятилетие реформ было призвано обеспечить
социально-политический и организационно-хозяйственный фундамент
для строительства в России мощной экономики современного типа,
способной гарантировать гражданам политические свободы и
материальное благополучие, а стране в целом надежную
защищенность и способность успешно отстаивать российские
национальные интересы на международной арене, не прибегая к
военной силе. Эта задача была выполнена только отчасти, и ее
решение сопровождалось рядом крупных просчетов и потерь. Один из
самых существенных скрыт в нерешенности ключевой задачи
создания в России конкурентоспособного сектора
высокотехнологичных производств. Сектора, способного выступать
локомотивом промышленного и экономического развития страны по
инновационному типу с перспективой завоевания, удержания и
расширения экономически и стратегически наиболее благоприятных
позиций в международном разделении труда по избранному спектру
приоритетных направлений, установленных на основе разумного
сочетания государственно регулирующих и рыночных механизмов
отбора. Преодоление возникшего отставания, нахождение выхода из
нынешнего тупика одна из основополагающих целей стратегии
национальной безопасности Российской Федерации. Безопасность в
широком смысле слова и технологическая независимость страны в XXI
веке будут определяться ее научно-технологическим потенциалом,
прежде всего уровнем фундаментальной и прикладной науки и
квалификации кадров.
СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА
Научно-технологическая политика России должна быть направлена на
развитие и поддержание постоянно на высоком уровне инновационной
способности нации, которая характеризуется наличием:
мощной современной науки;
развитой сферы прикладных исследований, осуществляющих
"доводку" фундаментальных разработок до уровня их практического,
в том числе коммерческого применения;
эффективных внедренческих и маркетинговых механизмов, включая
прогнозирование спроса и действенные схемы, технологии и методики
продвижения готовых изделий на внутренний и мировой рынки;
гибкого и динамичного производства, способного к быстрой
наладке серийного изготовления конкурентоспособной продукции
повышенного спроса;
системы непрерывной специализированной подготовки
исследовательских, инженерных, научно-управленческих и, это
особенно необходимо, менеджерских кадров, включая
экспертов-профессионалов по рынкам высокосложной продукции;
современной структуры комплексного финансирования
научно-производственных и образовательных процессов в сфере
высоких технологий, основанной на сочетании всесторонних средств
прямой государственной поддержки, системы налогового и иного
непрямого стимулирования инновационных начинаний государственных
и частных корпораций, сотрудничества государства с мелким
венчурным бизнесом, участия государства и отечественного бизнеса
в сотрудничестве с транснациональными корпорациями и зарубежными
государствами по линии прикладного использования научных
разработок.
Высокий уровень инновационной способности нации является
важнейшим условием обеспечения национальной безопасности страны и
обобщенной характеристикой национальной конкурентоспособности
России в международной политике в целом. Его достижение требует
времени и ресурсов. При этом без переосмысления отношения
государства к решению социальных проблем науки рассчитывать на
успех не придется. Сейчас соответствующие государственные
решения, в том числе законодательного плана, разрабатываются и
принимаются крайне вяло. При этом частный бизнес до сих пор мало
и неохотно участвует в стимулировании науки. На повестке дня
создание гибкой системы сотрудничества и своеобразного
"разделения труда" между корпорациями и государством, в рамках
которого естественные коммерческие устремления деловых кругов
строже сопрягались бы с решением ключевых общенациональных задач.
В этом смысле решению проблемы способствовало бы формирование уже
в ближайшее время Национального фонда инноваций, средства
которого складывались бы из деловых взносов государственных
агентств и частных компаний и распределялись на конкурсной
возвратной основе и зависимости от соответствия или
несоответствия приоритетам общенациональной стратегии
научно-технологического развития. Таким образом, в частности,
могла бы частично поддерживаться активность малого бизнеса и
государственных предприятий в области потенциально важных
рисковых разработок.
Партнерство государства и бизнеса в высокотехнологичной сфере
предполагает движение к взаимопониманию, формирование своего рода
инновационного (научно-технологического) консенсуса внутри
политического, делового сообщества и СМИ, а также общественного
мнения, в широком смысле ясного понимания жизненной важности
технологизации России, материальных затрат, пожертвований и
самоограничений в интересах решения этой задачи. Пора
безотчетного и анархического самообогащения завершается.
Государство и бизнес должны выступить инициаторами гражданского
сотрудничества всего российского общества на патриотической
основе развития национальной экономики.
Это не означает возвращения к мобилизационным методам управления
наукой. Трудность сегодняшней ситуации в том, что большинство
предприятий не в состоянии покупать услуги науки. Представляется,
что роль государства должна состоять прежде всего в
структурировании рынка, содействии формированию платежеспособного
спроса на эти услуги со стороны национальных и зарубежных
корпоративных и индивидуальных потребителей. Старая система ВПК
не может и не должна воспроизводиться в прежнем объеме и
неизменном виде. Сегодня потребителям высоко-сложных технологий
могут и обязаны быть и мощные гражданские отечественные
корпорации. Государство может стимулировать их интерес разными
способностями, включая разработку хорошо продуманной системы
строго целевых налоговых льгот. Объективно в стране назрели
условия для разработки и принятия специального закона об
инновационной деятельности, который стимулировал бы
научно-технологическую активность как крупного, так и мелкого
рискового бизнеса.
