ОН НЕ ИЩЕТ ЛЕГКИХ ДОРОГЖизнь члена-корреспондента РАН, профессора Владимира Шацкого насыщена до предела. Если сказать о ней кратко, то главными в его деятельности будут слова: "наука" и "педагогика". Одаренный исследователь, он не менее талантлив как педагог и воспитатель молодежи. Наш корреспондент попросил Владислава Станиславовича ответить на ряд вопросов. Петр Даниловцев, "НВС" О НАУКЕ
Владислав Станиславович, о вас говорят, как о человеке деятельном, масштабном, целеустремленном, достигшем больших успехов в своем творчестве и в 2000-м году ставшем членом-корреспондентом Российской академии наук. А как вы пришли в науку? Мой путь в науку достаточно стандартен. После окончания НГУ я поступил в аспирантуру к профессору В.Костюку. После окончания аспирантуры и до сегодняшнего времени работаю в Объединенном институте геологии, геофизики и минералогии, пройдя все ступени от младшего научного сотрудника до директора Геммологического центра. Геммология наука о драгоценных камнях. В нашем центре мы изучаем природные и синтетические драгоценные камни. Нас, как сотрудников академического института, в первую очередь интересуют условия образования драгоценных камней, таких как алмазы, изумруды, турмалины. Говоря о том, чем является для меня наука, могу ответить, что это образ жизни. Наукой нельзя заниматься с 8.30 утра до шести вечера, как вероятно и другой творческой профессией, поскольку наука это, прежде всего творчество. Недавно я вкратце познакомился с одной из приоритетных ваших работ, посвященной теории образования микроалмазов в природных условиях. Не могли бы вы более подробно рассказать об этой уникальной разработке и о малоизвестной истории открытия алмазов в Казахстане теме, которая интересует многих людей. Открытие алмазов в Северном Казахстане имеет давнюю историю. Первые данные об аллювиальных микроалмазах появились еще в 1968 году. Они были обнаружены при изучении титан-циркониевой россыпи сотрудниками Института минеральных ресурсов (Симферополь) Кокшаровым и Полкановым. В 1972 году появилась публикация О.М.Розена с соавторами о находке алмазов в коре выветривания эклогитов вблизи озер Кумды-Коль. В течение последующего десятилетия сотрудники Кокчетавской геологоразведочной экспедиции под руководством начальника экспедиции А.Заячковского вели поиски коренного источника алмазов. Эти поиски увенчались открытием Кумды-Кольского месторождения технических микроалмазов, за что группе геологов была присуждена Государственная премия СССР. Данный тип месторождений алмазов обнаружен впервые в мире. В качестве коренных источников алмазов были известны только кимберлиты и лампроиты. Сейчас практически всеми исследователями признается, что алмазы выносятся с больших глубин из верхней мантии Земли (120160 км). В последнее время появились данные, позволяющие предполагать, что часть алмазов выносится с еще больших глубин, отвечающих нижней мантии. В связи с этим встает вопрос как могли образоваться микроалмазы в метаморфических породах земной коры. Естественно, этот вопрос волновал исследователей с самого начала появления данных о микроалмазах в Казахстане. В то же время, появившиеся гипотезы основывались только на факте присутствия алмаза в тех или иных типах метаморфических пород, поскольку методика извлечения алмазов из метаморфических пород не позволяет определить с какими минеральными ассоциациями связан алмаз. Ситуация в какой-то степени была аналогична той, что наблюдалась после открытия кимберлитов. Многие исследователи предполагали, что алмаз кристаллизуется при низких давлениях в метастабильной области. В дальнейшем исследования минеральных включений в алмазах позволили установить, что они кристаллизовались при высоких давлениях в поле термодинамической устойчивости. Здесь уместно отметить, что приоритетные работы в этом направлении были сделаны академиком Н.В.