Новый Устав Российской академии наук принят на Общем собрании РАН
в Москве 14 ноября 2001 года
После проведения выборов руководства и нового состава Президиума
РАН участники Общего собрания перешли к рассмотрению проекта
Устава Российской академии наук, текст которого был роздан в
первый день работы собрания.
Президент РАН академик Ю.Осипов вкратце обрисовал историю с
подготовкой нового Устава РАН. С 1999 года Уставная комиссия под
председательством академика Ю.Осипьяна подготовила новую версию
Устава РАН. Она руководствовалась тем, что в России изменилось
законодательство, относящееся к научной сфере деятельности. Были
приняты: Закон о науке, новый Гражданский кодекс, Закон о
некоммерческих организациях. Устав Академии не должен им
противоречить. В стране идет активная работа по установлению
первенства Федеральных законов перед региональными, создается
законодательная вертикаль. В то же время в
аппаратно-бюрократической среде государства выявилась тенденция
размыть роль Российской академии наук , видимо, в целях возможной
приватизации имущества РАН.
Основным ядром в Уставной комиссии РАН была рабочая группа в
составе академиков Ю.Осипьяна, А.Гончара, Н.Платэ, В.Кудрявцева,
рассмотревшая многочисленные предложения институтов и членов
Общего собрания РАН. Окончательный текст проекта Устава был
обсужден на заседании Президиума РАН.
По положению, Уставная комиссия имеет право выносить проект
Устава на Общее собрание РАН с учетом замечаний, высказанных на
Президиуме. Предлагаемый проект был согласован академиком
В.Кудрявцевым в Минюсте и Правовом отделе администрации
Президента России.
Председатель Уставной комиссии РАН Ю.Осипьян прокомментировал
большую часть разделов предлагаемого проекта Устава, особо
отметив в расшифровке общих положений, что Академия существует и
работает на средства государственного бюджета, но является
самоуправляемой организацией, избирающей своих руководителей всех
уровней, а не назначаемых вышестоящей инстанцией, как это принято
в государственных организациях. Этот пример единственный в
современной России.
По ходу комментария руководителя Уставной комиссии участники
собрания задавали вопросы и высказывали некоторые соображения
относительно конкретных статей проекта Устава РАН. Не вдаваясь в
подробности, кто конкретно какие вопросы ставил, отметим основные
из них:
- Высказана необходимость создания некой ревизионной инстанции
РАН, контролирующей расходование всех средств внутри Академии.
Например, в виде Ревизионной комиссии, находящейся вне аппарата
Президиума и подотчетной лишь Общему собранию РАН.
- Ограничить срок пребывания президента РАН десятью годами и
проводить выборы только в условиях альтернативы.
- Четче продумать концепцию построения РАН, с учетом работы
секций, как это было в годы президентства академика М.В.Келдыша.
- Обсудить текст предложенного Устава в более длительные сроки в
специализированных отделениях РАН и других академических
организациях.
- В будущем следует четко определить регламент работы Уставной
комиссии в какие контрольные сроки она должна рассматривать
предложения и представлять свои решения научному сообществу.
- Отметить в Уставе наличие у институтов РАН статуса
государственного учреждения.
- Проводить выборы членов РАН в раз и навсегда определенные
сроки, например, раз в два года, а не так, как написано в
проекте не реже одного раза в три года.
- Выбирать иностранных членов РАН ежегодно, как это делается в
большинстве академий мира, а не раз в 6 лет. <...>
Выступивший вице-президент РАН академик Н.Добрецов настоятельно
рекомендовал участникам собрания принять предложенный текст
Устава в целом, без его постатейного обсуждения. Промедление с
принятием нового Устава, учитывающего все изменения в российском
законодательстве, не позволит в новом году организовать
нормальную работу в институтах Академии. Препоны на всех уровнях
парализуют работу Академии, поскольку правовые поблажки для РАН
закончатся с завершением 2001 года.
Президент РАН академик Ю.Осипов заверил участников Общего
собрания, что все замечания по новому Уставу РАН, в случае его
принятия на этом собрании, будут изучены Уставной комиссией и
доложены на майском Общем собрании. Будет проведено обсуждение
каждого предложения с постатейной корректировкой Устава
голосованием. Подавляющим большинством в ходе открытого
голосования участники Общего собрания приняли предложенный текст
Устава РАН.
От имени Уставной комиссии был предложен предварительный список
10 специализированных отделений РАН, в отличие от 18 ныне
существующих. Некая тенденция научной глобализации. Это рабочий
список, который также предстоит обсуждать на майском собрании в
2002 году, принимая новую научную структуру РАН. Руководством
Академии были даны некоторые пояснения. Вице-президенты РАН будут
выполнять определенные функции, а не курировать конкретные
научные направления. Академики-секретари отделений РАН будут
полноправными руководителями своих научных направлений. Внутри
отделений будут созданы секции, и выборы в РАН следует проводить
по секциям.
После бурных дебатов предложенный комиссией список научных
направлений был утвержден Общим собранием и принят для дальнейшей
детальной проработки на всех уровнях до следующего Общего
собрания, где он должен быть откорректирован.
Вот этот перечень.
1. Математика.
2. Физика и астрономия.
3. Информатика.
4. Химические науки и материаловедение.
5. Науки о Жизни.
6. Науки о Земле.
7. Механика, процессы управления и технические системы.
8. Энергетика.
9. Общественные науки.
10. Гуманитарные науки.
Председатель редакционной комиссии академик В.Кудрявцев зачитал
текст проекта постановления Общего собрания из 15 пунктов,
который и был принят, в целом, открытым голосованием.
Закрывая заседание, президент РАН академик Ю.Осипов отметил, что
будущие полгода будут для Российской академии наук чрезвычайно
трудными и пожелал всему составу Академии плодотворной работы.
На этом Общее собрание РАН завершило свою работу. 15 ноября
прошли заседания специализированных отделений РАН по своим
программам.
И.Глотов, "НВС"
г. Москва
|