В оглавление

ДИРЕКТОР И ЕГО КОМАНДА

13 декабря академику Р.Сагдееву, директору Международного томографического центра СО РАН, лауреату Ленинской и Государственной премий исполнилось 60 лет.

Людмила Юдина, "НВС"

Согласно примете, тринадцатое число — несчастливое. Говорят, тому, кто рождается в этот день, удача в жизни редко сопутствует.

На самом деле число тут совсем ни при чем — все дело в характере (не помешает, конечно, и чуточку везенья). Яркое тому подтверждение — Ренад Зиннурович Сагдеев, которому на судьбу грех жаловаться — замечательный ученый, принадлежащий к числу выдающихся специалистов в области химической физики, талантливый организатор. Благодаря его стараниям создано уникальное по статусу и задачам научно-исследовательское учреждение физико-химического профиля, с собственной медицинской лабораторией.

В преддверии торжественной церемонии празднования юбилея поговорить с Ренадом Зиннуровичем не удалось, его не было в Академгородке. Но свое мнение о директоре захотели высказать его коллеги и друзья (тем более, что от официального чествования юбиляр отказался). Приведу только некоторые из признаний. На вопросы корреспондента отвечают: заместители директора МТЦ доктор химических наук Виктор Овчаренко и кандидат химических наук Виктор Вижин, ведущий научный сотрудник, кандидат химических наук Игорь Коптюг, начальник отдела кадров Галина Губаненкова, главный бухгалтер Раиса Логунова и заведующий лабораторией медицинской диагностики, доктор медицинских наук Андрей Летягин.

— Попытайтесь нарисовать портрет своего директора. Какие главные черты определяют его характер?

Виктор Овчаренко: — Талантливый, яркий, энергичный. Работаю рядом вот уже 30 лет, и не перестаю удивляться свойствам его разносторонней натуры. Во-первых, Ренада Зиннуровича отличает колоссальная скорость мышления, и к этому надо привыкнуть, чтобы быть его достойным собеседником. Помню, однажды академик Ю.Молин сказал о Сагдееве — "легкий талант".

Кажется, у Ренада Зиннуровича все получается с ходу. В науке его не смущают необычные вещи. Ведь как бывает? Когда исследователь обнаруживает нечто новое, непонятное, он, как правило, на какое-то время словно замирает. Надо поразмыслить, подумать, почитать литературу, придти к определенным выводам. Посмотреть — нет ли аналогий, были ли уже описаны подобные эффекты. А если были, сопоставить со своими результатами, чтобы увидеть, что же удалось открыть нового.

У Ренада Зиннуровича на все это уходит минимум времени. За тридцать лет не припомню, чтобы он когда-нибудь ошибся в своих предположениях и выводах.

Виктор Вижин: — Что Р.Сагдеев — человек, необычайно одаренный, говорит и тот факт, что к своим шестидесяти годам он достиг вершин во многих областях. Опубликовал более 400 научных трудов, в том числе 5 крупных монографий.

Виктор Овчаренко: — Ученого Сагдеева знает весь мир. Можно привести не один пример, когда впервые замеченные им явления стали основой целого научного направления. В научной школе Р.Сагдеева развита спектроскопия ядерного магнитного резонанса сложных парамагнитных систем, разработаны фундаментальные основы исследования многоспиновых систем, выполнен уникальный комплекс исследований, в результате которых обнаружен эффект влияния электронных и ядерных спинов на протекание радикальных химических реакций. Р.Сагдеевым в соавторстве открыты два новых физико-химических явления. Им создан целый ряд принципиально новых физических методов изучения элементарного механизма химических реакций в области химической поляризации ядер и изотопселективных фотохимических реакций.

В общем, о том многом, что сделано Ренадом Зиннуровичем в науке — самим, с коллегами и учениками, можно говорить очень долго. Наш директор — натура творческая, и даже сейчас, когда обременен множеством забот и обязанностей, выдает оригинальные идеи.