О ПРИОРИТЕТАХ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Роль государства в партнерском сотрудничестве с бизнесом не
означает намерения правительства "диктовать приоритеты"
производителям и потребителям технологий. Государство не
стремится подменить бизнес, но оно должно вернуть себе законное и
полноценное право голоса при формировании ситуации в
высокотехнологичной сфере.
Страна сегодня не в состоянии "держать оборону" по всему спектру
науки. Нужна концентрация усилий на тех направлениях, где позиции
российской науки и техники особенно сильны и существуют реальные
возможности их укрепления и дальнейшего развития, а также на тех
новых направлениях, развитие которых имеет для страны и науки
критическое значение. Об этом шла речь и на встрече президента РФ
с группой ученый Российской академии наук осенью 2000 г. При этом
президенту были представлены конкретные предложения.
Набор приоритетов не может быть неизменным. Задача современной
научно-технологической политики не столько в составлении списков
первоочередных отраслей, сколько в работе по формированию
эффективной "живой" системы регулирования и саморегулирования
приоритетов в области высоких технологий. Рыночные потребности
будут и должны самым серьезным образом влиять на приоритеты
российской инновационной стратегии. Речь идет о том, что
определить их должна не только коммерческая стихия, но и
совокупный разум общества и государства.
Стране требуется постоянно действующая система уточнения
научно-технологических приоритетов, в основу которой было бы
положено прежде всего, но не исключительно, обобщенное
представление научно-технического сообщества о текущем состоянии
научно-технической сферы и ее потенциальных возможностях для
решения неотложных и перспективных задач развития страны.
Приоритеты должны формироваться с учетом мнения специалистов в
области внешней политики, национальной безопасности, экономики и
бизнеса, здравоохранения, образования и т.п. При этом нельзя
забывать, что приоритетность федеральной политики должна
согласовывать интересы всей страны и ее отдельных регионов,
учитывать региональные научно-промышленные ориентиры такие, как
формирование региональных межотраслевых производств, региональные
программы адаптации оборонных предприятий, сотрудничество
отдельных регионов между собой в работе с внешними долгами и
выходом на внешние рынки и т.п.
О СИТУАЦИИ В СФЕРЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Ослабление научно-технологического потенциала, сокращение
исследований на стратегически важных направлениях
научно-технологического развития, падение престижа ученого и
востребованности научных результатов, снижение инновационной
активности предприятий, отток за рубеж специалистов и
интеллектуальной собственности, проявившиеся в 90-х годах;
поставили Россию перед угрозой полной утраты ряда передовых
позиций в мире, деградации наукоемких производств, усиления
внешней технологической зависимости и подрыва обороноспособности
страны.
Смена столетий должна обозначить решительный пересмотр взглядов
на роль науки в сегодняшнем российском обществе, в его
реформировании с учетом тенденций развития мировой экономики и
национальных особенностей хозяйствования. В ряду важнейших
направлений национальной политики в сфере науки и технологий
необходимо определить ориентиры на ближайшие годы, средне- и
долгосрочные цели. Глубокая трансформация научно-инновационного
комплекса страны может быть осуществлена только после выработки и
на основе четких национальных целей экономического и социального
развития общества.
10 лет беспрецедентного в мире экономического эксперимента по
переходу от административно управляемой экономики к экономике
рыночного саморегулирования показали, что надеждам на
"естественное вхождение" и мировую экономическую систему не
суждено состояться. При всех выдающихся достижениях отечественной
науки и техники уровень конкурентоспособности российской
продукции и промышленных отраслей при соприкосновении с мировым
рынком оказался низким. Это относится к широкому спектру
продукции от низкотехнологичных до высоконаукоемких ее типов.
Исключение составила лишь продукция наиболее капиталоемких и
наукоемких отраслей, получивших в советское время самую
масштабную поддержку государства, аэрокосмической,
авиационной, приборостроения, судостроения, отдельных подотраслей
ВПК, а также сырьевых отраслей топливно-энергетического
комплекса, черной и цветной металлургии, химической,
деревообрабатывающей промышленности и некоторых других.
В прошедшем десятилетии доля наукоемкой продукции в экспорте
российской обрабатывающей промышленности сократилась почти в 10
раз и в общем объеме экспорта составляла менее 1%. Российские
технологии были вытеснены из ряда сегментов отечественного рынка
зарубежными технологиями.
