СТРАТЕГИЯ И ПРИНЦИПЫ БАЙКАЛЬСКОЙ МОДЕЛИ
Наибольшее внимание на состоявшемся 6 июня заседании Президиума
СО РАН привлек научный доклад доктора экономических наук Ирины
Думовой "Байкальская региональная модель природопользования в
стратегии развития Сибири". В нем в развернутом виде были
представлены насущные проблемы всего региона, болевые точки и
механизмы "освоения" территории, расположенной "у Байкала".
Положительный опыт решения "байкальской" проблемы будет полезен и
другим регионам страны.
В настоящее время Байкальский регион — единственная в России
территория, получившая официальный статус режима особого
природопользования. Данный факт повлек за собой постановку новых
задач, и потребовал более решительно распрощаться со старыми,
нерешенными проблемами.
Л.Юдина
"НВС"
К каким темам прежде всего привлекла внимание докладчик?
Формирование неблагоприятных тенденций изменения
институциональной структуры Байкальского региона: необходимость
выбора и обоснования его социально-политического статуса,
соответствующего развитию в рыночных условиях, актуальность
разработки предложений по совершенствованию управления
природопользованием в БР, на байкальской природной территории.
Байкальский регион — огромная территория, общая площадь которой
составляет около миллиона квадратных километров. Большая часть,
73 процента, приходится на Республику Бурятия. Результаты,
представленные в докладе — итог огромной работы, проделанной за
последние годы Отделом региональных экономических и социальных
проблем при Президиуме Иркутского научного центра.
Как сразу отметила И.Думова, в реализации стратегии развития
Сибири должны присутствовать интересы не только государства и
населения, но и крупного, и среднего бизнеса, частных
предпринимателей. Расширение экономических, а не административных
методов управления, явно демонстрирующих интересы территорий и
населения, необходимо усиливать, находя консенсус в распределении
ренты, природных ресурсов, в развитии ЖКХ, доле использования
финансовых ресурсов на развитие социальной сферы. Реализация
стратегии должна окончательно или частично снять угрозы
хозяйственному развитию в виде неразвитости институциональной
среды, внешнего влияния на структурные сдвиги в экономике,
низкого уровня концентрации капитала, психологической
неготовности населения к самодостаточному развитию Сибири. Все
эти положения прорабатывались в Байкальской региональной модели
природопользования (БРМП).
Преимущества развития Сибири определяются сейчас не столько
наличием природных ресурсов, сколько умением (организацией,
технологической готовностью, мобильностью труда и капитала,
научной подготовленностью проектов) извлечь и переработать их,
довести до потребителя с низкими трансакционными издержками.
Иными словами — основные проблемы развития регионов связаны с
формированием правил игры, гарантирующих максимальную выгоду и
удовлетворение интересов всех участвующих в ней сторон. И здесь
немалое значение имеет социально-политический статус Байкальского
региона. Выявлены по меньшей мере три варианта
социально-политического статуса решения байкальской проблемы:
национальный (международный), межрегиональный, локальный. В
зависимости от каждого и строятся главные направления изменения
парадигмы развития региона.
Основное влияние на формирование принципов построения БРМП
оказали специфика и требования переходного периода развития
экономики, но в то же время приняты во внимание и тенденции
"общемирового устойчивого развития". Следует заметить, что
Байкальский регион не относится к числу экономически развитых.
Сложившиеся перекосы в промышленности, неэффективное сельское и
лесное хозяйство, недостаточно развитая инфраструктура в
совокупности определяют низкий уровень жизни населения и высокую
экологическую опасность, в том числе и для Байкала.
После системного анализа фактического экономического состояния
(отраслевой и территориальный разрез) и формирования
представлений о принципах построения Байкальской региональной
модели природопользования рассматриваются положения обобщенного
сценария развития региона.
