В оглавление

СИБИРЬ НА ПЕРЕКРЕСТЬЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

В конце октября 2001 г. в новосибирском Академгородке состоялась межрегиональная научно-практическая конференция по религиоведческой проблематике, организованная при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) Новосибирским государственным университетом, Институтом археологии и этнографии СО РАН, Институтом истории СО РАН и Комитетом по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациями администрации Новосибирской области.

Конференция была посвящена памяти ушедшего из жизни в прошлом году известного ученого и педагога, специалиста по библеистике, профессора НГУ Михаила Иосифовича РИЖСКОГО (1911–2000), а ее проведение приурочено к 90-летию со дня его рождения. М.Рижский, закончивший накануне войны исторический факультет Московского университета, воевал в инженерно-строительных войсках, а после демобилизации учился в аспирантуре в Москве, преподавал латинский язык. В 1950-е гг. он работал в Читинском пединституте. С 1962 г. по приглашению руководства НГУ он переехал в Новосибирск, где до конца жизни работал в университете на кафедре истории (затем всеобщей истории) гуманитарного факультета. Здесь он преподавал историю древнего мира, латинский язык, вел спецкурсы и спецсеминары по истории религии и библеистике, руководил дипломниками и аспирантами по проблемам библеистики, истории христианства, истории мировых религий. В научном плане он полностью сосредоточился на библейской проблематике. Свободное владение древними (древнееврейский, латинский, греческий) и современными западными (английский, немецкий, французский) языками позволяло ему работать как с оригинальным библейским текстом, так и с его переводами на классические и современные языки, а также с основными трудами современных западных исследователей Библии. Итогом этой работы явился его основной вклад в научную библеистику — реконструкция библейского текста и научно комментированный перевод на русский язык ряда книг Библии: "Книга Иова (из истории библейского текста)" (Новосибирск, 1991), "Книга Экклезиаст. В поисках смысла жизни" (Новосибирск, 1995). В последние годы своей жизни он работал над переводом "Книги Даниила". Подготовить ее к печати и издать — дело чести его учеников и почитателей. Им также создан единственный научный труд по судьбам Библии в России — "История переводов Библии в России" (Новосибирск, 1978).

Много занимался Михаил Иосифович популяризацией научных знаний в области истории мировых религий и библейской проблематики. С лекциями на эти темы он выступал в самых различных аудиториях. Незаурядный талант лектора-популяризатора, широкая и глубокая эрудиция в сфере научных интересов всегда высоко оценивались благодарной аудиторией. Цикл его научно-популярных статей по библеистике был опубликован им в нескольких номерах журнала "Наука и религия" (1985 г.). Им написаны также научно-популярные монографии: "Библейские пророки и библейские пророчества" (М., 1987), "Библейские вольнодумцы" (М., 1992). Первая из них тогда же получила премию на конкурсе научно-популярных работ Всесоюзного общества "Знание".

Открывая конференцию, академик А.Деревянко подробно остановился на той части биографии М.Рижского, которая была связана с его педагогической и популяризаторской деятельностью. На протяжении нескольких десятилетий студенты гуманитарного факультета видели в нем воплощение лучших черт Педагога и Человека (доброта, открытость в сочетании с требовательностью). Выступившие с воспоминаниями о М.Рижском профессора НГУ И.Молетотов, В.Соскин, Л.Лисс, В.Фофанов, а также доктор исторических наук В.Ларичев приводили много примеров того, сколь не простой была деятельность ученого, посвятившего свою жизнь религиоведению, в частности, библеистике. Ряд подготовленных им работ увидели свет много позднее, в конце 1980-х — 1990-е гг.

Научная часть пленарного заседания была представлена докладами акад. Н.Покровского "Степенная книга царского родословия (1560-е гг.) — первый последовательный курс отечественной истории" о проблемах создания в середине XVI в. знаменитой Степенной книги царского родословия, о ее протографе и наиболее ранних списках; и чл.-корр. РАН Е.Ромодановской "Евангелие и жанр притчи в древнерусской литературе" о жанровом своеобразии притчи, эволюции в древнерусской литературе этого евангельского по происхождению жанра и его влиянию на древнерусскую повесть.