В конце 90-х гг. объем мирового промышленного производства
гражданских технологий в наукоемких отраслях оценивался примерно
в 1,52 трлн долл. Объем мирового рынка вооружений оценивается
минимум на два порядка меньше, при этом на долю РФ приходится
порядка 56% этого рынка. Гражданские технологии, наукоемкие
товары и услуги одни из них наиболее перспективных направлений
для экономики России, сохраняющей высокий научный потенциал по
ряду научных и научно-технических направлений в математике,
физике, информатике, химии, науках о Земле, науках о жизни,
лазерной и криогенной технике, новых материалах, авиационной,
аэрокосмической, военной технике, средствах связи, программных
продуктах для ЭВМ и др. Однако место России в общемировом объеме
торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается лишь в
0,3% (КНР, например, имеет 6%). Это говорит о неразвитости
рыночных механизмов в условиях открытого рынка и главным образом
о высоких сравнительных издержках российского производства.
Последнее является определяющим показателем конкурентоспособности
готовых изделий на мировом рынке.
Экономический кризис 1998 года, развеявший иллюзии о возможности
безбедного существования за счет экспорта топливно-сырьевых
ресурсов, выявил и призрачность масштабного привлечения в
настоящее время иностранных инвестиций в экономику страны, в
частности в ее инновационно-производственную сферу. В условиях
недооценки значения науки для целей экономического развития
она российская наука в ряде направлений находится, как уже
говорилось, на грани исчерпания возможности существования за счет
"остаточного" потенциала и энтузиазма исследователей.
Стремительно стареет материально-техническая база науки. Доля
инновационной активности российских предприятий составляет не
более 5%, что в 1015 раз ниже, чем в развитых странах. В
ближайшие годы большинство научных работников высшей квалификации
(докторов и кандидатов наук) в России достигнет пенсионного
возраста, в то время как в развитых странах средний возраст таких
специалистов не превышает 45 лет. В результате может быть
полностью разрушена преемственность поколений.
Такая ситуация в российской сфере науки и техники сложилась на
фоне повышения роли науки в промышленно развитых государствах.
Там наука становится самодеятельной силой, обеспечивающей
достойные экономические и политические позиции государства на
мировой арене. Осознание критического значения науки и техники
для экономического и социального благополучия государств привело
к характерным сдвигам в мышлении политических, финансовых и
промышленных кругов ведущих стран западного мира: приоритеты их
научно-технической политики смещаются от решения
военно-технических проблем к повышению конкурентоспособности
национальной промышленности на мировых рынках и улучшению
качества жизни. Одной из главных целей государств стал рост
глобальной национальной конкурентоспособности, то есть
поддержание высокого уровня жизни нации за счет применения
эффективных технологий, инновационных механизмов, постоянного
роста квалификации кадров, использования преимуществ
международного разделения труда и обеспечения лидирующих позиций
на мировых рынках тех или иных видов товаров и услуг.
"Стремление не отстать" стало для ведущих государств
побудительным мотивом к активизации инновационных процессов.
Повышение конкурентоспособности отечественного производства
при всей важности усиления роли науки и технологий сильно
обусловлено экономической ситуацией и инвестиционным климатом в
стране. Без активных действий государства в области формирования
благоприятного инвестиционного климата в стране и целевой
государственной поддержки развития российских конкурентоспособных
отраслей и технологии прорыва в данной области не достигнуть.
Отсутствие ясного понимания роли науки и инноваций в условиях
переходного периода в России привело к резкому (в несколько раз)
снижению доли бюджетных расходов на науку, составлявшей в 1999
году 0,26% ВВП. В 2000 году доля совокупных затрат на науку в
ВВП в России была в два с лишним раза меньше среднего уровня для
развитых государств. Мы же по этому показателю оказались в группе
стран с научным потенциалом в сотни раз меньшим, нежели
российский (как, например, Новая Зеландия). Объем бюджетного
финансирования гражданской науки, на долю которой приходится
примерно половина всех средств, затрачиваемых на развитие науки в
России, в десятки раз меньше аналогичных показателей в развитых
странах.
Все 90-е годы не выполнялся закон о государственной
научно-технической политике, предусматривающий выделение средств
на финансирование научных исследований и экспериментальных
разработок гражданского назначения в размере не менее 4%
расходной части федерального бюджета, а также систематически не
исполнялись (не считая последние 2 года) даже принятые бюджетные
назначения.
Только в 1999 и 2000 гг., впервые за годы реформ, обязательства
по минимальному гарантированному уровню государственной поддержки
научно-технической сферы, установленному законом о федеральном
бюджете, выполнены в полном объеме, однако государственные
ассигнования в этой области не достигли, как уже говорилось,
установленной законодательством доли в общих расходах
федерального бюджета. Увеличения притока финансовых средств в
сферу науки и технологий можно добиться, лишь сделав науку
эффективным элементом реального сектора экономики, повысив ее
экономическую отдачу в развитии общества.
