В оглавление

290 ЛЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ CИБИРИ
С.КРАШЕНИННИКОВУ

Степан Петрович Крашенинников (1711–1755) — это имя исследователи Сибири произносят с особым почтением. 31 октября исполнилось 290 лет со дня рождения этого выдающегося российского ученого-энциклопедиста, знаменитого путешественника.

Н.Томилов
профессор

Его научные занятия лежали в сферах географии, ботаники, зоологии, лингвистики, этнографии и других смежных с ними областях знаний. Главным научным трудом стала его книга "Описание земли Камчатки", вышедшая в 1756 г. (на титульном листе был указан 1755 год). С.Крашенинников успел выправить набранный к печати экземпляр своей рукописи, но увидеть саму книгу напечатанной ему так и не удалось — в конце февраля 1755 г. он скончался. А книгу сразу перевели и издали на нескольких европейских языках, тем самым обессмертив имя автора.

Вклад С.Крашенинникова в сибиреведение был высоко оценен в России и за рубежом как в XVIII в., так и в последующие века. Но хотелось бы отметить его особую роль в становлении этнографического сибиреведения.

Помню, как мне и моему ученику В.Богомолову в 1980 г. удалось встретиться и поговорить о проблемах этнографии в Сибири в целом, в том числе и о роли С.Крашенинникова с академиком Окладниковым.

— Родоначальником российской этнографии, — сказал он, — мы должны считать Крашенинникова.

— Но почему же, Алексей Павлович, — попытался я уточнить, — ведь первый этнографический труд в России вышел в 1715 году, это работа Григория Новицкого о хантах.

— Это верно, — ответил Алексей Павлович, — но Крашенинников впервые охватил в своих работах целые группы народов Сибири. Ведь он не только описал народы Камчатки. Помните о его путевых дневниках, которые он вел во время своих поездок по Сибири. Он собрал впервые о многих сибирских народах бесценные этнографические материалы.

Вторая книга С.Крашенинникова вышла спустя 210 лет в 1966 г. благодаря усилиям А.Окладникова и этнографа Н.Степанова. Называется она "С.П.Крашенинников в Сибири. Неопубликованные материалы" и включает в себя описания, рапорты и "Дорожный журнал" этого ученого. А в предисловии к этой книге А.Окладников написал: "...больше всего Крашенинникова в Сибири интересовали люди. Здесь путешественник встает перед нами в полный рост как основоположник нашей отечественной этнографической науки". Мы, современные этнографы, помним этот завет А.Окладникова и по-прежнему называем С.Крашенинникова "Нестером русской этнографии". Будучи участником Первый академической (Второй Камчатской) экспедиции 1733–1743 гг., этот ученый изучал этнографию алтайцев, эвенков, ительменов, коряков, русских и других народов, составил словари айнского, ительменского и корякского языков, собрал ценные материалы по топонимике разных регионов Сибири.

Отечественная этнография прошла за несколько веков непростой путь от накопительства фактов до серьезнейших разработок в области научной интерпретации. Так, в этнографическом сибиреведении мы выделяем следующие периоды: 1) донаучный, охватывает XVII — первую половину XIX вв. — это период накопления этнографических материалов о народах Сибири (включая отечественный Дальний Восток) в рамках истории, географии, фольклористики и некоторых других наук; 2) период становления этнографического сибиреведения; он приходится на время с середины XIX в. до 1920-х гг. и характеризуется появлением собственно сибирских этнографов и первых сибирских этнографических центров; 3) 1920–1950-е гг. — период возрастания объема научно-практического изучения народов для решения национальных проблем в советском обществе; 4) период современного этнографического сибиреведения — приходится на вторую половину ХХ — начало XXI в., начиная с 1960-х гг. и отмечен становлением новых научных направлений в этнографии народов Сибири, становлением новых этнографических научных центров в Азиатской России (владивостокский, улан-уденский, якутский, томский, новосибирский, омский и др.).

Деятельность С.Крашенинникова приходится на время, когда этнографии (по-другому: этнологии, культурной и социальной антропологии) как самостоятельной науки в мире еще не было. Но именно в XVIII в. появились в России значительные многотомные труды по этнографии народов Сибири таких ученых как академики И.Георги, И.Гмелин, Г.Миллер, П.Паллас и др. И российская наука гордится тем, что основоположником, начинателем целенаправленных этнографических исследований в России стал уроженец Москвы, потомок солдата Преображенского полка, выученник Славяно-греко-латинской академии, а затем профессор ботаники и натуральной истории Петербургской академии наук С.Крашенинников.