НАУКА—ПРЕССА—ОБЩЕСТВО:
|
Семинар провели британские эксперты Тэд Нилд (журналист, руководитель пресс-центра Лондонского Геологического общества, журнал "Общество"), Питер Грин (директор Европейского интернет-пресс-центра "АльфаГалилео", Великобритания) и Любовь Стрельникова, главный редактор "ИнформНауки".
Участников семинара тепло приветствовала заместитель директора Британского Совета госпожа Сьюзан Уоллес-Шаддад. Помимо упомянутых британских экспертов работу семинара обеспечивали сотрудники московского представительства Британского Совета и российского агентства "ИнформНаука".
Российские участники семинара представляли в основном столичные учреждения и научные организации — РФФИ, Международный научно-технический центр, Международный центр научной и технической информации, Центр исследований и статистики науки РАН и Минпромнауки, Институт истории естествознания и техники РАН, Институт информации по общественным наукам РАН, 14 других институтов РАН, Центр информационно-аналитического обеспечения РАЕН, Дальневосточный и Курский университеты, Московская сельхозакадемия, Музеи Московского Кремля, Московский зоопарк; издательства — "Наука" РАН, "Калвис", "РЕТ Кронштадт", "Венето"; журналы — "Компьтерра", "Технологический бизнес в России", "Химия и жизнь", "Новые технологии, 21-й век", "Катализ в промышленности"; газеты — "Поиск", "Независимая газета", "Наука в Сибири", "Черноголовская газета", "Московская правда".
Программа работы семинара предусматривала проведение четырех сессий.
Первая сессия — "То, о чем не пишут газеты и не сообщают радио и ТВ, не существует":
— "Новости в науке: из чего они рождаются? Назначение пресс-секретарей. Работа с информацией, как превращать ее в новости".
— "Почему необходимо публиковать информацию о результатах научных исследований в СМИ: близкий и отдаленный результат".
Вторая сессия — "Взлеты и падения пресс-секретарей: практические аспекты":
— "Как организовать максимально эффективное сотрудничество пресс-секретарей со СМИ".
— "Способы взаимодействия с российскими СМИ. Сотрудничество с агентством ИнформНаука".
Третья сессия — "Чего же на самом деле хотят СМИ?":
— "Чтобы эффективно работать, нужно понимать журналистов".
— "У различных СМИ различные требования к новостям".
— "Почему российские ученые не любят журналистов и не желают с ними сотрудничать. Обзор российских СМИ, публикующих информацию о науке".
Четвертая сессия — "Наука-Пресса-Общество. Самый короткий путь":
— "Пять золотых правил. О самом главном в работе пресс-секретарей".
— "Несколько практических советов пресс-секретарям, работающим с российскими СМИ".
Каждая сессия завершалась дискуссией участников и ответами экспертов-лекторов на вопросы.
Вне плана семинара выступил с сообщением Валерий Сударенков, член Совета Федерации РФ, вице-президент Совета Европы. Он проинформировал участников семинара о слушаниях на Совете Европы в Страссбурге по теме, связанной с наукой, образованием и СМИ.
О чем говорили эксперты? Кратко, тезисно приводим их выступления.
Тэд Нилд
Приехал не только поделиться опытом, но и больше узнать о российских проблемах.
Способы доведения новостей до СМИ — не только пресс-релизы.
Газеты и ТВ призваны развлекать людей. Образовательные новости призваны отвлекать от плохих новостей.
Мягкие, развлекательные новости — не обязательно сегодняшние. Однако теряется эксклюзивность. Мягкие новости не следует превращать в пресс-релизы.
Радионовости утром слушают практически все научные редакторы газет за чашкой утреннего кофе. Выбирают самое интересное и звонят пресс-секретарям соответствующих организаций с целью оперативного получения расширенной информации по заинтересовавшей новостной теме. Это может быть предстоящая научная конференция и т.д.
Какие-то события и факты своей организации пресс-секретарь может преподносить обществу не через пресс-релизы, рассылаемые всем СМИ, а эксклюзивно, выбранным изданиям.
То есть давать мягкие новости целесообразно ежедневно через радио и ТВ. А "клюнувшим" на эту новость газетчикам преподносить заранее подготовленный материал с текстом и иллюстрациями, в том числе представлять подготовленных по теме специалистов для оперативного интервью. В случае массового проявления интереса СМИ к теме целесообразно провести пресс-конференцию.
В информационном обществе пресс-секретарю следует забыть бумажные рассылки — по почте или факсу, это вчерашний день. Оперативные новости следует отправлять в большое число "полезных" адресов по электронной почте. Уместно и эффективно разместить свежую информацию на новостном сайте своей организации, куда могут заглянуть все интересующиеся, а еще лучше разместить на специализированном международном новостном научном сайте вроде "АльфаГалилео", куда заглядывают ежедневно несколько тысяч журналистов со всего мира, пишущих о науке.
