БУДУЩЕГО У НАУКИ НЕ БУДЕТ,
|
Валерий Матвеевич, дожидаясь Вас, беседовал в коридорах школы с ребятами, которым не удалось поступить, с их родителями. Гамма чувств, конечно, очень деликатная. Тяжело, наверное, отказывать людям?
Естественно. Самая сложная работа зачисление слушателей из "вольного потока" на бюджетное обучение. Заседали до часу ночи, отобрали 25 человек из 120 желающих (в прошлом году было 50 из 170). Других принимаем на платной основе с полным возмещением затрат в зависимости от показанных результатов. Но и те, кто не прошел это развитые умные дети, которые с успехом могут учиться в других школах, и порой очень хороших школах. Родители, конечно, обижаются. Много разных слов приходится выслушивать в свой адрес. Причина в том, что мы преследуем несколько разные цели. Родители хотят дать детям престижное образование, которое поможет тем занять достойное место в жизни. Наша цель разглядеть искру исследовательского таланта, отыскать людей, способных двигать науку дальше. Хорошее образование лишь средство. И, увы, успехи в науке отнюдь не гарантируют жизненного благополучия.
Может быть, люди просто стремятся как-то преодолеть не сегодня возникший разрыв между школьными и вузовскими программами? Преобладает мнение, что поступление в высшее учебное заведение без помощи репетиторов невозможно.
У хороших учителей такого разрыва нет. Беда в том, что учителей старой формации, которые просто не умеют учить плохо, становится все меньше: они уходят на пенсию, уходят из жизни. А молодое пополнение, поставляемое пединститутами, вызывает крайне удручающее впечатление. Поэтому готовить из выпускников общеобразовательных школ квалифицированных специалистов становится все труднее. Это касается не только научных, но и инженерных кадров, причем не каких-то инженеров экстра-класса, способных решать уникальные задачи, но обычных инженеров-технологов, имеющих дело с задачами типовыми, давно решенными и ежедневно воспроизводимыми.
Как в этой связи оцениваете широко разрекламированный и, как говорят, уже решенный окончательно и бесповоротно эксперимент с введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ)?
В этом "эксперименте" заинтересованы только чиновники, его осуществляющие. Задача загнать большую часть образовательного бюджета страны в русло финансового потока, замыкаемого на Москву. Таков, впрочем, глубинный смысл всех нынешних российских реформ.
Часто приходится слышать сетования по поводу оскудения интереса к естественным наукам. Это действительно так?
Нижняя точка падения уже пройдена это начало-середина 90-х. Но если брать историческую перспективу, уровень математической подготовки школьников плавно падает где-то с начала 80-х годов, когда началась "реформа" математического образования в стране. Побуждения, естественно, были самыми благими сразу учить детей на правильном математическом языке. Получилось "как всегда". Мало того, что удобство языка вызывает определенные сомнения в кругах специалистов, он оказался чрезмерно сложен для основной массы учащихся. К такому повороту оказались не подготовленными и педагогические кадры. События последнего десятилетия ситуацию только усугубили. Поэтому очень сильных ребят объективно стало меньше, и даже нам приходится несколько снижать планку при поступлении, компенсируя это в процессе обучения. Тем не менее, сегодня интерес к точным наукам возрождается, конкурсы на естественные факультеты растут, и это внушает осторожный оптимизм.
Еще одна болевая точка: не секрет, что в НГУ становится все меньше иногородних студентов. А физматшкола как раз всегда была этакой палочкой-выручалочкой, не позволяющей нашему научному центру закуклиться в пределах Академгородка. Как обстоят дела сегодня?
География остается довольно широкой: Алтай, Хакасия, Омская область, Иркутск, Хабаровск, вплоть до Камчатки. Но на Западе Сибири начинает ощущаться конкуренция: в Ханты-Мансийске нефтяники создают математический центр и уже переманили от нас многих хороших специалистов. Деньги там вращаются очень серьезные. Мой коллега Михаил Петрович, доктор наук, блестящий математик, уже ряд лет трудится в Бразилии, но каждое лето, когда в южном полушарии зима, приезжает сюда. Так вот, он тоже получил приглашение от хантымансийских товарищей, и, по его словам, велик соблазн согласиться условия предлагают даже лучшие, чем в Бразилии!
Так что география, хоть и в урезанном виде (вместо больших групп по одному-два человека), сохраняется меняется социальная база. Меньше становится детей из тех слоев, которые традиционно поставляли большую часть наших учащихся: рабочих, технической интеллигенции. Пока на прежнем уровне держатся учителя. Зато больше становится выходцев из среднего класса, из семей бизнесменов, и это положительный сдвиг в их сознании. Если раньше многие из этих людей полагали, что достаточно купить диплом за деньги, то теперь начинают понимать значение качественного образования, осознавать, что одних синих корочек в кармане малинового пиджака не достаточно для того, чтобы занять достойное место в современной жизни нужны еще и знания в голове.
Помнится, в былые времена многие приезжали учиться из республик Средней Азии, в одночасье ставших "ближним зарубежьем".
Работу со странами СНГ мы вынуждены прекратить. Мы не можем позволить себе обучать иностранцев за счет средств российского бюджета. Показательный случай: мальчик из Казахстана отучился в летней школе и один год в зимней, потом уехал с родителями на постоянное место жительства в Германию. Там парня определили в хорошую школу. Но уровень преподавания математики уж очень невысок. Теперь родители просят: "Нельзя ли доучиться год в ФМШ?" Но с какой стати мы должны учить на наши скудные бюджетные рубли жителя ФРГ? В принципе, возможны и такие варианты, но только на основе полного финансового возмещения.
Вы затронули очень интересный вопрос о сравнительных достоинствах российского и зарубежного математического образования.
Несколько лет назад мне довелось побывать в одной элитной американской школе группа наших ребят выезжала на стажировку в США, я их сопровождал. Школа особая: готовит к поступлению в Гарвард, из нее вышли многие высокие чины администрации. Так наши дети первое время ходили с очумелыми глазами: уровень преподавания математики для домохозяек. Дают формулу, и кто первый подставит в нее нужные значения, тот и герой. Но наши-то привыкли совершенно к другому: они не терпят никакой приблизительности, им подавай точность! Может быть, с калькулятором они управляются хуже, зато доискиваются математического смысла. Теперь представьте: полгода такого времяпрепровождения, а экзамены-то придется сдавать дома по нашим, а не американским стандартам. Мне приходилось читать им лекции, причем часто забегая далеко вперед, в университетский курс иначе на их вопросы не ответить. Поэтому призывы "выйти на мировой уровень" применительно к математическому образованию в России означают одно нырнуть вниз.
Да, только что на переменке ребята в один голос говорили мне: "Очень хорошие преподаватели удивительно понятно объясняют!"
Может быть, стоит добавить такой маленький штрих для лучшего понимания нашей атмосферы. Помню, выпускник ФМШ Игорь Ким, уже будучи президентом "Сибакадембанка", в свой отпуск попросился в летнюю школу воспитателем. Еще одна барышня после физтеха (для меня барышня она уже доктор наук) преподает математику и работает воспитателем как обычная четверокурсница. Люди стремятся глотнуть воздуха ФМШ. Что сказать, это незабываемая часть нашей жизни!
На этой оптимистической ноте и закончим.
Подготовил Юрий Плотников.