Успеха добивается тот, кто способен быстрее коммерциализировать
разработки, довести их до вида товара или услуги, признаваемых
рынком. В мировой экономической науке считается доказанным, что
вклад научных достижений в рост валового внутреннего продукта
превышает 50%. Поэтому именно перевод отечественной экономики на
инновационный путь развития должен лежать в основе экономической
и научно-технической стратегии России на ближайшие годы и в
долгосрочной перспективе.
Формы и методы успешного развития науки и техники в условиях
рынка пока еще недостаточно освоены в нашей стране. Этот процесс
в науке идет медленнее, чем в экономике и других сферах. Уповать
на стихийную самоорганизацию рынка не следует. Анализ этого
механизма убеждает в ограниченности его возможностей производить
правильный отбор, в его неспособности учитывать перспективы и
даже общие тенденции развития. Рынку также не дано предвидеть
эволюционные тупики.
Перевод отечественной экономики на инновационный путь развития в
условиях расширения числа новых самостоятельных участников
хозяйственной деятельности, использующих негосударственную форму
собственности, должен предполагать прежде всего государственное
стимулирование их привлечения к участию в научно-инновационных
процессах. Государство должно активно формировать, регулировать и
поддерживать наиболее оптимальные механизмы возникновения,
распространения и использования инноваций в экономике страны или,
говоря в терминах рыночной экономики, их эффективной
коммерциализации.
Инновационная деятельность, связанная с созданием принципиально
новых продуктов, процессов и технологий, способных повлиять на
образ жизни общества (генеральные инновации), может
способствовать реальному выходу страны на мировой рынок товаров и
услуг, привлечь реальные отечественные и зарубежные прямые
инвестиции в сферу отечественной науки и производства, принести
реальный экономический и социальный эффект. Параллельно с
созданием новых технологий и продуктов должен осуществляться
процесс освоения импортируемых технологических новинок, что
должно сказаться на повышении технологического уровня
производства в целом. Однако расчет только на получение новейших
технологий из-за рубежа является неверным. К успеху может
привести лишь опора на собственные достижения, лучше учитывающие
специфику и потребности отечественного реального сектора.
Национальная безопасность, экономическое процветание и
стабильность Российского государства, сохранение и эффективное
использование его природных и человеческих ресурсов, эффективное
функционирование экономики требуют активной государственной
политики поддержки и привлечения науки и новых технологий для
осуществления национальных целей. Прямая и косвенная
государственная поддержка развития науки и технологий
незаменимый элемент постоянного прогресса науки. Государственное
финансирование научных и технологических исследований это
инвестиции в будущее.
О МОДЕЛИ НАУЧНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
Перевод экономики на инновационный путь развития требует нового
подхода к оценке роли и места науки в общественном прогрессе,
формирования и реализации ясных целей, цементирующих общество.
Политика в сфере науки и инноваций должна стать одним из главных
направлений работы российского правительства. Наука должна
использоваться для грамотной оценки состояния экономики, анализа
последствий принимаемых государственных решений, программирования
и прогнозирования социально-экономического и
научно-технологического развития страны, для экспертизы крупных
хозяйственных проектов, в том числе осуществляемых
негосударственными структурами. В эту работу существенную лепту
должны внести отечественные институты гуманитарной науки,
призванные обеспечить взешенный анализ национальных целей и
имеющегося ресурсного потенциала. Назрела необходимость
формирования модели общественного управления в наступающем веке,
в которой наука и инновации будут играть роль главного фактора
общественного производства.
РЕСУРС ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Построение новой модели общественного управления должно включать
формирование модели развития собственно научно-инновационной
сферы России, предусматривающей усиление инновационной
активности, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях
научно-технического прогресса, формирование российских
научно-производственных структур, способных успешно конкурировать
на мировом рынке. Это требует существенной научной проработки и
развитого законодательного обеспечения. Несмотря на то, что об
инновационном развитии много уже говорится, до сих пор не был
принят закон об инновационной деятельности и государственной
инновационной политике. Не обеспечена необходимая действенная
правовая среда взаимодействия государственных научных и
промышленных организаций с деловыми негосударственными кругами, в
частности, при выполнении НИОКР и освоении их результатов.
Однако главным фактором, определяющим возможность структурных
изменений российской экономики и модернизации ее технологической
базы, являются необходимые для этого значительные финансовые
средства. Где их взять?
Западные инвесторы не торопятся вкладывать средства в проекты
производственного характера. Поэтому же и иностранные кредиты не
могут считаться реальным инструментом решения задач
реформирования российской экономики. Надо признать, что сегодня
вкладывать деньги в реальный сектор, как правило, невыгодно и
отечественному инвестору. Кроме существующих рисков, связанных с
изменчивостью ситуации в России, инвестиции в отечественную
промышленность несут в себе и экономические риски, так как
являются менее эффективными по сравнению с вложениями в других
странах, в частности, в силу суровых климатических условий России
и ее пространственно-коммуникационных особенностей, требующих
больших затрат на капитальное строительство, обеспечение сырьем,
оборудованием, комплектующими, транспортное и энергетическое
обслуживание и пр.