Валерий Сударенков
Участвовал в работе Ассамблеи Совета Европы 20 января, выступив с информационным сообщением. В России в 2002 году существует 1225 научных и научно-популярных изданий. Их много, но тираж малый (по сравнению с желтой прессой). Так, популярный в СССР журнал "Наука и жизнь" упал в тираже с 3 млн экземпляров до 30 тысяч. Таков показатель востребованности этой информации современным российским обществом.
После обсуждения вопроса Совет Европы принял ряд рекомендаций.
Среди них: принимать решения во властных структурах должны грамотные во всех отношениях руководители; общество имеет право на исчерпывающую информацию; журналист имеет право сомневаться в информации ученых и проводить свое расследование; создание ассоциаций научных журналистов; создание баз научных новостей в интернете; создание в вузах специализации "научная журналистика" и т.д.
Любовь Стрельникова
Пресса — единственный канал, соединяющий ученых и общество. Пресс-секретарь — связующее их звено. Ученому нужны — научное признание и слава, востребованность обществом и временем, а также деньги для проведения своих исследований.
Питер Грин
Различия во взглядах редактора и журналиста-научного обозревателя на подачу в газете научных материалов.
Любые новости журналист, как и пресс-секретарь должен ловить! И успешнее это может получиться, например, во время перерыва на кофе, чем непосредственно в стенах лаборатории, куда специально идешь за новостями. Выискивать новости можно в специализированных научных журналах, которые оперативно помещают "твердые" новости. Можно сделать их "мягкими" и преподнести обществу.
На интернет-сайте "АльфаГалилео" www.alphagalileo.org любые научные новости журналист может получить БЫСТРО, ПРОСТО, БЕСПЛАТНО. Этим пользуются 2900 журналистов со всего мира, зарегистрировавшиеся на сайте. Здесь же регистрируются специалисты, желающие стать экспертами и получать вознаграждение за свою работу.
Некоторые рекомендации по составлению пресс-релизов. При составлении пресс-релизов не упускать важный момент — дать отличную в техническом и демонстрационном плане фотографию, которую сразу можно опубликовать в газете, показать на ТВ. Все любят привлекательность!
Как графически оформлять пресс-релиз. Следует дать фирменный знак своей организации, указать дату выпуска релиза. Сообщите о запрете на публикацию релиза до конкретного часа конкретного дня. Это направляется всем и может быть использовано журналистами на общем старте по времени. Краткий, но привлекательный заголовок. Резюме. Развитие мысли. Простоя и ясное изложение. Четкая информация — что, где, как... Набор фактов. Основная идея. Возможность установления контактов с героем релиза — телефон, мэйл.
Подготовка пресс-конференций. Цель пресс-конференции должна быть четкой и ясной и должна, как правило, предшествовать какому-либо событию. Надо "готовить" журналистов, чтобы они могли задать квалифицированные вопросы.
Место проведения пресс-конференции. Журналисты любят места, близкие к своим офисам, например, в центре города. Надо идти к ним. Только хорошей закуской и кофе журналистов сегодня уже не заманишь к себе. Нужны хорошие истории!
Составить список журналистов. Подготовить список участников пресс-конференции с вашей стороны — звезды, статисты, а кого и в разогрев. Надо иметь замены на непредвиденные случаи опозданий.
Раздаточные материалы — чем порадовать прессу, чего вам не жалко? — Пакет для прессы: ручка, красивый блокнот, лазерный диск или дискета с текстами и фото, книги, буклеты, календарики и прочее...
Любовь Стрельникова
Приглашения журналистам на пресс-конференции рассылаются персонально, с указанием фамилий и имен.
С журналистов никогда не берется оргвзнос на научных мероприятиях, куда они приглашаются для освещения события.
Выработать дружеские отношения с журналистами, не забывая поздравить каждого с Днем рождения, Новым годом, каким-то другими приятными праздниками.
Директивно никто не может заставить согласовать журналиста текст статьи с ее научным героем, но в большинстве солидных изданий, согласование — непременное правило.
"ИнформНаука" существует два года и выполняет миссию пресс-секретаря, обеспечивая отечественные и зарубежные СМИ добротными, но простыми для понимания журналистами научными новостями. Раз в неделю абонентам посылается пакет из 16 новостей науки. Кто-то из журналистов дает краткое изложение этих информаций, а некоторые выходят на связь с героями новостей и делают с ними расширенные интервью и другие материалы.
Вся краткая научная информация "ИнформНауки" переводится на английский язык и отправляется ряду зарубежных агентств, а также выставляется на сайт АльфаГалилео.
Бывают такие моменты в жизни ученых, что они забывают про работу и эксплуатируются исключительно прессой. Это понятие называется "несчастный случай". Иногда интерес бывает настолько широкий, что ученый выбивается из нормальной колеи на месяц и "работает" только на прессу.
ИнформНаука раз в месяц проводит в Доме журналистов пресс-конференции по избранным темам, наиболее значимым в настоящий момент. Ученые-эксперты должны говорить с журналистами центральной прессы.
