БУДУЩЕЕ ЗА ОНКОИММУНОЛОГИЕЙМолодой коллектив Отдела иммунологии рака Кемеровского научного центра отметил свой первый юбилей 10-летие Отдела. История Отдела началась в 1986 году, когда по настоянию академика Д.Кнорре и заведующего кафедрой онкологии Кемеровского мединститута профессора Б.Клячкина при Новосибирском институте биоорганической химии СО РАН была создана группа иммунохимии рака. С первого дня этим подразделением руководит доктор медицинских наук Андрей ГЛУШКОВ, интервью с которым предлагает наш корреспондент Денис КОРНИЛОВ.
Профессор Б.Клячкин, будучи блестящим хирургом и авторитетным онкологом понимал, что будущее в борьбе с раком не за хирургией и прилагал огромные усилия, чтобы развивать в Кемерово новое научное направление онкоиммунологию. С самого начала установилось, естественно, тесное сотрудничество с лабораториями Новосибирского института биоорганической химии. Так, под руководством к.б.н. Л.Паутовой нами были разработаны новые методы анализа иммунных комплексов у человека и получены интересные данные об их роли в опухолевом росте. Впервые удалось обнаружить у человека антитела к молекулам межклеточных взаимодействий, способные стимулировать рост и метастазирование опухоли. Совместно с киевскими коллегами были выявлены антитела к рецептору эпидермального фактора роста, а также антитела, угнетающие адгезию опухолевых клеток к матриксу. Из-за рубежа до сих пор приходят заявки на статьи периода 80-х годов. Заинтересованность и постоянную поддержку в становлении наших исследований мы ощущали со стороны академика Д.Кнорре. Благодаря его поддержке удалось провести в 1988 г. в Президиуме Академии наук специальный семинар, на котором и обозначились основные задачи наших исследований, было сформулировано научное направление: изучение аутоиммунных механизмов автономного поведения опухоли.
Да, действительно, во время очередного урезания финансирования в Сибирском отделении, наша группа оказалась под угрозой сокращения и только благодаря договоренности академика Д.Кнорре и чл.-к. Г.Грицко в 1992 г. нас перевели в состав КемНЦ СО РАН, и мы могли продолжить наши исследования. Сегодня в Отделе 15 сотрудников, пока один доктор наук и два кандидата, более половины сотрудников молодые ученые. Причина наших успехов, я считаю, в правильной стратегии, которую мы выбрали при планировании исследований. Сегодня усилия мирового научного сообщества по проблемам рака сосредоточились в области молекулярной биологии и генетики. Полагают, что будущее онкологии за генотерапией. Однако, не следует упускать из виду следующее: пока мы не научимся предохранять геном человека от повреждающих воздействий, генотерапия останется малоэффективной. Именно из этого посыла мы исходим при разработке теоретических и методических подходов к иммунопрофилактике рака с учетом экологических особенностей Кузбасса. Следующая составляющая нашего успеха это тесное сотрудничество, в плане теоретическом и методическом, с НИБХ и ИЦиГ СО РАН, Институтом клинической иммунологии и Томским НИИ онкологии СО РАМН. Вместе с коллегами из названных институтов мы выполняем интеграционный проект "Новые материалы для иммунодиагностики и профилактики рака", ведутся генетические исследования телеутов, идет подготовка к проведению клинической апробации методов иммуноанализа.
Андрей Николаевич, кем вы себя ощущаете больше практическим медиком или ученым? Никогда об этом не задумывался... Я закончил лечебный факультет Кемеровского медицинского института, но на летние каникулы уже после первого курса я уехал домой с книгой Ф.Барнета "Клеточная иммунология". На четвертом курсе понял, что работать врачом мне будет неинтересно. К счастью, меня взял к себе в лабораторию профессор Б.Клячкин. Получить работу в Академии наук для меня самая большая удача, наверное, просто повезло. Всегда ощущаю себя на своем месте в науке, в родной среде. |