В оглавление

СТРАТЕГИЯ И ПРИНЦИПЫ
БАЙКАЛЬСКОЙ МОДЕЛИ

Наибольшее внимание на состоявшемся 6 июня заседании Президиума СО РАН привлек научный доклад доктора экономических наук Ирины Думовой "Байкальская региональная модель природопользования в стратегии развития Сибири". В нем в развернутом виде были представлены насущные проблемы всего региона, болевые точки и механизмы "освоения" территории, расположенной "у Байкала". Положительный опыт решения "байкальской" проблемы будет полезен и другим регионам страны.

В настоящее время Байкальский регион — единственная в России территория, получившая официальный статус режима особого природопользования. Данный факт повлек за собой постановку новых задач, и потребовал более решительно распрощаться со старыми, нерешенными проблемами.

Л.Юдина
"НВС"

К каким темам прежде всего привлекла внимание докладчик? Формирование неблагоприятных тенденций изменения институциональной структуры Байкальского региона: необходимость выбора и обоснования его социально-политического статуса, соответствующего развитию в рыночных условиях, актуальность разработки предложений по совершенствованию управления природопользованием в БР, на байкальской природной территории.

Байкальский регион — огромная территория, общая площадь которой составляет около миллиона квадратных километров. Большая часть, 73 процента, приходится на Республику Бурятия. Результаты, представленные в докладе — итог огромной работы, проделанной за последние годы Отделом региональных экономических и социальных проблем при Президиуме Иркутского научного центра.

Как сразу отметила И.Думова, в реализации стратегии развития Сибири должны присутствовать интересы не только государства и населения, но и крупного, и среднего бизнеса, частных предпринимателей. Расширение экономических, а не административных методов управления, явно демонстрирующих интересы территорий и населения, необходимо усиливать, находя консенсус в распределении ренты, природных ресурсов, в развитии ЖКХ, доле использования финансовых ресурсов на развитие социальной сферы. Реализация стратегии должна окончательно или частично снять угрозы хозяйственному развитию в виде неразвитости институциональной среды, внешнего влияния на структурные сдвиги в экономике, низкого уровня концентрации капитала, психологической неготовности населения к самодостаточному развитию Сибири. Все эти положения прорабатывались в Байкальской региональной модели природопользования (БРМП).

Преимущества развития Сибири определяются сейчас не столько наличием природных ресурсов, сколько умением (организацией, технологической готовностью, мобильностью труда и капитала, научной подготовленностью проектов) извлечь и переработать их, довести до потребителя с низкими трансакционными издержками.

Иными словами — основные проблемы развития регионов связаны с формированием правил игры, гарантирующих максимальную выгоду и удовлетворение интересов всех участвующих в ней сторон. И здесь немалое значение имеет социально-политический статус Байкальского региона. Выявлены по меньшей мере три варианта социально-политического статуса решения байкальской проблемы: национальный (международный), межрегиональный, локальный. В зависимости от каждого и строятся главные направления изменения парадигмы развития региона.

Основное влияние на формирование принципов построения БРМП оказали специфика и требования переходного периода развития экономики, но в то же время приняты во внимание и тенденции "общемирового устойчивого развития". Следует заметить, что Байкальский регион не относится к числу экономически развитых. Сложившиеся перекосы в промышленности, неэффективное сельское и лесное хозяйство, недостаточно развитая инфраструктура в совокупности определяют низкий уровень жизни населения и высокую экологическую опасность, в том числе и для Байкала.

После системного анализа фактического экономического состояния (отраслевой и территориальный разрез) и формирования представлений о принципах построения Байкальской региональной модели природопользования рассматриваются положения обобщенного сценария развития региона.

С целью реального влияния на процесс управления в Байкальском регионе создается Фонд устойчивого развития, основные задачи которого — финансовая поддержка инвестиционных программ, проектов, местных инициатив, способствующих устойчивому развитию региона; создание банков данных различных проектов, инициатив, включая их подготовку; разработка системы отбора, классификации и финансирования программ, проектов и инициатив; участие и содействие в распространении экологических знаний в регионе и за его пределами.

Как было особо подчеркнуто, вывод региона на траекторию сбалансированного эколого-экономического и социального развития требует проведения конкретных мер, определяемых и уточняемых в зависимости от уровня стабилизации экономической ситуации. Названы наиболее важные направления действий федерального, регионального и местного уровней. Отмечено, что требуется целенаправленная и, главное, целесообразная помощь депрессивным кризисным территориям.

Экономическое состояние региона и страны в целом предопределяют и состояние природоохранной деятельности. Докладчик обратила внимание на тот факт, что прогноз развития Байкальского региона до 2005 года показал, что для налаживания приемлемых пропорций воспроизводства необходимо увеличение ресурсов воспроизводства предприятий в 4,5-4,7 раза.

Регламентацию хозяйственной деятельности в регионе связывают с Байкальской комиссией, полномочия которой распределятся таким образом, чтобы анализировать последствия принятых решений.

Докладчик подчеркнула, что финансовая структура региона отличается ограниченностью и низкой маневренностью. Региональные налоги обеспечивают немногим более 25 процентов доходов бюджета, а реальное финансирование за счет трансфертов и субсидий федерации где-то вдвое меньше положенного. Принципиально не меняет ситуацию введение обсуждаемой в правительстве РФ налоговой системы. Работающие над "моделью" специалисты выдвигают идею создания специальной экономической зоны особого природопользования, что поможет увеличить приток в регион негосударственных инвестиций.

Доклад доктора экономических наук Ирины Думовой никого не оставил равнодушным. Как отметил один из выступавших, жизнь региона во всех его проявлениях была представлена образно и ярко. Интересен подход к выбору правил, которые бы обеспечили наибольшую выгоду по каждой из позиций. Было много вопросов, некоторые замечания и пожелания. Завершая "дискуссию" по данному вопросу, первый заместитель председателя Сибирского отделения РАН академик В.Молодин, который вел заседание Президиум, еще раз подчеркнул ценность выступления И.Думовой.

Как бы продолжая большой разговор о Байкальском регионе, затем выступили председатель Президиума Иркутского научного центра член-корреспондент РАН Михаил Кузьмин и председатель Президиума Бурятского научного центра член-корреспондент РАН Иван Гордиенко. Речь шла о стратегии и перспективах развития возглавляемых ими научных центров. Содержание докладов — сегодняшний день научных коллективов, рассказ о каждом из институтов, их проблемах, наиболее престижных научных работах, интеграционных программах. Особая тема — источники финансирования. Не был обойден вниманием вопрос о кооперации с коллегами — отечественными и зарубежными, с вузами.

Одна из наиболее значимых в настоящее время проблем научных коллективов — привлечение в науку молодых. Но для них необходимо обеспечить соответствующие условия, и в первую очередь, возможность приобретения жилья. Каждый из руководителей центров говорил, как будут решаться эти задачи.

Член-корреспондент М.Кузьмин отметил, что Президиум центра активно работает с администрацией области и города.

Особо на взаимоотношениях Бурятского научного центра и Правительства Республики Бурятия остановился член-корреспондент РАН И.Гордиенко. Власти всецело поддерживают науку, принят ряд важных документов, направленных на укрепление институтов, их материальной базы, выделяются ассигнования на конкурсы для молодых ученых и прочие мероприятия.

В выступлениях членов Президиума СО РАН прозвучало одобрение деятельности президиумов научных центров.