В оглавление

ТЯЖКИЙ ПУТЬ
"СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИБИРИ"

Наталья Алексеева
"НВС"

К истории вопроса

Собственно, стратегией развития Сибири ученые СО РАН занимались практически всегда. Для уточнения позиций и выработки рекомендаций правительству периодически созывались Всесоюзные научно-практические конференции по развитию производительных сил Сибири. Но в период системного кризиса в нашей стране эта работа если и не приостановилась, то "ушла вглубь".

По истечении десятилетия реформ работа сибирских ученых по этим проблемам вновь была востребована. По поручению Президента В.Путина учеными СО РАН при участии Центра стратегических исследований "Сибирь" была разработана "Стратегия развития Сибири". О ходе ее продвижения уже рассказывалось в № 46 и № 50 НВС за 2001 год.

Если кратко, то "Стратегия" после передачи ее в правительство была сильно выхолощена в Минэкономразвития РФ. После вмешательства Полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе Л. Драчевского состоялся выезд "грефовских" экспертов в Новосибирск, часть разногласий удалось снять. Но основное — по перераспределению в пользу Сибири части природной ренты от добычи и продажи полезных ископаемых — осталось. "Стратегия" отправилась в Москву "по второму кругу".

Переговоры в Томске

В конце января в Томск в составе большой правительственной делегации (для обсуждения планов по подготовке 400-летия Томска) прибыл вице-премьер, министр финансов А.Кудрин — куратор Сибирской программы. Там состоялись его переговоры с Полномочным представителем Президента в СФО Л.Драчевским по поводу разногласий относительно ряда положений "Стратегии". По сообщениям прессы, Кудрин решительно отказался пересмотреть пропорции раздела ренты, по которым сейчас федеральному центру достается 80 процентов, а регионам — 20. Вице-премьер напомнил, что эти 80 процентов используются на финансирование общероссийской инфраструктуры и, следовательно, часть средств возвращается в Сибирь. Что касается финансирования глобальных общесибирских проектов, здесь А.Кудрин порекомендовал обратить внимание на нефтяные компании, которые сейчас скрывают значительную часть доходов в оффшорных зонах ("На Сибирь деньги велели искать в оффошоре", ЧС № 6). Никакие протоколы по результатам этой встречи не подписывались.

На встрече с прессой Драчевский подтвердил, что вопрос о природной ренте остается одним из спорных моментов, но добавил, что пути подхода к проблеме "нащупали". Председатель Сибирского отделения РАН Н.Добрецов назвал обсуждение неконструктивным, так как "позиции сторон остались прежними" ("Алексея Кудрина Сибирью не испугаешь", К 29.01; "Ведомство Грефа не любит Сибирь", НГ 6.02).

Президент поддержал сибиряков

В начале февраля Президент В.Путин в беседе с Л.Драчевским одобрил вариант "Стратегии развития Сибири", подготовленный сибирскими учеными. Об этом полпред сообщил журналистам, и добрая весть прокатилась по всем сибирским газетам.

Полпред отметил, что основная причина разногласий, возникших в ходе подготовки "Стратегии", заключается в разнице базовых подходов к судьбе сибирских регионов. Правительство РФ считает, что все территории должны находиться в одинаковых налоговых и тарифных условиях, и, если развитие промышленности в регионе экономически невыгодно, то "вымывание" населения вполне оправдано. Именно так и обстоит сейчас дело в Сибири, где в последние годы стало на полтора миллиона жителей меньше.

Сибирские разработчики "Стратегии" придерживались при подготовке документа принципиально иного взгляда. По их мнению, Сибирь находится в менее благоприятных условиях по сравнению с европейской частью и югом России как с точки зрения географического положения (транспортная удаленность), так и с точки зрения климатических условий (повышенные энергозатраты, продолжительный отопительный сезон и т.д.). Для того, чтобы выровнять конкурентные позиции, сибирские регионы должны получить определенные преференции. В первую очередь — за счет железнодорожных тарифов, которые должны нивелировать географическую удаленность от западной и восточной границ, и дополнительных доходов от освоения природных ресурсов.

Речь идет не о том, чтобы оставить доходы там, где они получены. Просто необходимо эти дополнительные средства направить на развитие обозначенных в "Стратегии" приоритетных направлений: лесного и лесопромышленного комплекса, высоких технологий, машиностроения, использующего потенциал оборонно-промышленного комплекса. Перераспределение доходов может идти через бюджет, через федеральные, региональные или межрегиональные программы. А в результате произойдет улучшение делового климата Сибири, создание привлекательных рабочих мест и, в конечном счете, начнется прирост населения, обусловленный экономическими факторами. "Президент высказался категорически за второй вариант, поддержал нас в этом и сказал, что мы действуем правильно", — отметил Драчевский ("Президент признал правоту сибиряков", К 6.02; "Климатическую "ренту" нельзя перераспределить", СС 7.02; "Микроразногласия на макроуровне", И 8.02; "Стратегию развития Сибири" поддержали президенты и ФПГ" (КС 8.02).