В рамках конференции, в которой приняло участие около 100 ученых, преподавателей, аспирантов и студентов из университетов и научно-исследовательских учреждений Урала, Сибири и Дальнего Востока, работало 5 секций: "Проблемы истории православия на востоке России" (сопредседатели акад. Н.Покровский, д.и.н. Н.Зольникова); "Конфессиональные начала в этнических культурах народов Сибири" (сопредседатели д.и.н. Ю.Худяков, д.и.н. Н.Алексеев); "Культурные аспекты религиозных конфессий" (сопредседатели д.и.н. В.Соскин, к.и.н. А.Демидчик); "Религиозно-философские традиции Востока" (сопредседатели к.ф.н. В.Ожогин, к.и.н. С.Комиссаров); "Памятники письменности: традиции и новации" (председатель к.и.н. В.Алексеев).

Конференция показала, что учеными (археологами, этнографами, историками, социологами, философами, филологами Востока России исследуется широкий спектр религиоведческой проблематики в области мировых религий и традиционных верований народов Сибири, а также межконфессиональных отношений. В связи с той существенной ролью, которую в современном обществе играют религиозное сознание и межконфессиональные отношения, очень важным и полезным оказалось участие в работе конференции практических работников и представителей управленческих структур, координирующих связи с религиозными организациями (Новосибирск, Республика Саха (Якутия).

Доклады исследователей-историков на секции "Проблемы истории православия на востоке России" были посвящены двум крупным темам: истории старообрядчества и официальной православной церкви. По истории староверия выступили докладчики А.Шашков, Н.Гурьянова, А.Мальцев, И.Починская, Н.Зольникова, Н.Матханова, С.Бураева, Н.Чернышова, Е.Туманик, А.Элерт, Н.Мухортовой. Доклады С.Петрова, В.Жижкова, Л.Сосковец завершили тему государства и церкви, осветив историю самого кризисного периода в их отношениях, разгром дореволюционных основ института православной церкви, механизмы ее идеологического подчинения вплоть до массового физического уничтожения ее служителей и части поддерживавшего их населения в ХХ в.

Основная направленность филологических докладов была обусловлена исследованием способов функционирования библейских традиций в древнерусской и старообрядческой письменности. Цикл докладов — В.Ромодановской, Л.Журовой, С.Кудрявцевой, Л.Соболевой, О.Журавель — был связан с различными проблемами библеистики в русской средневековой культуре.

На гуманитарном факультете НГУ существует давняя традиция подготовки специалистов в междисциплинарной области историко-филологических наук. С этой целью организовано учебно-практическое и научное изучение памятников письменности прошлых эпох. Этому была посвящена работа секции "Памятники письменности: традиции и новации", где обсуждались современные литературно-исторические и лингвотекстологические методы изучения памятников письменности средневековой Руси и эпохи перехода к новому времени.

Совместный доклад проф. Е.Дергачевой-Скоп и доц. В.Алексеева был посвящен рассмотрению общинных библиотек крестьянских старообрядческих миров Сибири XVII — начала ХХ в. в контексте их роли в сохранении традиционной средневековой духовной культуры.

Доклад доц. О.Фокиной касался важнейшей в современном литературоведении проблемы западного влияния в русской демократической литературе XVII в. Доклады И.Якшина (Евангелие Учительное в русской рукописной традиции), А.Юдина (Герасим Ворбозовский — автор грамматического сочинения XVI в. "Надписание о азбуце"), Е.Москаленской (Семинарский сборник XVIII в. Тобольского архива с латинскими и греческими текстами), Е.Ягольницер ("Книга, глаголемая Рай" в русской книжности XVI–XVII вв.) ставили проблемы изучения отдельных значительных произведений Древней Руси.

На секции "Конфессиональные начала в этнических культурах Сибири" обсуждались актуальные проблемы реконструкции религиозно-мифологических представлений и обрядовой практики древнего и средневекового населения Северной Азии по археологическим источникам и данным этнографии. Доклады участников секционного заседания содержали важную информацию об археологических памятниках и находках, имеющих непосредственное отношение к отправлению культов в древности и средневековье, или характеризующих распространение религиозной символики в изобразительном, монументальном и декоративно-прикладном искусстве. Дискуссия по этим проблемам наглядно продемонстрировала перспективность дальнейшей разработки вопросов религиоведения по данным вещественных археологических источников.

На секции обсуждались и вопросы современного положения различных религиозных конфессий среди разных этнических групп населения Западной, Южной и Восточной Сибири. Рассматривались некоторые вопросы межнациональных отношений и контактов разных конфессий, взаимодействие представителей государства и местных властей с религиозными общинами, соотношение традиционных верований с прозелитарными вероучениями.

