УДОСТОЕНЫ ПРЕМИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИПремия Президента Российской Федерации в области образования присуждена коллективу ученых и преподавателей из новосибирского Академгородка: А.Никитину, д.ф.-м.н., профессору, члену-корреспонденту РАО, проректору-директору СУНЦ НГУ, А.Марковичеву, к.ф.-м.н., профессору, А.Мальцеву, к.ф.-м.н., В.Войтишеку, Ю.Михееву, доцентам СУНЦ НГУ; Т.Зеленяку, д.ф.-м.н., профессору, зав.лабораторией Института математики; В.Белоносову, д.ф.-м.н., профессору, в.н.с., Д.Смирнову, д.ф.-м.н., профессору, г.н.с. (Институт математики) за создание цикла трудов "Новые направления во взаимодействии средней и высшей школы в математическом образовании (инновационные разработки)" для учебных заведений среднего и высшего профессионального образования.
В течение семи лет этим творческим коллективом написано 15 учебников для школьников и пособий для учителей. Пока по этим учебникам математики работают отдельные учителя в Нижневартовске, Якутске, Хантымансийске, Солнечногорске, Москве, в Волгоградской области. В Новосибирске, насколько известно, учебники используются в качестве дополнительного материала. Некоторые школьники самостоятельно занимаются по ним. Тиражи учебников небольшие, издаются они на средства грантов, спонсорские, авторские. Сейчас учебники математики пятого, восьмого, девятого и учебник геометрии рекомендованы Министерством образования РФ для общеобразовательных школ. Работе над учебниками предшествовал анализ российских, советских и зарубежных учебников по математике для школ и вузов за последние 35 лет и полтора года обсуждений, позволившие выявить несоответствия, несостыковки в изложении школьного курса математики с точки зрения специалистов высшей школы и математиков-профессионалов. В результате были сформулированы основные подходы и требования к концепции и содержанию многоуровневого математического образования в средней школе, которыми и руководствовались авторы учебников. Накануне Нового года наш корреспондент В.САДЫКОВА побывала в СУНЦ НГУ (ФМШ) к сожалению, всех "именинников" не удалось застать, но трое из авторского коллектива А.МАРКОВИЧЕВ, А.НИКИТИН, Ю.МИХЕЕВ немного рассказали о идее создания учебников по математике. Одна из основных особенностей нашего подхода к написанию учебника, рассказывает Александр Марковичев, это три уровня изложения материала. Первый уровень начальный дает минимальную математическую культуру, знания, необходимые каждому независимо от его дальнейшей трудовой деятельности. Второй технологический, рассчитан на тех, кто собирается учиться в технических или экономических вузах. Он предполагает овладение навыками вычислений, рассуждений, умением находить применение знаниям в практической деятельности. Третий уровень специализированный, для школьников, которые имеют склонность и интерес к математике и свою дальнейшую жизнь связывают с профессиональной деятельностью в этой области. На этом уровне даются углубленные знания по математике, нестандартные задачи, сложные рассуждения. Достоинства этой многоуровневой системы в том, что школьники могут учиться на том уровне, на котором им позволяют способности и интерес. Это во-первых. Во-вторых, в последнее время резко сократилось количество научно-популярной литературы, а до глубинки она просто не доходит. Мы это учли, в наших учебниках много дополнительных, занимательных, вызывающих интерес к математике материалов. Старались учесть мы и психологические особенности детей. Часто у школьников отбивается интерес к математике потому, что изложение носит абстрактный характер, который является непосильным для восприятия. Наши учебники рассчитаны на детей не только с логическим, вербальным типом мышления, но и с образным ассоциативным. Материалы, изложенные доступно и интересно, способны заинтересовать любого ребенка. Мы ставили еще одну цель при написании учебников уйти от традиционного деления курса на арифметику, алгебру, геометрию, основы анализа, у нас курс единый, позволяющий учащимся овладевать системой математических понятий, знаний, навыков и умений. Мы постарались дать единые общематематические базовые понятия, которые используются во всех этих науках, постепенно усложняя их. В существующих учебниках, вступает в разговор Александр Никитин, на наш взгляд, существовало многократное переучивание: на очередном этапе учителя говорят детям забудьте все, чему вас учили. Мы постарались в своих учебниках не отрицать предыдущие знания, а дополнять и расширять их. Вся наша работа основывалась на многолетнем опыте преподавания в школе и в вузе, говорит Юрий Михеев. Например, один из авторов, профессор Д.Смирнов, имеет педагогический опыт более пятидесяти лет. Профессор Т.Зеленяк, доцент В.Войтишек более 30 лет. Самый молодой из нашего коллектива А.Мальцев, преподает уже 25 лет. Для участия в этой работе Александр Александрович приглашал многих математиков, но по разной причине многие отошли от дела, и в конечном итоге сложился коллектив, который семь лет вплотную занимался написанием учебников. Например, что касается геометрии, кажется, нам удалось реализовать то, что систематический курс геометрии стал нормальной составляющей единого курса математики с 5 по 11 класс. Для этого материал был распределен таким образом, что арифметические и алгебраические главы чередуются с геометрическими и, начиная с 5 класса, ученики приобретают навыки, которые способствуют лучшему восприятию геометрии. Существует мнение, что все доказательства относятся к геометрии. Мы с самого начала приучаем к мысли, что это не так часть доказательств относится к алгебраической части, а в геометрии используются более занимательные задачи. Очень важно, замечает Александр Никитин, что мы пытаемся объяснить школьнику с самого начала, что в алгебре тоже надо что-то доказывать, что утверждения должны обосновываться, а в геометрии наоборот уменьшили доказательную часть. На начальном этапе обучения, в 56 классах, у нас гораздо больше наглядности и меньше жестких требований доказательства. Часть доказательств мы действительно обосновываем и учим умению рассуждать логично. Сначала мы даем возможность набрать некоторый опыт, а потом учим детей делать выводы. В обучение геометрии в младших классах мы используем координатный метод на примере клетчатой бумаги. Мы начинаем с "морского боя" это те же координаты. Получается, что тетрадь в клетку одна из основ преподавания математики. Одновременно с учебниками для школьников мы написали пособия для учителей. Мы рассчитываем, что наши учебники позволят учителю даже средних учеников выводить на более высокий уровень. При желании школьник может и самостоятельно освоить материал. Разобраться в нем смогут и родители. Знакомый математик, почитав наш учебник, сказал, что он наконец-то нашел нормальный учебник для внука. Мы думали, конечно, и о методических приемах, но только в том контексте, как эти приемы использовать, чтобы они не испортили изложение, саму математическую идею. Мы все преподавали в НГУ, в других вузах и хотим, чтобы в высшую школу приходили абитуриенты с соответствующим уровнем подготовки по математике. Когда в 1996 году, в рамках предвыборной кампании Президента, к нам приезжала Наина Иосифовна Ельцина, мы подарили ей экземпляр учебника для 5-го класса, он у нас уже был тогда готов. Она спросила: "А что будет, если все будут учиться по вашим учебникам?" Мы ответили: "Другие будут избиратели, думающие". Ей это очень понравилось. Действительно, наша конечная цель научить детей не только конкретным знаниям, а научить думать, логично и последовательно рассуждать. |