В оглавление

ФИЗИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ —
ДЛЯ НАУКИ И ЖИЗНИ

Физический факультет Новосибирского госуниверситета является одним из ведущих центров России по подготовке физиков высшей квалификации по широкому спектру специальностей.

Эта подготовка осуществляется на выпускающих кафедрах, работающих по следующим направлениям: физика элементарных частиц, физика полупроводников, физика ускорителей, физика плазмы, химическая и биологическая физика, биомедицинская физика, аэрофизика и газовая динамика, физика сплошных сред, физика неравновесных процессов, радиофизика, квантовая оптика, квантовая электроника, физика низких температур, автоматизация физико-технических исследований, физико-техническая информатика.

Преподавание на физфаке, как правило, ведут активно работающие в науке ученые, из которых около трехсот имеют научные степени и звания, а около ста — степень доктора наук или звание профессора. На факультете работают шесть академиков и четверо членов-корреспондентов Российской академии наук.

На физическом факультете принята двухуровневая система образования: по окончании 4-го курса присваивается квалификация "бакалавр-физик", пройдя дополнительную двухлетнюю специализацию на одной из выпускающих кафедр, которые базируются в исследовательских институтах СО РАН, студенты защищают диссертации с присвоением степени "магистр физики". Дальнейшая подготовка высококвалифицированных физиков проходит в аспирантуре с последующей защитой кандидатской диссертации. И затем, еще через 10-15 лет работы, исследователь может стать доктором наук.

Деканы физического факультета разных лет: профессор В.Фадин, член-корреспондент С.Раутиан, член-корреспондент Н.Диканский (в настоящее время ректор НГУ), профессор А.Аржанников (действующий декан ФФ) и академик Л.Барков.

Сегодня физики различных рангов: студент, преподаватель, декан отвечают на вопросы корреспондента "НВС": почему они пошли в науку, почему выбрали физический факультет и чем отличаются физики от математиков, химиков и других людей?

Иван Карипанов, студент первого курса физфака:

— Человек, который пошел учиться на физфак, независимо от того, будет ли он в дальнейшем заниматься наукой или нет, сможет решать разные задачи, поставленные жизнью. Я хочу специализироваться на кафедре автоматизации, чтобы получить хорошие знания не только по информатике, но и по физике, математике и войти в жизнь хорошо подготовленным специалистом.

Физфак празднует свое 40-летие

Валерий Мальцев, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой биомедицинской физики, выпускник физфака:

— Когда я учился в школе, в ФМШ (я сам из Якутии), мои успехи были связаны в основном с математикой (3-е место во Всесибирской олимпиаде), но я пошел на физфак. Помню свои ощущения, что я должен быть ближе к практике, к самому предмету исследования. Конечно, биология еще ближе к жизни, чем физика, и сейчас я занимаюсь биологией, но со стороны физики. Специалисты, закончившие физфак и пришедшие в биологию, востребованы на сто процентов. А насколько популярна сейчас биология, говорить излишне. Мы перестали создавать ракетные системы, больше стали заниматься разработками лекарственных препаратов. А без физиков там не обойтись, любая диагностика основывается на физических явлениях, знания о которых и способы их использования даются на физфаке.

И... учится

Руководствуясь этими тенденциями, мы организовали на физфаке кафедру биологической и медицинской физики, чтобы молодые люди, выбравшие этот факультет, могли иметь еще больше возможностей для реализации. В Сибирском отделении существует довольна сильная школа биофизиков. Студентам, специализирующимся в этой области, читаются курсы лекций, подготовленные выпускниками физфака, работающими в смежных областях: микробиология для физиков, лекции по диагностике, связанной с рентгенологией, по ЯМР-томографии, по биохимии и иммунологии и др. Выпускники кафедры работают в научных физических, биологических, медицинских институтах, на предприятиях, выпускающих диагностическую технику.

Михаил Шадрин, старший преподаватель кафедры автоматизации физико-технических исследований, научный сотрудник Института автоматики и сотрудник компании "Софтлаб", выпускник физфака:

— Наша кафедра — одна из старейших в НГУ, она прародительница популярного сейчас направления "компьютерсайнс", хотя, сохраняя традицию, мы по-прежнему называемся кафедрой автоматизации. Для физиков программирование, компьютер — это инструмент. Когда-то мы пользовались логарифмической линейкой, потом калькулятором, сейчас — компьютером, может быть лет через пять появится еще что-нибудь. Не суть важно, главное, чтобы человек, который владеет этим современным "острым топором", знал, что он "рубит" — избушку или дворец. Так вот, тому, что "рубить" и учат на физфаке.

Физфак — уникальный факультет, дающий математические знания не хуже, чем у математиков, физическое образование — лучше не бывает и прекрасное образование по информатике.

Наши выпускники востребованы не только российской наукой. Когда ситуация в стране была совсем плохая, половина студентов, получив диплом, сразу уезжали на запад и прекрасно устраивались. Они и там составляют интеллектуальную элиту. Сейчас, когда физики востребованы здесь, выпускников уезжает уже значительно меньше.

Константин Лотов, кандидат физико-математических наук, председатель Совета молодых ученых ИЯФ, выпускник физфака:

— Недавно у нас в ИЯФ был День открытых дверей, и мы с друзьями собрались и попытались прежде чем говорить со школьниками, осознать для себя, почему мы пошли на физфак, почему мы занимаемся наукой, и пришли к выводу, что плюсов-то выбора такого пути оказывается довольно много. В первую очередь, это интересная работа, приятно работать не на удовлетворение потребностей собственного туловища, а на прогресс человечества. Конечно, не каждый из нас совершит великое открытие, но мы добываем знания для человечества. Кроме того, наука дает каждому конкретному человеку возможность неограниченного профессионального роста. Это приятно, когда "потолка" над тобой нет. Хорошо, когда для занятия наукой созданы все условия. Не во всех науках в стране сохранилась хорошая школа, не во всяком институте платят достаточно, чтобы молодой человек мог обеспечить свои жизненные потребности. Где-то работать и интересно, но результаты могут оценить только сидящие с тобой в одной комнате. В ядерной физике занимаются самыми современными разработками на самом современном оборудовании на мировом уровне.

