ОТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
|
— Юрий Леонидович, конференция, программный комитет которой вы возглавляете в девятый раз, является в некотором смысле долгожителем (не так много мероприятий подобного плана становятся традиционными). В чем секрет, и какие проблемы и решения были в центре обсуждения только что завершившейся конференции?
— Все началось с программы "Университеты России", а точнее одного из ее разделов, где ИДМИ (а тогда НИИ МИОО) был определен Госкомитетом высшей школы РФ в качестве головной организации. С целью обеспечения эффективной организации выполнения Программы, консолидации специалистов высшей школы в области информатизации образования, возможности в тот сложный для всех нас период поддержать друг друга и была проведена наша первая конференция в марте 1993г. И сама конференция и ее решения сразу же получили значимый резонанс среди вузов России, а также в Госкомитете высшей школы РФ. Программный комитет понял, что конференция получилась и решил сделать ее традиционной — думаю традиция состоялась.
На состоявшейся конференции обсуждалось состояние и перспектива развития единого информационного пространства России и формирование стратегических направлений использования современных IT-технологий в образовании, в частности: развитие инфраструктуры компьютерных телекоммуникаций для системы образования; создание образовательных ресурсов, предметно-ориентированных сред обучения и средств их разработки; разработки и использования информационных технологий в области открытого образования и различных форм образовательного процесса; определения места и роли информационных технологий как фундаментальной компоненты в современной парадигме образования; обеспечение организационно-методических и нормативно-правовых аспектов информатизации образования; интеграция ресурсов и усилий инфраструктур науки и образования по развитию и управлению региональными инфокоммуникациями.
В работе конференции приняли участие 350 человек из различных городов России, Казахстана, Украины и Польши. Работа конференции проходила в виде пленарных и секционных заседаний, круглых столов "Проблемы развития научно-образовательных телекоммуникаций Сибири" и " ФЦП "Электронная Россия" и ее реализация в Сибири", видеоконференции через интернет с выступлением А.Тихонова по вопросам программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы" и "Электронная Россия на 2002-2010 годы".
Должен отметить, именно в рамках нашей конференции в марте 1996 г. была проведена вторая в России (первая — за три дня до нас Президента России Б.Ельцина с несколькими губернаторами) видеоконфереция через интернет Москва (МГУ) — Новосибирск (НГУ), в которой со стороны Москвы участвовали вице-премьер Правительства РФ В.Кинелев, ректор МГУ В.Садовничий и др.; со стороны Новосибирска председатель СО РАН В.Коптюг и участники конференции. С тех пор проведение видеоконференций с ведущими специалистами и руководителями федерального уровня стало традиционным, перед участниками конференции выступали в разные годы: президент РАН академик Ю.Осипов, министр образования В.Филиппов и др.
К числу наиболее значимых, на мой взгляд, следует отнести решение о необходимости организационного оформления статуса сибирского образовательного сегмента научно-образовательной компьютерной сети России с целью формирования организационно-финансовых механизмов эксплуатации и развития сети, отработки согласованных механизмов взаимодействия с РАН и основными провайдерами телематических услуг; о целесообразности приоритетного выполнения в рамках ФЦП"Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы" и "Электронная Россия на 2002-2010 годы" комплексных региональных проектов; консолидации вузов в решении задач развития индустрии производства программных продуктов и информационных систем различного назначения, в частности, развития региональных Soft-парков и инжиниринговых центров; о необходимости организационных решений на уровне федерального округа по обеспечению согласованных позиций образовательных учреждений при инициировании проектов в ФЦП и их последующей реализации.
— Юрий Леонидович, несколько лет назад вы были сопредседателем Конгресса ЮНЕСКО "Образование и информатика". Какое влияние конгресс оказал на развитие информационных технологий и их применение в образовании, в т.ч. на вашу конференцию?
— Конгресс позволил прежде всего осознать в качестве одной из актуальнейших проблем общества на рубеже двух веков - проблему информатизации образования Российскими государственными структурами, ректорским корпусом России. Следствием этого осознания явился целый комплекс отраслевых и федеральных программ по развитию информационной образовательной среды и ее компонент, развитию на ее основе новых образовательных технологий.
— Инициатором и главным организатором проводимой конференции является Институт дискретной математики и информатики Минобразования РФ. Не могли бы вы несколько слов сказать нашим читателям об институте.
— Институт дискретной математики и информатики (под названием "Научно-исследовательский институт математико-информационных основ обучения при НГУ") был создан десять лет назад в качестве межрегиональной структуры, ориентированной на решение задач информатизации образования и науки. Направления исследований института естественным образом связаны с фундаментальной наукой — дискретной математикой, лежащей в основе современной информатики и ее приложений. Организационно институт создавался по образцу Математического института Корнеллского университета, но в отличии от него — в интересах образования, а не министерства обороны. В институте минимальный состав штатных сотрудников, а для выполнения проектов на контрактной основе привлекаются преподаватели, аспиранты и студенты вузов Новосибирска (Сибири), сотрудников СО РАН. Кстати, именно такую модель организации работ сегодня используют многие программистские компании.