Главным источником модернизации технологической базы экономики
могут и должны служить преимущественно собственные средства.
Одним из возможных источников их получения могут служить средства
от экспорта энергетических и иных сырьевых ресурсов. Необходимо
изменить порядок, когда реальную выгоду от политики экономической
реформы в России получает не общество и государство, а
корпоративные группы и прямо связанный с ними тонкий слой
сверхбогатых людей, использующих прибыли в самом лучшем случае
для интересов своей же корпорации и без учета потребностей и
национальных интересов страны. Для оживления "собственно
производящего" сектора требуется переосмыслить и разумно усилить
регулирующую функцию государства в экономике. В экономически
сложный период, который мы переживаем, деликатное, но действенное
применение регулирующих инструментов государства поможет
аккумулировать и целевым образом канализировать часть доходов от
экспорта энергоносителей и сырья для формирования инфраструктуры
научно-технологического рынка, необходимой для использования
Россией конкурентных преимуществ, практически не реализованных
сегодня.
Такой подход не подразумевает передела собственности. Речь идет
об определенном кредите ресурсодобывающей отрасли государству.
Временное перераспределение средств могло бы произойти, например,
в результате переноса центра тяжести налоговой системы на
обложение ресурсно-энергетического потенциала. Другим
дополнительным источником могли бы быть средства, вырученные в
результате распространения финансовой транспарентности
деятельности отечественных предприятий. включая внешторговые
сделки.
ГОСУДАРСТВО И ИННОВАЦИИ
Располагая ресурсами, государство сможет регулировать приток и
использование иностранных инвестиций, содействовать улучшению
внутреннего инвестиционного климата, обеспечивать формирование
механизмов многоканального финансирования научно-технологической
деятельности. Ориентиром для инвесторов будет служить
долгосрочная стратегия научно-технологического развития,
обеспечивающая получение конкурентоспособных преимуществ по
крайней мере в тех областях, где факторы суровость климата,
удаленность производственных объектов и материалоемкость
продукции играют менее существенную роль. Прежде всего это
отрасли высоких технологий, использующие научно-технический задел
и накопленный опыт развития.
Для своевременной корректировки государственных приоритетов
научно-технологического развития будет необходима комплексная
система прогнозирования приоритетных направлений науки и
технологий. Эти приоритеты должны определить технологическую
структуру экономики на период не менее 510 лет.
Представляется, что государственная поддержка областей технологического роста должна осуществляться главным образом в рамках реализации нескольких целевых стратегических межотраслевых проектов или государственных программ создания новых продуктов или инновационного развития регионов, участниками которых будут как государственные научно-технические организации федерального и регионального уровней (академические институты и центры, федеральные центры науки и высоких технологий, государственные научные центры, вузовские научные структуры и др.), так и научно-исследовательские институты, конструкторские, проектные, проектно-конструкторские, проектно-изыскательские, технологические и промышленные предприятия предпринимательского сектора, а также финансово-кредитные, маркетинговые, инжиниринговые, консалтинговые и иные организации. Реализация таких программ должна предусматривать внедрение в практику государственного регулирования организационно-правовых механизмов государственно-частного инновационно-технологического партнерства.
Даже располагая ресурсами, государство должно постепенно переходить от практики прямых государственных вложений в научно-технологическую сферу к косвенным методам регулирования ее развития. Обеспечивая предоставление государственных гарантий инвесторам, формируя эффективные механизмы передачи результатов НИОКР, выполненных за госбюджетные средства, в промышленность. Фундаментальные и поисковые исследования основа технологического развития страны должны получать прямую финансовую поддержку государства.
Главным предметом внимания должна быть конкурентоспособность российских наукоемких отраслей экономики, обеспечение соответствия отечественной наукоемкой продукции требованиям международных стандартов качества и охраны окружающей среды. Действия государства в этом направлении должны координироваться единым межведомственным органом по конкурентоспособности.
Государство должно включать в число основных государственных приоритетов оказание поддержки развитию научно-инновационной инфраструктуры уникальных объектов материально-технической базы, информационного обеспечения исследований и разработок и сетей коммуникаций, обмена научно-технической информацией, гибких организационных структур, содействующих инновационному развитию на федеральном и региональном уровнях. Оно также должно содействовать оказанию услуг предпринимательскому сектору экономики, необходимых в процессе исследовательской и внедренческой работы, а также помогать выходу отечественных производителей товаров и услуг на мировой рынок.
Должна осуществляться государственная поддержка формированию крупных научно-производственных комплексов, региональных инновационных сетей и кластеров, позволяющих концентрировать научный и производственный потенциал регионов на всех стадиях инновационного цикла и обеспечивать эффективное развитие регионов и увеличение занятости их населения.
