Об "Основах политики России в области развития науки и технологий на период до 2010 года"
Материалы выступления академика Н.Добрецова на совместном
заседании Совета Сибирского федерального округа и Совета
межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение",
г.Новосибирск, 5 марта 2002 года.
Россия стоит перед выбором — продолжать либерально-рыночную
политику, где по мысли ее сторонников "рынок все рассудит" или
переходить к активной инновационной политике с большой ролью
государственного регулирования. Сегодня, как справедливо
отмечается в "Основах...", для России характерна
"невосприимчивость отечественного производства к
нововведениям", низкая конкурентоспособность отечественной
продукции, недостаточный уровень развития инновационного
потенциала и инвестиционной активности, высокая материалоемкость
и энергоемкость продукции", а также преобладание сырьевой
направленности экспорта, зависимость России от импорта;
агрессивная политика иностранных компаний по завоевыванию
отечественных рынков сбыта".
В "Основах" фактически провозглашается переход на новую
инновационную политику. "Развитие науки и технологий относится к
числу высших национальных приоритетов РФ, предусматривая
необходимость перехода от экспортно-сырьевого к
инвестиционно-активному (инновационному) пути развития,
динамичное развитие структурно-технологической модернизации и
институциональных преобразований в экономике страны в направлении
взаимной интеграции ее гражданского и военного
научно-технического секторов".
Поэтому важнейшей рекомендацией нашего Совета должна быть
поддержка перехода от экспортно-сырьевого к инновационному пути
развития на основе государственного регулирования.
Текст "Основ" подготовлен рабочими группами Совета безопасности и
Госсовета и неоднократно дорабатывался и улучшался. Мы имеем
несколько вариантов документа. В соответствии с рекомендациями
нашей рабочей группы, сформированной аппаратом Полпреда под
руководством чл.-к. В.Фомина, за основу принят вариант Совбеза от
12.02.02 как заметно улучшенный и ассимилировавший первые два
варианта.
Напомню принципиальные положения последнего — пятого варианта
проекта "Основ" и дам некоторые комментарии и замечания.
Первые три раздела (I. Общие положения; II. Государственные
интересы; III. Цели и задачи политики) являются вступительными,
они содержат ряд общих положений о переходе к инновационной
политике, которые процитированы. В III разделе формулировку задач
государственной политики, по мнению рабочей группы, следует
уточнить и конкретизировать ближе к тексту проекта постановления.
IV раздел содержит характеристику девяти основных направлений
политики в области развития науки и технологий. Выделю три из
них. Первое — госрегулирование развития науки и технологий.
Здесь названы 24 задачи, многие из них даны в общих
формулировках. Можно выделить важнейшие из них — стимулирование
научно-технической и инновационной деятельности в субъектах
Федерации, учет федеральных и региональных интересов, проведение
инвентаризации научно-технологического потенциала, усиление роли
головных организаций и генконструкторов.
Второе — развитие фундаментальной науки и важнейших прикладных
исследований. Принципиальным является положение о том, что
государство признает социально-экономическую значимость
фундаментальной науки как базы прогресса общества, развития
экономики, независимости и обороны страны и — надо добавить —
основу качественного высшего образования. Важнейшими задачами
признаются прогнозные исследования и те направления
фундаментальных исследований, по которым РФ сохраняет лидирующее
положение в мире и где возможны технологические прорывы и
формирование новейших технологических укладов, а также повышение
наряду с естественными науками роли социальных и гуманитарных
исследований.
Следующее направление — формирование национальной инновационной
системы — могло бы стать важнейшей частью документа. Но, к
сожалению, здесь повторены общие, известные положения о создании
благоприятной экономической и правовой среды (включая
установление четких правил взаимодействия между разными уровнями
власти, льготную налоговую, амортизационную, кредитную,
таможенную и финансовую политику, охрану и эффективное
использование результатов и интеллектуальной собственности,
развития системы венчурного инвестирования), а также построение
инновационной инфраструктуры (ИТЦ, технопарков,
бизнес-инкубаторов, малых и средних инновационных предприятий,
сети консалтинговых услуг и системы информационной поддержки).
Предлагается записать в решение, что по этому вопросу необходимо
принять развернутое постановление правительства с уточнением
механизмов реализации, включая новые и дополнительные
законодательные акты.
Другие направления: совершенствование государственного управления
в сфере науки и технологий, эффективное использование
результатов, интеграция науки и образования, развитие
международной НТС и сохранение и развитие кадрового потенциала,
совершенствование нормативно-правовой базы — содержат много
общих, недостаточно конкретизированных предложений и ряд спорных
моментов, поэтому здесь необходимо тщательное редактирование.
Но в последнем варианте "Основ..." выделен специальный раздел
"Основные меры государственного стимулирования научной и
инновационной деятельности", где имеется много новых конкретных
предложений.
В области финансов — доведение к 2010 г. доли затрат на науку
гражданского назначения до 4% расходной части бюджета (в
соответствии с Законом о науке); концентрация ресурсов на
важнейших проектах, целевое выделение средств, в том числе на
возвратной основе, стимулирование деятельности благотворительных
фондов, внебюджетных инновационных фондов, кредитных учреждений и
иных инвесторов.
В кадровой политике — увеличение размера доплат за ученую
степень, установление должностных окладов без ограничения,
целевое финансирование поддержки молодежи до 3% объема бюджетных
средств, увеличение строительства жилья для молодых ученых,
доплаты к пенсиям кандидатов и докторов наук за счет внебюджетных
средств.