Первым масштабным проектом института стала реализация программы "Университеты России", ориентированной на создание электронных учебных материалов. В рамках данного проекта работало более двадцати временных творческих коллективов с общим числом сотрудников более 200. Как я уже говорил, именно эти работы побудили нас провести первую конференцию. За прошедшие годы институтом реализованы многие проекты в области компьютерных сетей, информационных технологий и их приложений не только в сфере образования. Очевидно нет необходимости обо всем рассказывать, но об одном я скажу.
В конце 1993 начале 1994 г. наш институт совместно со специалистами НГУ, СибГУТИ, НГТУ, АлтГТУ, ТУСУР (т.е. вузов Новосибирска, Барнаула и Томска) реализовали проект по созданию одного из первых в России межрегиональных научно-образовательных сегментов сети интернет (в составе сети Релком). Эти работы дали нам возможность в 1996 г. войти в число головных исполнителей программы Госкомитета высшей школы РФ по созданию Российской университетской компьютерной сети RUNNet. Проект, который на мой взгляд, явился стратегическим не только для образования, но и для развития интернет России в целом. Затем в развитие этого направления на базе ИДМИ была создана Ассоциация сибирских университетов, что позволило регионам Западной Сибири полномасштабно войти в межведомственную программу (Миннауки РФ, РФФИ, Минобразования РФ, РАН, Минсвязи РФ) "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы", в рамках ее реализации создать сибирский сегмент опорной сети RBNet и ее региональные межвузовские сети.
В области дискретной математики институтом ведутся самостоятельные исследования, а также совместные проекты с учеными из Германии, Англии, Италии, Казахстана по грантам РФФИ, Немецкого научного общества, ИНТАС и др. К работе по этим проектам привлекаются преподаватели, аспиранты и студенты вузов Новосибирска и др. городов России.
Важным направлением работы института является издательская деятельность. Создано и успешно действует издательство "Научная книга". Результатом его работы являются регулярно издаваемый журнал "Алгебра и логика" и серия монографий "Сибирская школа алгебры и логики" (переводятся на английский и издаются издательством Plenum за рубежом), серия учебников по математике "Университетская серия" и др. Издательская деятельность института неоднократно отмечалась медалями и дипломами Сибирских, Российских и международных выставок и книжных ярмарок.
— Какие первоочередные задачи вы, как председатель Объединенного совета по математике и информатике СО РАН, видите в контексте принятых к реализации федеральных целевых программ и последних решений в Москве?
— Позиционирование информационных технологий, систем телекоммуникаций и их приложений как одного из приоритетных направлений развития России своевременно и актуально. Ученые СО РАН всегда занимали здесь активную позицию: достаточно вспомнить работы под руководством академика Г.Марчука над созданием и внедрением на предприятиях АСУ "Сигма" в 70--80-е годы теперь уже прошлого века. Как председатель объединенного совета по математике и информатике СО РАН в связи с обозначенным вопросом я планирую сосредоточить внимание на следующих задачах.
Выработка согласованной политики развития и эксплуатации компьютерных сетей научных центров СО РАН и инфраструктуры образования регионов Сибири (должны быть найдены организационные решения и финансовые механизмы); консолидированная позиция научно-образовательного сообщества по данному вопросу на федеральном уровне, в частности в претензиях на полномасштабные проекты в ФЦП "Электронная Россия" и развития магистральной инфраструктуры сибирского интернет-пространства. Кстати, на нашей конференции представителями вузов Сибири данный вопрос активно обсуждался, был проведен специальный круглый стол.
Разработка и реализация стратегии полномасштабного участия институтов СО РАН в содружестве с вузами в реализации федеральных целевых программ в области IT-технологий и их приложений на территории Сибирского федерального округа.
Активное участие институтов СО РАН в формировании индустрии производства программных продуктов и информационных систем в Сибири; развитие конструктивного взаимодействия с программистскими и компьютерными фирмами.
— Юрий Леонидович, вы, математик с мировым именем, достаточно много внимания уделяли как ректор НГУ и уделяете как директор ИДМИ развитию информатики и ее приложениям, причем не только в образовании. Что это — дань моде или жизненная позиция?
— Я считаю свою позицию в большей степени гражданской, опирающейся на профессиональные знания математика и понимание (может быть, в какой-то степени, интуитивное) стратегической важности для общества, страны и ее образования развития информационных технологий, средств телекоммуникаций и их приложений. Но профессиональные мои интересы всегда относились к математике.
Подготовила В.Михайлова.