Особое внимание должно уделяться деятельности малых предприятий научно-инновационной сферы самого гибкого, склонного к риску и инициативного участника рынка коммерческих предприятий, ориентированных на поиски и доработку инновационных идей, а также обеспечивающих их структур, таких, как "технологические инкубаторы", технопарки, инновационные центры.
Одним из потенциальных путей рационального развития отечественной науки и технологий должна быть государственная поддержка создания и использования двойных технологий как в гражданском, так и в военном секторе. Взаимная передача созданных технологий из одного сектора в другой призвана обеспечить использование их технологических заделов и возможностей в интересах российской экономики, эффективное использование государственных ресурсов.
Прямая государственная поддержка должна оказываться традиционным отраслям промышленности, обеспечивающим базовые потребности граждан, для повышения уровня их технологической оснащенности.
При всем разнообразии задач и функций государства в части формирования инновационной экономики главной задачей в этом процессе должно являться формирование трудовых ресурсов, способных работать в этой экономике, воспринимать, генерировать, осваивать и эффективно продвигать инновации на рынок. Предлагаемую программу развития научно-технологической сферы не удастся реализовать, если мы не привлечем в науку молодежь. В срочном порядке должна быть сформирована национальная программа привлечения и закрепления в науке молодых ученых и специалистов. Необходимо срочно расширить подготовку инновационных менеджеров, способных обеспечить эффективную реализацию всего инновационного цикла коммерциализацию идей и технологий.
Формируя многосекторную экономику, государство будет избегать директивного управления, учитывать в рамках системы консультаций мнение и потребности различных общественных кругов и структур, т.е. должен установиться реальный контроль общества за формированием и реализацией государственной политики. Осуществление общегосударственного процесса принятия решений должно опираться на мнение ученых и специалистов академической, отраслевой и вузовской науки.
Федеральным и региональным органам исполнительной власти уместно предоставлять права по осуществлению и распоряжению результатами хозяйственной деятельности, направленной на получение конечных научно-технологических результатов, удовлетворение потребностей рынка, при одновременном расширении ответственности за итоги этой деятельности. Это, в частности, относится к ведению оперативного хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета.
За государством должны быть закреплены исключительные права только на результаты научно-технологической деятельности, которые оно будет доводить до промышленного применения и реализации. Прежде всего это касается научно-технической деятельности в интересах обороны и национальной безопасности. В иных случаях именно организации, разрабатывающие наукоемкую продукцию, должны обладать правами на результаты своей научно-технологической деятельности. Только таким образом мы сможем активизировать инновационную деятельность предприятий и защитить научно-технологический потенциал России.
Федеральный закон исполнительной власти, координирующий развитие научно-технологической сферы России, должен иметь полномочия на проведение обследований деятельности научных организаций, заказа исследований, выявляющих проблемы развития науки и технологий, создание консультационных органов для принятия решений. Научные работы фундаментального характера должны координироваться Российской академией наук.
Основными рычагами государственного регулирования научно-технологической сферы должны стать государственный бюджет и государственный заказ на НИОКР, наукоемкую продукцию и услуги, реализуемые в рамках государственного контракта. При этом как в первом, так и во втором случае должен предусматриваться строгий государственный контроль эффективности и целевого характера расходования средств, а также обязательное подключение структур малого бизнеса к обеспечению потребностей государства.
Описанная в общих чертах модель развития отечественной научно-технической сферы должна быть разъяснена и принята обществом, закреплена законодательным путем.
Всевозможное содействие национальной инновационной деятельности должно быть вменено в обязанность всем служащим государственных органов исполнительной власти (именно так было сделано в США в 1986 году), быть приоритетным направлением деятельности научно-инновационной комиссии при Правительстве РФ. Реализация инновационно-технологической модели потребует принятия детальной государственной программы перехода на инновационный путь развития на несколько лет с периодической коррекцией в зависимости от достигнутых результатов.
Требуется разработка национальной инновационной системы, имеющей всеобъемлющий характер и отражающей интересы всех сфер общества. Представленная модель научно-технологической сферы России направлена на коммерциализацию научно-технологического потенциала страны, создание новых продуктов, ожидаемых рынком. Она исходит из опоры на собственные кадровые, исследовательские и производственные ресурсы высокотехнологическое ядро хозяйства, позволяющее избежать имитационного развития. Опыт развития с опорой на собственные силы имеется в российской истории: лишь 40 лет потребовалось для превращения России в одну из двух научно-технических сверхдержав второй половины XX века.
МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ РОССИИ
Методы управления национальным научно-технологическим потенциалом в интересах выполнения общенациональных целей имеют особое значение. Описанная модель научно-технологической сферы России будет предусматривать создание новых и развитие показавших свою эффективность механизмов, побуждающих исследовательскую и производственную системы следовать в русле государственных приоритетов.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ
Среди них наиболее важными представляются следующие:
повышение эффективности координации действий и ответственности за принимаемые решения в сфере науки, инноваций и образования федеральных и региональных органов исполнительной власти, в том числе за счет формирования механизмов межведомственной координации в области менеджмента качества, безопасности и конкурентоспособности продукции, технологий и услуг;
периодическая корректировка приоритетов развития науки и технологий с учетом изменения социально-экономических потребностей и новых достижений науки и практики, создание механизмов консультаций различных общественных слоев для формирования направлений развития научно-технологической сферы, а также создания технологий для решения ключевых научно-технических и социально-экономических задач;
оптимизация институциональной структуры российской сферы науки и инноваций; организационно-правовое оформление государственного сектора науки;
проработка рыночных перспектив направлений и ключевых областей развития науки и технологий с участием независимых экономических центров и банков;
повышение роли государственной аккредитации научных организаций в стимулировании инновационной деятельности;
совершенствование и принятие новых правовых документов по широкому спектру проблем научно-инновационной деятельности, включая:
развитие государственной контрактной системы в области НИОКР (формирование системы федерального контрактного права) для вовлечения потенциала научно-технических организаций;
организацию инновационной деятельности и формы сотрудничества (партнерства) государственного сектора науки с деловыми и промышленными структурами в проведении исследований и разработок и коммерциализации их результатов;
коммерциализацию результатов НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета;
государственную политику в области стандартов и нормативов, в том числе экологических;
формирование механизмов обеспечения национальной научно-технологической безопасности Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики;
борьбу с преступностью в сфере высоких технологий.
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Представляется, что среди таковых главное место будут занимать:
порядок финансирования НИОКР из средств федерального бюджета и формирования государственного заказа на НИОКР; налоговое регулирование сферы науки и инноваций; оценка, учет и использование объектов интеллектуальной собственности (результатов научно-технической деятельности); бюджетное регулирование региональной научно-технологической политики;
совершенствование финансовых механизмов воздействия государства на развитие научно-технологического потенциала целевое бюджетное финансирование, использование федеральной контрактной системы для реализации государственного заказа на НИОКР на конкурсной основе, косвенные стимуляторы в виде налоговых и таможенных льгот и регулирования размеров выплат за конечные результаты и пр. (налоговые скидки и налоговое освобождение затрат на исследования и разработки);
увеличение доли затрат федерального бюджета на науку до уровня 4% ВВП при приоритетной поддержке фундаментальной науки;
улучшение материального положения ученых, в том числе посредством резкого увеличения заработной платы научным работникам;
налоговые льготы на увеличение ежегодных расходов организации на НИОКР (уменьшение налогооблагаемой прибыли на данную сумму затрат с увеличением ее в 3 4 кратном размере);
налоговый иммунитет на имущество организаций, осуществляющих НИОКР; налоговый иммунитет для государственных подрядчиков программ НИОКР; освобождение от НДС всех операций государственных научных и научно-образовательных учреждений, академических институтов по приобретению оборудования и материалов для проведения исследовательских работ, редакционно-издательских и транспортных операций и услуг связи;
льготы по подоходному налогу и пенсионным сборам применительно к выплатам научным работникам в связи с их научной и образовательной деятельностью;
амортизационные и налоговые льготы для инвестиций в научно-техническую сферу; освобождение от налога на прибыль средств, идущих на поддержку науки, включая частные пожертвования;
льготы на импорт научного оборудования.
АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В их число могут быть включены:
формирование и использование гибких организационных схем и структур реализации инновационного цикла инновационной инфраструктуры (промышленно-исследовательские консорциумы и совместные предприятия и партнерства, позволяющие концентрировать научно-технический потенциал на решении наиболее актуальных проблем, инновационно-промышленные комплексы, ассоциации, союзы и партнерства в области высоких технологий, технологические инкубаторы, технопарки, бизнес-центры, консалтинговые и маркетинговые предприятия, промышленно-технологические центры поддержки малых предприятий научно-технологической сферы, кооперативные центры малого бизнеса и пр.);
постепенная трансформация большинства прикладных институтов в научные корпорации, подобные ведущим западным научно-исследовательским корпорациям типа SRI-International, RAND, SAIC, и др.;
создание свободных экономических зон для коммерциализации технологий с концентрацией в них инновационных структур, ориентированных на привлечение иностранных инвестиций;
развитие форм поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства на федеральном и региональном уровнях (административная и законодательная; материальная; сервисная и инфраструктурная, информационная, маркетинговая и образовательная), обеспечение обязательного участия малых предприятий в государственном контракте на НИОКР;
формирование и финансирование государством (в том числе из бюджета развития и на конкурсной основе) целевых комплексных инновационных программ и проектов, включая государственные программы передачи в промышленность и коммерциализации результатов федеральных НИОКР;
