В оглавление

УДОСТОЕНЫ ПРЕМИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

Премия Президента Российской Федерации в области образования присуждена коллективу ученых и преподавателей из новосибирского Академгородка: А.Никитину, д.ф.-м.н., профессору, члену-корреспонденту РАО, проректору-директору СУНЦ НГУ, А.Марковичеву, к.ф.-м.н., профессору, А.Мальцеву, к.ф.-м.н., В.Войтишеку, Ю.Михееву, доцентам СУНЦ НГУ; Т.Зеленяку, д.ф.-м.н., профессору, зав.лабораторией Института математики; В.Белоносову, д.ф.-м.н., профессору, в.н.с., Д.Смирнову, д.ф.-м.н., профессору, г.н.с. (Институт математики) — за создание цикла трудов "Новые направления во взаимодействии средней и высшей школы в математическом образовании (инновационные разработки)" для учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.

В течение семи лет этим творческим коллективом написано 15 учебников для школьников и пособий для учителей. Пока по этим учебникам математики работают отдельные учителя в Нижневартовске, Якутске, Хантымансийске, Солнечногорске, Москве, в Волгоградской области. В Новосибирске, насколько известно, учебники используются в качестве дополнительного материала. Некоторые школьники самостоятельно занимаются по ним. Тиражи учебников небольшие, издаются они на средства грантов, спонсорские, авторские. Сейчас учебники математики пятого, восьмого, девятого и учебник геометрии рекомендованы Министерством образования РФ для общеобразовательных школ.

Работе над учебниками предшествовал анализ российских, советских и зарубежных учебников по математике для школ и вузов за последние 35 лет и полтора года обсуждений, позволившие выявить несоответствия, несостыковки в изложении школьного курса математики с точки зрения специалистов высшей школы и математиков-профессионалов. В результате были сформулированы основные подходы и требования к концепции и содержанию многоуровневого математического образования в средней школе, которыми и руководствовались авторы учебников.

Накануне Нового года наш корреспондент В.САДЫКОВА побывала в СУНЦ НГУ (ФМШ) — к сожалению, всех "именинников" не удалось застать, но трое из авторского коллектива — А.МАРКОВИЧЕВ, А.НИКИТИН, Ю.МИХЕЕВ немного рассказали о идее создания учебников по математике.

— Одна из основных особенностей нашего подхода к написанию учебника, — рассказывает Александр Марковичев, — это три уровня изложения материала. Первый уровень — начальный — дает минимальную математическую культуру, знания, необходимые каждому независимо от его дальнейшей трудовой деятельности. Второй — технологический, рассчитан на тех, кто собирается учиться в технических или экономических вузах. Он предполагает овладение навыками вычислений, рассуждений, умением находить применение знаниям в практической деятельности. Третий уровень — специализированный, для школьников, которые имеют склонность и интерес к математике и свою дальнейшую жизнь связывают с профессиональной деятельностью в этой области. На этом уровне даются углубленные знания по математике, нестандартные задачи, сложные рассуждения. Достоинства этой многоуровневой системы в том, что школьники могут учиться на том уровне, на котором им позволяют способности и интерес. Это во-первых. Во-вторых, в последнее время резко сократилось количество научно-популярной литературы, а до глубинки она просто не доходит. Мы это учли, в наших учебниках много дополнительных, занимательных, вызывающих интерес к математике материалов.

Старались учесть мы и психологические особенности детей. Часто у школьников отбивается интерес к математике потому, что изложение носит абстрактный характер, который является непосильным для восприятия. Наши учебники рассчитаны на детей не только с логическим, вербальным типом мышления, но и с образным ассоциативным. Материалы, изложенные доступно и интересно, способны заинтересовать любого ребенка.

Мы ставили еще одну цель при написании учебников — уйти от традиционного деления курса на арифметику, алгебру, геометрию, основы анализа, у нас курс единый, позволяющий учащимся овладевать системой математических понятий, знаний, навыков и умений.

— Мы постарались дать единые общематематические базовые понятия, которые используются во всех этих науках, постепенно усложняя их. В существующих учебниках, — вступает в разговор Александр Никитин, — на наш взгляд, существовало многократное переучивание: на очередном этапе учителя говорят детям — забудьте все, чему вас учили. Мы постарались в своих учебниках не отрицать предыдущие знания, а дополнять и расширять их.

— Вся наша работа основывалась на многолетнем опыте преподавания в школе и в вузе, — говорит Юрий Михеев. — Например, один из авторов, профессор Д.Смирнов, имеет педагогический опыт более пятидесяти лет. Профессор Т.Зеленяк, доцент В.Войтишек — более 30 лет. Самый молодой из нашего коллектива — А.Мальцев, преподает уже 25 лет. Для участия в этой работе Александр Александрович приглашал многих математиков, но по разной причине многие отошли от дела, и в конечном итоге сложился коллектив, который семь лет вплотную занимался написанием учебников.

Например, что касается геометрии, кажется, нам удалось реализовать то, что систематический курс геометрии стал нормальной составляющей единого курса математики с 5 по 11 класс. Для этого материал был распределен таким образом, что арифметические и алгебраические главы чередуются с геометрическими и, начиная с 5 класса, ученики приобретают навыки, которые способствуют лучшему восприятию геометрии. Существует мнение, что все доказательства относятся к геометрии. Мы с самого начала приучаем к мысли, что это не так — часть доказательств относится к алгебраической части, а в геометрии используются более занимательные задачи.

— Очень важно, — замечает Александр Никитин, — что мы пытаемся объяснить школьнику с самого начала, что в алгебре тоже надо что-то доказывать, что утверждения должны обосновываться, а в геометрии наоборот — уменьшили доказательную часть. На начальном этапе обучения, в 5–6 классах, у нас гораздо больше наглядности и меньше жестких требований доказательства. Часть доказательств мы действительно обосновываем и учим умению рассуждать логично. Сначала мы даем возможность набрать некоторый опыт, а потом учим детей делать выводы. В обучение геометрии в младших классах мы используем координатный метод на примере клетчатой бумаги. Мы начинаем с "морского боя" — это те же координаты. Получается, что тетрадь в клетку — одна из основ преподавания математики.

Одновременно с учебниками для школьников мы написали пособия для учителей. Мы рассчитываем, что наши учебники позволят учителю даже средних учеников выводить на более высокий уровень. При желании школьник может и самостоятельно освоить материал. Разобраться в нем смогут и родители. Знакомый математик, почитав наш учебник, сказал, что он наконец-то нашел нормальный учебник для внука.

Мы думали, конечно, и о методических приемах, но только в том контексте, как эти приемы использовать, чтобы они не испортили изложение, саму математическую идею. Мы все преподавали в НГУ, в других вузах и хотим, чтобы в высшую школу приходили абитуриенты с соответствующим уровнем подготовки по математике. Когда в 1996 году, в рамках предвыборной кампании Президента, к нам приезжала Наина Иосифовна Ельцина, мы подарили ей экземпляр учебника для 5-го класса, он у нас уже был тогда готов. Она спросила: "А что будет, если все будут учиться по вашим учебникам?" Мы ответили: "Другие будут избиратели, думающие". Ей это очень понравилось. Действительно, наша конечная цель — научить детей не только конкретным знаниям, а научить думать, логично и последовательно рассуждать.