С целью реального влияния на процесс управления в Байкальском
регионе создается Фонд устойчивого развития, основные задачи
которого — финансовая поддержка инвестиционных программ,
проектов, местных инициатив, способствующих устойчивому развитию
региона; создание банков данных различных проектов, инициатив,
включая их подготовку; разработка системы отбора, классификации и
финансирования программ, проектов и инициатив; участие и
содействие в распространении экологических знаний в регионе и за
его пределами.
Как было особо подчеркнуто, вывод региона на траекторию
сбалансированного эколого-экономического и социального развития
требует проведения конкретных мер, определяемых и уточняемых в
зависимости от уровня стабилизации экономической ситуации.
Названы наиболее важные направления действий федерального,
регионального и местного уровней. Отмечено, что требуется
целенаправленная и, главное, целесообразная помощь депрессивным
кризисным территориям.
Экономическое состояние региона и страны в целом предопределяют и
состояние природоохранной деятельности. Докладчик обратила
внимание на тот факт, что прогноз развития Байкальского региона
до 2005 года показал, что для налаживания приемлемых пропорций
воспроизводства необходимо увеличение ресурсов воспроизводства
предприятий в 4,5-4,7 раза.
Регламентацию хозяйственной деятельности в регионе связывают с
Байкальской комиссией, полномочия которой распределятся таким
образом, чтобы анализировать последствия принятых решений.
Докладчик подчеркнула, что финансовая структура региона
отличается ограниченностью и низкой маневренностью. Региональные
налоги обеспечивают немногим более 25 процентов доходов бюджета,
а реальное финансирование за счет трансфертов и субсидий
федерации где-то вдвое меньше положенного. Принципиально не
меняет ситуацию введение обсуждаемой в правительстве РФ налоговой
системы. Работающие над "моделью" специалисты выдвигают идею
создания специальной экономической зоны особого
природопользования, что поможет увеличить приток в регион
негосударственных инвестиций.
Доклад доктора экономических наук Ирины Думовой никого не оставил
равнодушным. Как отметил один из выступавших, жизнь региона во
всех его проявлениях была представлена образно и ярко. Интересен
подход к выбору правил, которые бы обеспечили наибольшую выгоду
по каждой из позиций. Было много вопросов, некоторые замечания и
пожелания. Завершая "дискуссию" по данному вопросу, первый
заместитель председателя Сибирского отделения РАН академик
В.Молодин, который вел заседание Президиум, еще раз подчеркнул
ценность выступления И.Думовой.
Как бы продолжая большой разговор о Байкальском регионе, затем
выступили председатель Президиума Иркутского научного центра
член-корреспондент РАН Михаил Кузьмин и председатель Президиума
Бурятского научного центра член-корреспондент РАН Иван Гордиенко.
Речь шла о стратегии и перспективах развития возглавляемых ими
научных центров. Содержание докладов — сегодняшний день научных
коллективов, рассказ о каждом из институтов, их проблемах,
наиболее престижных научных работах, интеграционных программах.
Особая тема — источники финансирования. Не был обойден вниманием
вопрос о кооперации с коллегами — отечественными и зарубежными,
с вузами.
Одна из наиболее значимых в настоящее время проблем научных
коллективов — привлечение в науку молодых. Но для них необходимо
обеспечить соответствующие условия, и в первую очередь,
возможность приобретения жилья. Каждый из руководителей центров
говорил, как будут решаться эти задачи.
Член-корреспондент М.Кузьмин отметил, что Президиум центра
активно работает с администрацией области и города.
Особо на взаимоотношениях Бурятского научного центра и
Правительства Республики Бурятия остановился член-корреспондент
РАН И.Гордиенко. Власти всецело поддерживают науку, принят ряд
важных документов, направленных на укрепление институтов, их
материальной базы, выделяются ассигнования на конкурсы для
молодых ученых и прочие мероприятия.
В выступлениях членов Президиума СО РАН прозвучало одобрение
деятельности президиумов научных центров.
|