расширение подготовки и переподготовки кадров в области управления инновациями и коммерциализации технологий;
совершенствование инвестиционных механизмов, включая разработку механизмов использования государственных гарантий и государственного страхования инновационных рисков и инновационных предприятий и мер стимулирования инвестиций и формирования платежеспособного спроса в научно-инновационной области, в том числе использование налоговых инструментов (налоговый кредит, налоговые каникулы) и кредитование (необходимо внести определенные изменения в банковское законодательство, позволяющие банкам формировать фонды рискового финансирования для поддержки инновационной деятельности);
расширение применения в деятельности федеральных органов исполнительной власти механизмов целевой ориентации и поиска иностранных инвестиций (таргетирования) под текущие задачи экономической и научно-технологической политики страны;
формирование системы венчурного инвестирования рисковых инновационных проектов;
предоставление преференциального режима в отношении поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых в деятельности научно-инновационных предприятий с прямыми иностранными инвестициями, и в отношении экспорта продукции этих предприятий; создание информационной сети для потенциальных инвесторов с информацией, базами данных о потенциальных инновационных проектах;
разработка механизма обеспечения исключительных прав Российской Федерации на научно-технологические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета и вовлечения результатов научно-технологической деятельности в хозяйственный оборот. Разработка механизмов учета и оценки интеллектуальной собственности, регулирование сделок с ее объектами, четкого разграничения прав на результаты интеллектуального труда между государством, научными и производственными структурами, непосредственными разработчиками, эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность;
разработка механизмов повышения заинтересованности ученых и специалистов, работающих в научно-технологической сфере, в результатах своего труда, включая процедуры выплаты лицензионных и иных вознаграждений авторам изобретений, принесших коммерческую прибыль;
оказание государственными структурами различного рода посреднических услуг негосударственным участникам инновационного процесса, включая малые предприятия;
активизация деятельности бюджетных и внебюджетных научно-технических и инновационных фондов, расширение их участия в процессах коммерциализации технологий, управления целевым финансированием НИОКР;
совершенствование механизмов международного научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества (организационные, правовые, инвестиционные, кредитно-финансовые, налоговые и другие механизмы); разработка мер, направленных на расширение и стимулирование привлечения научно-производственных фирм промышленно-развитых стран к созданию своих филиалов и совместных предприятий на территории России. Увязывание проектов международного научно-технического сотрудничества со схемами возврата задолженностей перед Российской Федерацией;
государственное содействие экспорту высоких технологий, наукоемкой продукции и услуг российскими научно-производственными предприятиями, включая гармонизацию действующей в стране системы сертификации с международными нормами и правилами подтверждения соответствия и обеспечение соответствия высокотехнологичной продукции и услуг международным стандартам;
формирование механизмов сближения науки с производством для повышения ее отдачи и повышения конкурентоспособности, включая механизмы партнерства государства и частного сектора в сфере НИОКР, смены собственности при сохранении государственного управления и пр.
Как уже отмечалось, наличие в стране мощной современной науки необходимое условие для развития и поддержания на постоянно высоком уровне инновационной способности нации, необходимое условие для обеспечения национальной безопасности России.
В основе науки лежит ее базовая часть фундаментальная наука. Она создает фундаментальные знания, интеллектуальные ресурсы общества, создает основу современных технологий, решающим образом влияет на содержание, уровень и качество образования.
Именно развитая сфера фундаментальной науки в стране является необходимым условием решения сложных современных экономических, социальных, экологических, политических и других проблем, проблем национальной безопасности, словом, тех проблем, которые по своей природе требуют, как правило, мультидисциплинарного подхода. Именно развитая сфера фундаментальной науки выполняет роль своеобразной "системы слежения" в бескрайнем поле новых знаний и позволяет выбирать нужные ориентиры в практических действиях. Наконец, фундаментальная наука составляет огромный пласт общечеловеческой культуры.
Вот почему фундаментальная наука является самостоятельным фактором силы государства и требует особого внимания и поддержки. Вот почему государство должно поддерживать определенный уровень фундаментальной науки по достаточно широкому спектру направлений, включая гуманитарные и общественные, концентрируя при этом усилия в тех ее областях, которые являются критическими с точки зрения решения проблем национальной безопасности и развития инновационной экономики. Более того, без опережающего развития фундаментальных исследований решение задач, о которых говорилось выше, невозможно.
Главным центром фундаментальной науки в стране является Российская академия наук.
Развитие РАН как важнейшего ресурса национальной экономики и ведущей и уникальной научной силы, развитие фундаментальной науки в стране, создание должной мотивации к занятию научной деятельностью и закрепление в системе науки перспективных кадров должно являться важнейшей задачей государственной политики. Государственные средства, направляемые на развитие фундаментальных и поисковых исследований в академический, вузовский и отраслевой секторы науки, должны быть признаны инвестициями в настоящее и будущее социально-экономического развития страны.
Авторы выражают благодарность В.П.Заварухину и И.А.Петровой за помощь в подготовке этой статьи.
Перепечатано из "Известий", 12 октября, московский выпуск.
|