Снова затормозили

14 февраля рассмотрение "Стратегии развития Сибири" на заседании правительства не состоялось. Его снял с повестки дня Г.Греф с формулировкой: "Вопрос недостаточно проработан". В прессе ситуация описывается так:

"Разногласия с главными проводниками экономической политики президента сам полпред президента называет "расхождениями в философских подходах", но возникает ощущение, что в коллизии вокруг "Стратегии" становится больше политики, чем экономики. Станет ли Владимир Путин лично вмешиваться в конфликт своего полпреда со своим правительством, будет ли использовать эту ситуацию как-то иначе или же просто попросит Драчевского дальше эту тему не педалировать?" ("Стратегический долгосрок", НИ 22.02).

Энергетическая стратегия Сибири

Известно, что иногда неподдающуюся сложную проблему удается решить "по частям".

Ученые СО РАН приступили к разработке другого документа — "Энергетической стратегии Сибири" (ЭСС). Первое заседание рабочей группы состоялось в Новосибирске под председательством первого заместителя полпреда И. Простякова. (Решение о создании ЭСС было принято еще 17 ноября 2001 года на совместном заседании Совета Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" и поддержано Министерством энергетики). В состав группы входят сотрудники аппарата сибирского полпреда, ученые СО РАН — директор Института геологии нефти и газа академик А.Конторович, директор Института экономики и организации промышленного производства академик В. Кулешов и другие, а также представители Минэнерго.

Несмотря на существование общероссийской энергетической стратегии, Конторович считает, что Сибири нужна собственная программа, которая должна скорректировать российскую и адаптировать ее к местным условиям. Основной задачей при создании энергетической стратегии Сибири, по мнению Конторовича, должна стать оптимизация топливно-энергетического баланса каждого региона Сибирского федерального округа. Кроме того, в рамках энергетической стратегии предполагается определить механизмы, которые будут стимулировать энергосбережение, а также меры, которые позволят улучшить экологическую обстановку в сибирских регионах.

В планы рабочей группы входит разработка региональной тарифной политики в отношении энергоносителей. При этом Конторович не исключает, что придется вмешиваться в межкорпоративные тарифные отношения: "Жадность сгубила фраера, когда некоторые угольные компании, не договорившись друг с другом, вздули цены на уголь и его перестали покупать. Если нет корпоративного взаимоконтроля, то компании будут подставлять друг друга, а в итоге будет страдать вся страна".

Если ранее ученые СО РАН, работая над "Стратегией развития Сибири", не касались темы финансирования, то теперь, как считает А.Конторович, институты не могут работать бесплатно. С ним согласен и В.Кулешов, который говорит, что "альтруизм — не самый лучший принцип". Впрочем, часть финансирования СО РАН готово взять на себя — разработчикам стратегии планируется выделить 1 млн рублей. Недостающую часть денег И.Простяков пообещал поискать у олигархов. Возможно, что инвестором выступит фонд "Центр стратегических разработок "Сибирь", который учрежден крупными финансово-промышленными группами для финансирования таких программ. Впрочем, В.Кулешов сомневается в том, что ФПГ согласятся — "свои проблемы в энергетике они решают сами" ("Сибирским ученым надоело быть альтруистами", КС 15.02; "Какой быть Энергетической стратегии Сибири", НВС № 8).

20 февраля в Министерстве энергетики РФ прошло заседание комиссии по разработке Энергетической стратегии Сибири.

В нем приняли участие представители аппарата полпредства Президента РФ в Сибирском федеральном округе, Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС), сибирской академической науки и около двух десятков крупнейших компаний, работающих в сфере топливно-энергетического комплекса ("Сибирская стратегия предусматривает реформирование РАО "ЕЭС России", ВН 21.02).

Как сообщил И.Простяков, идея разработки Энергетической стратегии Сибири получила поддержку в Минэнерго РФ и у представителей крупнейших компаний, работающих в сфере ТЭК. Планируется, что в окончательном виде документ будет принят в сентябре 2002 года. Перспективы развития сибирских территорий будут обрисованы с учетом реформирования естественных монополий и в первую очередь — РАО "ЕЭС России" (из пресс-релиза Окружного информационного центра "Сибирь", 21.02).

Подготовлено по материалам российской прессы за январь-февраль 2002 года.

Сокращения: ВН — "Вечерний Новосибирск"; И — "Известия"; К — "Коммерсант"; КС — "Континент Сибирь", НВС "Наука в Сибири"; НГ — "Независимая газета"; НИ — "Новые известия"; СС — "Советская Сибирь"; ЧС — "Честное слово".

Фотографии из книги
"Человек и Север"
и Р.Ахмерова.