В работе секции "Религиозно-философские традиции Востока" были представлены доклады и сообщения, посвященные различным периодам (с древности до современности) и странам (Индии, Китаю, Тибету, Японии, Корее, Турции, Узбекистану, исламскому миру в целом): "Мифологический субстрат традиционных религий Китая" — О.Шойдина; "Ведические элементы в традиционном мировоззрении хакасов" — А.Котожеков; "Стратагемы в традиционных китайских религиозно-философских учениях" — Т.Завьялова; "Элементы традиционной религиозной системы Китая в структуре памятника "Сань цзы цзин" — А.Мазур. Столь широкий охват позволил подчеркнуть ту большую роль, которую играет религиозный фактор в организации жизни восточных обществ.

Особенности становления восточных религий, их отличие от западных учений (в рамках известной кантовской формулировки) проследил на индийском материале В.Ожогин, в докладе "Сотериологический смысл брахманистской социально-этической доктрины "чатур варна ашрама варга". В качестве одной из специфических черт выделялась особая роль наставника (в стендовом докладе Г.Фахретдиновой "Институт наставничества в чань"), идейно-политического лидера общины (в стендовом докладе М.Волобуевой "Генезис и эволюция института лидерства в исламе"). Последнее исследование приобретает особую актуальность в связи с попытками США бороться со зловещим ростом авторитета во всемирной исламской общине (умме) Усамы бен-Ладена.

Исламский блок был представлен еще двумя докладами и одним стендовым сообщением. В.Акулинин в докладе "В.С.Соловьев и ислам" показал, что великий русский философ уделял большое внимание "учению Магомета", в котором он видел единство теоретического и практического начал, и отсюда — особую энергичность, противопоставляя ее разобщению и отчуждению в других религиозных системах (как Запада, так и Востока). В развитии этой мысли следует добавить, что искомая цельность на практике нередко скидывается тоталитарностью. Это качество может послужить одной из идейных основ для роста фундаментализма. В докладе А.Дундича "Традиционный ислам и религиозно-политический экстремизм в постсоветском Узбекистане" показано, что основное направление мусульманской религии противостоит (идейно и организационно) усилению радикализма, которое обусловлено, как правило, внесистемными факторами. Задача властей — использовать этот немалый потенциал исламского main-stream'а в целях стабилизации жизни общества. То, что поставленная задача отнюдь не проста, показано в стендовом сообщении К.Романченко "Роль ислама в политике современной Турции". Большая часть истории этой страны в XX в. прошла под знаком борьбы секуляризма и фундаментализма в политической и культурной сферах. И если в годы правления великого Ататюрка данная дилемма, казалось, была окончательно решена в пользу лаицизма, то современная ситуация отнюдь не столь однозначна.

Необходимо специально подчеркнуть, что из четырех докладов по исламу три было представлено учеными из Барнаула, что является свидетельством формирования там нового исламоведческого центра — на базе лаборатории "Россия и Восток" при Барнаульском государственном педагогическом университете, которой руководит В.Бойко.

В некоторых выступлениях исследовалась проблема адаптации новых верований, равно как и факторов, ее определяющих. Так, в докладе С.Комиссарова "Тибетские пещерные монастыри" был показан сложный кружной путь данного типа культовых сооружений (из Индии — через Бактрию и Бамиан — в оазисы Восточного Туркестана — и оттуда, по разным маршрутам, в Китай и Тибет). Именно тибетские варианты "печорской лавры" получили наибольшее распространение. Некоторые из них, возникнув еще в XI в., продолжали активно действовать вплоть до XV–XVI вв. (а на территории соседнего тибетоязычного Ладака — и до наших дней), поскольку удачно вписались как в экологическую, так и в социально-политическую обстановку страны. В то же время, попытки распространения христианства на Японские острова (представленные в сообщении И.Аникеевой "Первые христианские миссионеры в Японии"), несмотря на активность его проповедников во главе с Ф.Ксавье, так и не смогли преодолеть идеологические и социокультурные барьеры.

На заключительном заседании были подведены итоги работы секций и конференции в целом. В принятой резолюции отмечалась необходимость проведения в Новосибирске регулярных встреч ученых, исследующих религиоведческую проблематику с позиций различных отраслей научного знания, с периодичностью раз в два–три года. Наряду с этим высказывалось и предложение о проведении специализированных конференций по проблемам отдельных религий и традиционных верований народов Сибири в различных городах региона, где есть сложившиеся религиоведческие центры.

Учитывая, что религиоведческая проблематика представлена в различных учебных курсах общего и профессионального образования, высказано предложение об организации и проведении школ-семинаров для преподавателей этих курсов силами ученых-религиоведов научных и вузовских центров Сибири. По итогам работы конференции подготовлены материалы в виде отдельного сборника.

Обзор подготовил Сергей Красильников,
доктор исторических наук,
Институт истории СО РАН.