В оглавление

СИБИРСКОЕ ЗДОРОВЬЕ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

При разработке федеральных программ не учитываются реальные нужды территорий.

Галина Киселева, "НВС"

В Иркутске состоялось заседание Координационного совета по здравоохранению в Сибирском федеральном округе, в котором приняли участие Президиум Сибирского отделения РАМН и межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение". Главной темой обсуждения стало состояние здоровья матери и ребенка в Сибирском регионе, ход реализации Концепции охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000–2004 гг.

О Сибирском здоровье всегда ходили легенды. Но сегодня они ушли в прошлое. Ученые считают, что достаточно крепкая популяция получила и получает мощный удар неблагоприятных антропогенных воздействий, ухудшающихся социально-экономических условий.

И это становится все заметнее. За последние шесть лет общая численность населения Сибири уменьшилась более чем на 300 тысяч человек. Уровень рождаемости в регионе значительно ниже необходимого для воспроизводства населения. Высок уровень детской смертности. Все больше проблем со здоровьем у женщин. По данным Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН у них идет сокращение репродуктивного периода, что усугубляет демографические проблемы региона.

Во многих районах Сибири экологическая обстановка хуже, чем в европейской части России (как установлено учеными, в одном из регионов грудное молоко кормящих женщин настолько насыщено диоксинами, что становится опасным для младенцев). Остается напряженной ситуация с ВИЧ-инфекцией. На 100 тысяч населения Сибири приходится 378 инфицированных, из них 92 — младенцы.

Как известно, в связи с возникшей угрозой национальной безопасности в области народонаселения и общественного здоровья Правительством РФ приняты Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России, Концепция демографического развития и национальный план действий по улучшению положения женщин в РФ и повышению их роли в обществе. Как реализуются эти меры в Сибири, и что нужно предпринять для изменения сложившейся ситуации?

Вот как отвечает на этот вопрос вице-президент Российской академии медицинских наук, председатель Сибирского отделения РАМН академик Валерий Труфакин.

— Мы собрали здесь такое солидное представительство руководителей медицинской науки и практической медицины, чтобы найти пути решения проблемы.

Состоялся интересный обмен мнениями, наметилось сближение позиций ученых и практиков по вопросам внедрения научных разработок, новых методов и технологий. Во-первых, это необходимость совершенствования комплекса лечебных мероприятий, во вторых — введение мощного арсенала профилактических мер. Мы детально изучаем влияние различных неблагоприятных экологических факторов и отмечаем, что наблюдается накопление генетического груза популяции, он все больше, из поколения в поколение, проявляет себя, и это требует особого внимания.

— Данный факт характерен именно для Сибири?

— Для многих территорий. Но особенность Сибири в том, что здесь население на 80 процентов сосредоточено в городах, которые действительно загрязнены. И если взять перечень городов, которые отнесены к наиболее неблагоприятным в экологическом плане зонам России, то процентов 70 их находится в Сибири — Братск, Ангарск, Шелехов, сам Иркутск, Красноярск и т.д.

Важны, например, профилактические меры, связанные с медицинской генетикой. Достижения генетиков сегодня позволяют прогнозировать здоровье будущего ребенка, и эти возможности нужно использовать более активно.

В конечном итоге речь идет о том, чтобы все наработки ученых активно использовались в медицинской практике. Поднимался на заседании и вопрос о том, что необходимо дополнить федеральную программу "Репродуктивное здоровье матери и здоровье ребенка" материалами, которые мы здесь обсудили.

— Будет ли формироваться программа, конкретно ориентированная на Сибирь?

— Уже существуют детские федеральные программы — для детей-сирот, детей Севера, детей-инвалидов и т.д. Они все социальной направленности. Есть федеральная целевая программа по охране материнства и детства. Она в этом году заканчивается и формируется новая. Речь как раз идет о том, чтобы в рамках этих программ были отражены нужды сибиряков. В Иркутске мы собрались главным образом потому, что здесь очень плодотворно работают ученые-медики, и их положительный опыт нужно распространять и на другие регионы. Одним из первых в России, почти 20 лет назад, в Иркутске начал действовать перинатальный центр — научно-лечебное учреждение, где принимают роды с тяжелейшими патологиями. Известны успехи Института педиатрии и репродукции человека ВСНЦ СО РАМН, который является куратором по охране материнства и детства в Восточной Сибири. Кстати, директор этого института, директор центра медицинской экологии, член-корреспондент РАМН Любовь Колесникова сделала на заседании обстоятельный доклад по проблемам здоровья женщин и детей. Она еще раз обратила внимание на неблагополучную экологию региона, отметила явную несправедливость в распределении средств на медицину:

— Жизненный уровень в Сибири и в центре России разный, а средства, что отводятся из федерального бюджета на обеспечение здравоохранения, одинаковые. На лекарства, на питание нормативы одни и те же, хотя в Сибири все дороже и потребности в сбалансированном питании другие. Это ни коим образом не учитывается в федеральных программах, которые создаются на деньги налогоплательщиков. Львиная их доля возвращается на территории до Урала. И в разработке программ участвуют институты, которые находятся поближе к Москве. А коли они разработчики, потом с ними заключают договора, и они неплохо финансируются. Наши научно-исследовательские институты по линии федеральных программ почти не получают денег. Создается некий замкнутый круг: нас не привлекают в качестве разработчиков, а когда программы начинают действовать, естественно, не финансируют.

— И как, на ваш взгляд, можно изменить положение?

— Очень просто — включать сибиряков в коллективы, формирующие программы. Богатый материал по разным аспектам здоровья у нас накоплен. Координационный совет сибирского федерального округа должен стать инструментом, который будет влиять на изменение ситуации.