— По-моему, чуть ли не главным своим делом он считает создание томографического центра?

Виктор Овчаренко: — О, это его любимое детище! Надо было иметь большую смелость, чтобы в труднейший для страны экономический период создать необычное подразделение, в задачи которого, наряду с проведением фундаментальных работ в области ЯМР-томографии и магнитных явлений в химии, входит диагностическое обследование населения Сибирского региона.

Игорь Коптюг: — Ренад Зиннурович — человек, который умеет добиваться поставленных целей, независимо от складывающихся обстоятельств. И все годы, благодаря его усилиям, в Центре поддерживается высокий уровень — во всех направлениях. Здесь прекрасные условия для работы. Не каждая зарубежная лаборатория может похвалиться таким, как у нас, оборудованием, уровнем подготовки специалистов. Конечно, к созданию МТЦ многие приложили руку, но без Ренада Зиннуровича Центра, возможно, и не было бы. Или было бы нечто совсем иное.

Раиса Логунова: — Это уж точно, что МТЦ вытянул наш директор! Взвалить на свои плечи тяжелейшую стройку, да еще в непростое время! Сейчас стало забываться, как нам приходилось выкручиваться, выходить из почти неразрешимых ситуаций (я, как бухгалтер, была на Центре с первого дня). А сколько раз вызывали Ренада Зиннуровича на ковер, сколько палок в колеса ставили! Очень помогал ему Президиум Сибирского отделения, Валентин Афанасьевич Коптюг. Но главное — энергия Ренада Зиннуровича, его непреклонное правило — доводить начатое до конца.

— Он человек неожиданных решений, или вы всегда знаете, как он поступит?

Виктор Овчаренко: — Очень часто мы сталкиваемся с тем, что директор принимает нестандартные, неожиданные решения. Они не совпадают с нашими предложениями. Мы в таких случаях думаем, что директор ошибается. (Все может быть — он же не господь Бог!). Но Ренад Зиннурович — стратег. И мудр при этом. В результате в большинстве случаев оказывается, что именно он прав.

— Часто директору приходится отсутствовать. Не влияет ли данный факт на работу коллектива, его творческий потенциал?

Виктор Вижин: — Не влияет. Каждый из нас прекрасно знает свои обязанности и сроки, когда надо завершить то или иное дело. Мы — команда! Кроме того, и в отсутствие Ренад Зиннурович держит с Центром постоянную связь.

Виктор Овчаренко: — Ренад Зиннурович создавал коллектив современного типа, пусть не очень большую, но дружную команду. Таким коллективом легко управлять. Тем более, что директор знает каждого сотрудника, его возможности и с учетом этого формулирует задачи. Нам всем, конечно, хотелось бы, чтобы директор всегда был здесь — с ним удобно, комфортно, он мгновенно принимает решения. Но понимаем — это невозможно. У него много обязанностей. Тем не менее, он всегда детально знает все, что происходит в институте.

Андрей Летягин: — Поскольку Томоцентр — его детище, то все здесь пропитано настроением Ренада Зиннуровича, его духом. В институте особая аура. Посмотрите, как здесь чисто, красиво, как смотрятся интерьеры. Сотрудники все это очень ценят. И никто не злоупотребляет недостатком директорского контроля. Конечно, есть коллективы, которые воспринимают отсутствие начальства, как повод для расслабления. Мы не такие! А приезд Ренада Зиннуровича — всегда праздник, его ждут с нетерпением, к приезду готовятся.

— Сложились ли в коллективе традиции, которые поддерживаются директором?

Виктор Овчаренко: — Да он сам инициатор многих начинаний! Как-то давно предложил: "Давайте проведем новогодний вечер, как костюмированный бал!" (И какой был бал!) И поныне Новый год всегда встречаем вместе и очень весело. Каждый месяц отмечаем дни рождения — День Стрельца, День Козерога, Водолея и так далее.... На вечерах наш директор — самый веселый и общительный, он замечательно поет, больше всех танцует.