Соболевым с сотрудниками. Исследование включений в микроалмазах из метаморфических пород, размер самых крупных из которых не превышает 300 мкм, представляет большую проблему. Единственная возможность определить алмазоносные минеральные ассоциации это петрографическое изучение алмазоносных пород. Но для этого надо определять алмазы в шлифах. Однако никому из исследователей это не удавалось сделать, хотя на первый взгляд задача достаточно тривиальна. Мне это удалось сделать впервые. Помогло то, что, начиная с дипломной работы, а затем в аспирантуре я занимался исследованием включений минералообразующей среды в минералах щелочных пород. Они имеют приблизительно такие же размеры, как и микроалмазы и работа с такого рода объектами не была для меня новой. Установление алмазов в шлифах позволило определить их минеральные парагенезисы. Совместно с академиком Н.В.Соболевым нам удалось доказать, что алмаз в метаморфических породах кристаллизовался в поле его термодинамической устойчивости при так называемом метаморфизме сверхвысоких давлений пород земной коры. Следует сказать, что само понятие "метаморфизм сверхвысоких давлений" появилось только после открытия в 1984 году в пироповых кварцитах в Альпах высокобарической полиморфной разновидности кварца коэсита. Эта полиморфная разновидность кристаллизуется при давлениях выше 25 кбар. Открытие коэсита явилось геологической сенсацией и на Геологическом конгрессе в 1985 году в Москве было упомянуто как одно из выдающихся достижений геологической науки. Доказательство того факта, что алмаз в метаморфических породах кристаллизовался в поле его термодинамической устойчивости, свидетельствует о том, что давления при метаморфизме могут превышать 40 кбар. На первых порах многими геологами это воспринималось с большим недоверием, и при защите докторской диссертации в 1990 году мне пришлось в течение нескольких часов доказывать свою правоту. Заканчивая эту тему, я хочу подчеркнуть, что детальные минералого-петрографические исследования могут иметь далеко идущие следствия для тектоники и геодинамики. Поговорим немного об участии геологии как науки в народном хозяйстве. Вас не удручает нынешнее состояние нефтегазового комплекса страны, близкое по всем признакам к критическому? И люди с тревогой спрашивают, не окажется ли сырьевая база страны завтра на мели из-за скудного финансирования в течение последних десяти лет. Как все знают, экономика нашей страны развивается главным образом за счет экспорта нефти и газа. Нефтегазовый потенциал России создавался в течение десятилетий не одним поколением наших соотечественников. На поиск и разведку нефтяных и газовых месторождений тратились миллиарды рублей, заработанные в других секторах экономики, при этом основная часть населения жила весьма скромно. И вдруг в один момент то, что без преувеличения можно сказать, было создано всем народом, оказалось в частных руках непонятно за какие заслуги. Апологеты рыночной экономики полагают, что рынок все расставит на свои места и заложит основы эффективного развития. К сожалению, это глубокое заблуждение, если не продуманная политика. О чем свидетельствуют факты? Прирост запасов нефти должен опережать прирост добычи, что дает основание наращивать последнюю. В настоящее время нефтяные и газовые компании практически не ведут поиск и разведку, поэтому и прирост разведанных запасов нефти и газа стремится к нулю... Проедается то, что было ранее создано. Перспективы, как это ни прискорбно говорить, весьма мрачные. Трудно ожидать, что нынешние олигархи займут государственную позицию, если этого не делает правительство. Раньше нефтедоллары бездарно тонули в социалистической экономике, а теперь они переводятся на счета в иностранных банках. Я считаю, что без продуманного государственного механизма, позволяющего концентрировать большие средства и ресурсы для решение конкретных задач, резко повысить нефтегазовый потенциал страны просто невозможно.