Тэд Нилд
СМИ — это часть средств развлечения публики (читающей, слушающей, смотрящей). Это тоже бизнес.
Большинство СМИ живут за счет размещаемой у них рекламы.
Научные СМИ хотят забрать себе своего читателя. Мы даем часто плохие истории с хорошими текстами. Это лучше, чем хорошие истории с плохими текстами. Мы должны создавать комфортные для читателя, легко воспринимаемые истории в науке.
Говорить надо популярно.
Наука не предлагается (продается) читателю открыто, а подается контрабандой, завлекательно, чтобы потребителям понравилось чтение и хотелось бы продолжения...
Даже обладая высокими способностями, большинство научных репортеров пишут не в газету, а в корзину. Ведь надо убедить редакторов в исключительной важности представляемой научной информации.
В Великобритании десяток основных газет, составляют национальную прессу.
Каким образом наука попадает в такие газеты? Ведь большинство из них ограничивается эффектной фотографией и подписью на 30 строк. Наука во многих из них весьма вторична. И она должна протаскиваться контрабандой!
Тэд Нилд
Информация о Европейском научном интернет-пресс-центре сайте "АльфаГалилео". В команде 3 человека. Берутся новости из научных лабораторий и выставляются для журналистов в интернете.
Сайт содержит: ньюс-релизы, календарь научных событий, анонс предстоящих конференций, анонс книжных новинок по науке, внетекстовые файлы — фото, видео и большие сверстанные форматы страниц для распечатки (PDF) адресная книга пресс-офисов.
Работа сайта начата в сентябре 1998 года. Финансируются правительственными организациями Великобритании, Германии, Финляндии, Греции, Франции. Это европейский проект, поддерживаемый шестью правительствами и возглавляемый англичанами. Планируется подключение к проекту других стран: Испании, Италии, может быть России. Почему интернет? — Потому что это оперативно, вседоступно — постоянная глобальная услуга. Это фактически круглосуточно работающий виртуальный пресс-офис.
Важна проблема надежности информации, поступающей на сайт. Для этого осуществляется проверка поставщиков новостей-исследователей — направление информации на отзывы проверенным специалистам-экспертам. Проверяется приемлемость пресс-релизов и их соответствие действительности. Все пресс-релизы, прежде чем попасть на сайт, редактируются сотрудниками сайта. Кроме размещения в интернете этот пресс-релиз рассылается всем заинтересованным журналистом по адресной рассылке по мэйлу. Виды сообщений, рассылаемые по электронной почте: резюме, начальные параграфы; по времени получения новостей на сайт — мгновенные, ежедневные, еженедельные.
В проекте заняты 1300 пресс-секретарей, представляющих 600 организаций, 2900 научных журналистов со всего мира, 3500 научных экспертов. За год выставляется около 150 тысяч новостей.
Виды пользовательского доступа на сайт "АльфаГалилео": незарегистрированные гости (могут побродить по сайту); журналисты (могут видеть материал, включая сведения под эмбарго); эксперты; исследователи.
Сейчас новости имеют исключительно научный характер, но в планах сайта — расширение деятельности на сферы права, искусства и другие области.
Регистрация пользователей. Отзыв по электронной почте, получение пароля для входа в базу сайта в качестве пользователя.
Введение эмбарго на ряд тем.
Пресс-секретарям нельзя писать и рекламировать одни и те же темы исследований. Другие ученые не будут давать вам свои материалы.
Питер Грин
Пресс-секретарям следует регулярно обновлять свои базы данных по организации — уходят люди, закрываются организации, а они все продолжают значиться в списках существующих.
Питер Грин, Тэд Нилд
Пять золотых правил пресс-секретарей:
1. Постарайтесь сделать хороший пресс-релиз, но не пишите статью за журналистов. Оставьте им работу.
2. Успешный пресс-секретарь это не журналист и не ученый, но должен быть ими раньше. Это связующее звено между исследователями и прессой. Вы должны иметь прямой доступ к своему руководству, пусть порой лишь на минуту.
3. Вы должны знать своих журналистов. Вы должны знать своих научных экспертов по конкретным проблемам, тех, кто может в любой момент дать квалифицированные пояснения по сути вопроса и доступным для широкой публики языком.
4. Никогда не лгите. Иначе впредь люди вас не будут слушать. Нельзя высказывать свое личное мнение (оно не всегда может быть верным — в результате пошатнется ваша служебная репутация). Журналисты рады обнаружить любую ошибку, особенно статистическую. Они впредь будут говорить вам: Почему я должен вам верить? Ведь вы мне уже один раз наврали!
5. Выполняйте все ваши обещания (особенно, если сходу не знаете ответа на поставленный вопрос и обещаете ответить на него позже). Поддерживайте марку и сохраняйте имидж вашей организации в глазах пишущей братии. Чаще перезванивайте журналистам, вас будут лучше помнить, а значит и чаще вспоминать. Отсюда — больше доверия к вам лично.
Подготовил И.Глотов,
"НВС".