Игорь Коптюг: — Ренад Зиннурович — человек, который умеет азартно работать и столь же азартно отдыхать.

Галина Губаненкова: — Он очень заботится об общем климате в коллективе. Для него важно, чтобы каждый чувствовал себя комфортно. Я в центре всего два года, но честно скажу, не думала, что бывают такие руководители. Директор болеет за свой коллектив, прекрасно выстраивает отношения с подчиненными, создает все необходимые условия. Потому и сотрудники стараются быть на уровне.

— С ним можно пооткровенничать, рассказать о своих бедах?

Галина Губаненкова: — Можно. И выслушает, отложив свои дела, и поймет, и обязательно поможет. Но мы стараемся не злоупотреблять его добрым отношением, тем более, видим, какой он занятой человек.

Раиса Логунова: — Ренад Зиннурович очень любит детей. Перед Новым годом обязательно позаботится, чтобы все получили прекрасные подарки.

— Вы рисуете портрет почти нереального человека! Наверное, преувеличиваете его достоинства, как и положено по случаю юбилея? Интересно, а может ваш директор быть жестким, требовательным? Как с дисциплиной в Томоцентре?

Виктор Вижин: — И жестким может быть, и требовательным. Но все-таки одни из главных его качеств — доброта и порядочность. Он не по случаю и изредка добренький, он чуткий и отзывчивый. Всегда.

Раиса Логунова: — А дисциплина в Центре на самом высоком уровне. Мы приходим на работу вовремя, и на рабочем месте не позволяем себе расслабляться.

Андрей Летягин: — Я бы добавил к уже названным чертам характера нашего директора следующие: он человек большого обаяния, широкий такой, с размахом. Абсолютно не мелочный. И не был бы он академиком, лауреатом, директором — все равно бы оставался таким. Это особая порода людей. Таков мой учитель академик Юрий Иванович Бородин. Они одного калибра. У них на все хватает души и времени. И энергия необычайная. Знаете, у Ренада Зиннуровича даже походка особая. Как бы он ни устал, какие бы заботы не одолевали, директор всегда словно летит. И безусловно — он большой оптимист, наш Ренад Зиннурович!

Раиса Логунова: — Далеко не в каждом случае директор и главный бухгалтер организации работают без разногласий. А я не припомню случая, чтобы мы не сошлись во мнениях. Директор понимающе относится ко всем нашим проблемам, понимает, в чем суть бухгалтерского учета. Он вообще человек знающий, о какой бы области ни шла речь. И ему до всего есть дело. Вот сейчас они с Алексеем Витальевичем Подоплеловым, его заместителем, задумали сделать пристройку к Центру, чтобы поставить еще один томограф — желающих пройти обследование очень много. Конечно, проблем предстоит решить множество! Хочется надеяться, что и здесь у Ренада Зиннуровича все получится!

Галина Губаненкова: — Конечно, в первую очередь благодаря нашему директору у МТЦ такая прекрасная репутация. Куда бы ты ни пришел, тебя уже любят за то, что ты из Томографического центра. По крайней мере, мне так кажется...

— Какие качества хотелось бы позаимствовать у юбиляра?

Виктор Овчаренко: — Думаю, выражу мнение всех, если скажу, что каждый из нас хотел бы быть таким незаурядным человеком — талантливым, деловым, проницательным, инициативным. Так же, как он, уметь ладить с людьми, не бояться брать ответственность на свои плечи, принимать удар на себя. Так же, как он, любить людей.

* * *

Мне показалось, что сотрудники Томографического центра испытывали истинное удовольствие, рассказывая о своим директоре. Я не воспроизвела и половины восторженных оценок, побоялась, как бы не получилось перебора. Наверняка в день неофициального празднования своего юбилея Ренад Зиннурович услышал много-много слов признательности, был согрет любовью коллег и друзей.