Андрей Аржанников, профессор, сотрудник ИЯФ, декан, выпускник физфака:

— Одно из преимуществ физического образования состоит в том, что оно позволяет формулировать и решать задачи в любых областях человеческой деятельности — анализировать ситуацию, выделять главное в явлении и перекладывать это на язык математики. Физики могут работать и в биологии, и в химии, в финансовой, управленческой, социальной сфере. На физфаке дают методологию получения знания, здесь и формулы, и окружающий мир. Сейчас с компьютерами все знакомы, и, я надеюсь, приводимая мной аналогия будет понята. Главным образом, мы совершенствуем процессор и рабочие программы в голове студента-физика, а не занимаемся заполнением жесткого диска всякой информацией. На факультете учат не аккумулировать готовые знания, а вырабатывать методологию получения знаний, формулировать задачи и их приложения к конкретным явлениям. Голова — это не склад, где лежит много нужного и ненужного, а производственный участок, на котором нарабатывается полезная продукция на основе имеющихся материалов и технологического процесса.

Физика интересна в своем разнообразии. Каждый может найти себя в ней. Я, например, — выпускник кафедры физики плазмы, а работаю на стыке физики плазмы, физики ускорителей и радиофизики. Вообще говоря, до середины истекшего столетия плазменная наука была весьма слаба, и толчок ее развитию был дан после испытания термоядерной бомбы, когда было решено энергию термоядерного горения обратить на пользу человечеству — сделать термоядерный реактор. Это послужило толчком для развития науки, изучающей вещество в совершенно необычном ионизованном состоянии. К настоящему времени плазменная наука сумела создать такие мощные пучки частиц и лазерного излучения, которые сжимают и нагревают вещество до состояния, характерного для внутренних областей звезд! В то же время кто-то из моих коллег занимается плазменными технологиями, применимыми в промышленности, а кто-то разрабатывает плазменные двигатели для космоса.

Физфак гордится своими выпускниками, которые возглавляют целый ряд научных школ, известными учеными, руководителями институтов, такими, например, как академик С.Багаев (ИЛФ), академик Р.Сагдеев (МТЦ), член-корр. А.Асеев (ИФП), член-корр. С.Алексеенко (ИТФ), академик В.Захаров (Институт теоретической физики в Черноголовке), академик А.Галеев (Институт космических исследований в Москве), член-корр. Н.Диканский (ректор НГУ). Прежде, чем стать администраторами, они внесли заметный вклад в конкретную область науки. Среди наших выпускников — заведующие кафедрами и зав.лабораториями, профессора, работающие на острие современной науки в различных научных центрах мира: в России, Америке, Швейцарии, Японии, Канаде, Германии и др. Гордимся и теми, кто не совершил громких открытий, но каждый день своим трудом добавляет крупицы в копилку человеческих знаний.

Физические институты, заботясь о будущем, делают все возможное для того, чтобы работа в науке была привлекательной для выпускников физфака. С третьего курса студенты дополнительно к стипендии получают существенную заработную плату в институтах. У выпускников аспирантуры в ряде институтов она уже составляет примерно пять тысяч рублей. Кроме того, финансовая поддержка молодежи оказывается и для поездок на конференции, в том числе и зарубежные. Молодым сотрудникам оплачивают снимаемое жилье. Финансовая поддержка студентам оказывается и за счет средств, поступающих в специальный фонд от выпускников физфака, работающих за рубежом.

Александр Ершов, доктор физико-математических наук, председатель предметной комиссии по физике на приемных экзаменах в НГУ, выпускник физфака:

— Для многих школьников физика кажется заманчивой дисциплиной, но малодоступной. Потенциальные абитуриенты боятся поступать на физфак, может быть, в школе не очень получалось, или преподавателя не было хорошего, каких-то разделов не знают или боятся, что задачи будут трудные, выходящие за рамки школьной программы. Я хочу сказать, что этого не нужно бояться. С момента основания в НГУ существует принцип — на вступительных экзаменах любая задача не должна выходить за рамки школьной программы и требовать экстраординарных знаний. Кроме того, во время экзаменов совсем не обязательно решать все задачи. Для получения необходимого балла абитуриенту достаточно решить хотя бы часть.

Поступление — это самоотбор. Но это не гарантия, что студент сможет учиться на факультете, который выбрал. Это станет понятно примерно после первого курса. Тот, кто приходит на физфак, должен уметь формулировать задачу, осознавать ее, привлекать для ее решения модель, а решения могут быть разные, и это приветствуется. Студенты с физическим типом мышления бывают не всегда заметны на первых курсах, не всегда у них сразу бывают хорошие оценки. Просто, может, не было должной подготовки. Но стереотип мышления, заложенный природой, труд позволяют им на третьем-четвертом курсе стать одними из лучших студентов и дальше работать в науке.

Весной в университете проходят репетиционные экзамены. Не бойтесь себя пробовать — это всего лишь репетиция. Мы приглашаем на физфак всех ребят, которым интересно думать. Кто-то хочет лечить людей, кто-то учить, кто-то держать ресторан — и на здоровье. Но есть небольшая часть людей, которым интересно думать. Вот их-то мы и ждем!

Материал подготовлен В.Садыковой,
"НВС"