В области оптимизации структуры и развития
материально-технической базы науки — инвентаризация (аттестация)
научных организаций на базе международных стандартов качества и
реструктуризация по ее итогам госсектора науки; реформирование
академической науки при сохранении ее ядра и оптимизации
количества институтов и численности сотрудников; реорганизация
системы ГНЦ; реализация излишнего имущества и недостроя для
укрепления материально-технической базы науки; увеличение
целевого финансирования развития приборной базы науки до 5%
объема бюджетных средств; сокращение сроков амортизации научного
оборудования; освобождение от налога на имущество уникальных
установок, а также оборудования и основных средств, приобретенных
для выполнения госзаказа на время его действия; снижение
таможенных пошлин на ввозимое специальное научное оборудование и
другие меры.
В этом и других разделах не достаточно учтена вузовская наука и
интеграция науки и вузов. Одним из принципиальных шагов могло бы
быть создание академических университетов, в частности передача
НГУ в СО РАН. Есть уникальный положительный опыт такой
интеграции — МФТИ, НГУ, Санкт-Петербургского физтеха — и эту линию надо
усиливать. По результатам аттестации может быть реализована также
взаимная передача части институтов.
В области эффективного использования результатов НИР —
регулирование учета, инвентаризации, амортизации и
налогообложения объектов интеллектуальной собственности,
проведение их стоимостной оценки; обеспечение баланса интересов
всех субъектов правоотношений интеллектуальной собственности, в
том числе поддержка авторов изобретений и творческих коллективов
(что очень важно!); механизм обмена технологиями военной и
гражданской сфер.
В области международного сотрудничества — увеличение средств на
выполнение международных обязательств; формирование механизмов
привлечения зарубежных инвестиций в сферу МНТС, в частности
создания сети венчурных фондов; создание координационных советов
по МНТС на федеральном и региональном уровне.
В этом разделе не использован положительный опыт СО РАН по
развитию международных исследовательских центров (Синхротронного
излучения в ИЯФ, BICER на Байкале и др.).
В целом проект "Основ..." надо поддержать, с учетом тех
замечаний, которые предложила наша рабочая группа и которые здесь
частично прозвучали. В частности, недостаточно отражено в проекте
региональное направление научно-технической политики, роль науки
высшей школы и программы "Интеграция" не только для поддержки
науки в вузах, но и для повышения качества высшего образования,
оперативной подготовки и переподготовки новых специальностей.
Недостаточно сформулированы меры в отношении предприятий,
выпускающих наукоемкую продукцию, и их стимулирование.
Приоритеты до 2010 г. сформулированы слишком широко (из 9 надо
выбрать 4-5) и пересматривать их раз в восемь лет (а не через
четыре года). С учетом этого должен быть пересмотрен и список
критических технологий, где кроме того есть разные по значимости
технологии, пересечение и т.д.
Особой поддержки заслуживают "Конкретные меры и достигаемые
рубежи" новой политики, сформулированные в разделе VI "Основные
механизмы и этапы реализации" и в Проекте решения.
Реализация "Основ" в период до 2010 г. обеспечит повышение:
— уровня инновационной активности предприятий — с 11 до 15%;
— доли инновационной продукции — с 4,8 до 10% (в 2 раза!);
— доли затрат на технологические инновации — с 1,5 до 2,5%;
— доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции — с 0,27 до
2% (в 8 раз!);
— доли внутренних затрат на НИР в ВВП — с 1,2 до 2,6% (в 2,2
раза);
— доли расходной части бюджета на НИР гражданского назначения —
до 4% и военного назначения до 3% (в сумме 7%!);
— сохранение или небольшое увеличение доли фундаментальных
исследований в НИР гражданского назначения — с 47 до 50%;
— снижение среднего возраста оборудования — с 11 до 8 лет.
Правда, эти цифры содержатся лишь в 5 варианте "Основ" и лишь
частично — в том варианте, который роздан членам Совета.
Для достижения этих уровней в проекте решения предлагается:
— Правительству сформулировать механизмы отбора и порядок
целевого финансирования нескольких (6-8) крупнейших проектов,
обеспечить с 2003 г. нарастающие объемы финансирования на науку,
в том числе фундаментальную;
— подготовить Указ Президента "О науке и государственной
научно-технической политике", представить Президенту
предложения о привлечении инвесторов, особых условиях оплаты
труда и пенсии ведущим ученым, и другие.
Ряд поручений адресован Минпромнауке, Совету по науке и
технологиям при Президенте РФ, полпредам, в том числе одно из
них — организовать работу на региональном уровне.
Важнейшие для Сибири проекты:
а) Новые технологии прогноза, добычи и глубокой переработки
нефти, газа, угля (ИГНГ, ИК и другие);
б) Выпуск приборов и оборудования для технического перевооружения
ТЭК "СибВПКнефтегаз", "Силовая электроника" и др.;
в) Производство импортозамещающих лекарств, медоборудования
диагностикумов на базе новых биотехнологий и генной инженерии;
г) Информационные технологии и "СОФТ" (программа "Электронная
Сибирь" как часть программы "Электронная Россия");
д) Лазерные, электронно-лучевые и химические технологии для
производства новых материалов.
Возможно правительством будут отобраны и предложены и другие проекты,
но думаю, что крупных сибирских проектов может быть два-три.
|