О ПЕДАГОГИКЕ Владислав Станиславович, многое наверняка уже забылось, но своих учителей и старожилов геолого-геофизического факультета НГУ вы, надеюсь, помните. Кто были этими энтузиастами? И еще: как вам удается успешно совмещать углубленные занятия большой наукой с напряженной педагогической и организаторской деятельностью на посту декана ГГФ НГУ? Что воодушевляет вас тянуть этот нелегкий воз? Почему я стал деканом ГГФ? Да потому, что это факультет, который я окончил 1971 году и безусловно мой моральный долг помочь ему в силу своих возможностей. Моими учителями были выдающиеся ученые академики В.С.Соболев, Н.Л.Добрецов, Ю.А.Косыгин, Б.С.Соколов, А.А.Трофимук, члены-корреспонденты И.В.Лучицкий, К.В.Боголепов, Ч.Б.Борукаев, профессора В.С.Вышемирский, А.М.Обут, Ю.А.Долгов. Мы со студенческой скамьи были в курсе самих последних достижений геологической науки. Создателем моей родной кафедры минералогии, петрографии и геохимии, а также первым деканом геолого-геофизического факультета был академик В.С.Соболев. Надо заметить, что при этом он еще выполнял обязанности заместителя директора Института геологии и геофизики. Академик А.А.Трофимук, несмотря на его большую административную и общественную деятельность, был заведующим кафедрой месторождений полезных ископаемых. Председатель Сибирского отделения академик Н.Л.Добрецов до недавнего времени возглавлял кафедру минералогии и петрографии. Наши учителя на деле осуществляли лозунг нет ученого без учеников. Кстати, в следующем году исполняется 40 лет нашему факультету. До этого геологов готовили на факультете естественных наук. Что в наше смутное время является, на ваш взгляд, самым сложным и трудным в сфере образования? Речь идет не только о материальных и финансовых проблемах, а больше о настроениях людей, особенно молодежи. Время сейчас для образования действительно достаточно сложное. Можно много говорить о невнимании государства к своему будущему, но от этого легче не станет. Наверное, если бы не энтузиазм наших преподавателей, за что им огромное спасибо, все бы уже развалилось. Тем не менее, нет другого выхода, как икать пути решения многочисленных проблем. Безусловно, большую помощь оказывает наш базовый институт ОИГГиМ и его директор академик Н.Л.Добрецов. Но и у самих академических институтов сложное положение. Какую-то часть денег получаем за счет платного образования и различных программ. Однако основная проблема, с моей точки зрения, это смена поколений. Время имеет неизменное свойство идти вперед и возникает вопрос, кто завтра будет учить наших студентов. С учетом того, как государство оценивает труд преподавателей, трудно привлекать молодых наставников в университет. Нас спасает только патриотизм наших выпускников, которые сейчас составляют большую часть профессорско-преподавательского состава. Помню, выпускники НГУ 6070-х котировались очень высоко и, что называется, шли нарасхват. Сам академик М.А.Лаврентьев много внимания уделял их качественной подготовке и воспитанию. Насколько продуктивно ГГФ работает сегодня и кого из "звезд" факультет подготовил за годы своего существования? Несмотря на все проблемы мы продолжаем поддерживать достаточно высокий уровень образования, свидетельством чего является востребованность наших выпускников научными и производственными организациями, а также в зарубежных фирмах. Можно по-разному относиться к тому, что "мозги утекают". Это отдельный вопрос. Что касается "звезд" могу сказать следующее. Среди выпускников нашего факультета три члена Российской академии наук, директор академического Института вычислительной математики и математической геофизики . Все заместители директоров институтов, входящих в ОИГГиМ, выпускники нашего факультета. Наши выпускники добиваются также успехов и на производстве. Главный геолог АК "АЛРОСА", алмазного монополиста, С.И.Митюхин окончил университет в 1978 году. Полученный в университетеширокий кругозор, позволяет реализовывать себя выпускникам в самых неожиданных сферах. В качестве примера новый директор Новосибирского театра оперы и балета наш выпускник, геохимик Борис Мездрич. Жизнь продолжается и было бы интересно узнать, нравятся ли вам наши внуки, поступающие на ГГФ сегодня? Скажите, вам не жалко тех, кого вы отчисляете из университета. Что касается нынешних студентов, то они являются для меня источником оптимизма и собственно главной причиной того, что я стал деканом. Среди них много действительно увлеченных наукой и способных ею заниматься. Наш долг помочь им уверенно встать на ноги. Конечно, попадаются и такие, кто поступил на факультет как бы по инерции... все учатся, и я пойду. С такими рано или поздно приходится расставаться. Процесс этот мучительный. Смею вас заверить, просто так никто не отчисляется. Последний вопрос: планирует ли руководство НГУ сделать обучение в университете полностью платным? Спрашиваю потому, что это волнует сегодня многих родителей. Что касается перехода исключительно на платное обучение, то таких планов у руководства НГУ нет и быть не может. Напротив, ректорат внимательно отслеживает, чтобы появившаяся компонента платного образования не сказалась негативно на наших абитуриентах. Количество абитуриентов принимаемых на платной основе ограниченно и среди них существует конкурс.
* * *Профессор В.Шацкий фигура для ГГФ знаковая. Выпускник факультета, воспитанник блестящей школы сибирских геологов, сегодня он делает все от него зависящее, чтобы родной факультет жил и процветал.
|