СИБИРЬ. НАУКА. ПРЕССА

Наталья Алексеева

Снова об утечке мозгов

Июньский марш протеста ученых снова вернул на страницы газет проблему "утечки мозгов". (До этого в майских номерах "Поиска" было опубликовано обстоятельное исследование на эту тему И.Дежиной.)

По данным профсоюза Российской академии наук, за последние десять лет Россию покинули от 500 до 800 тысяч ученых. Все они уезжали в загранкомандировки, где и оставались...

Только из новосибирского Академгородка за последние годы уехало несколько тысяч высококвалифицированных специалистов. Удивляться тут нечему: если за границей наши ученые зарабатывают от двух с половиной до семи тысяч долларов в месяц, то в России их средняя зарплата составляет менее 3000 рублей. Основными странами, в которые "утекают мозги" России, являются США, Япония, Англия, Канада, Франция, Германия. В лидерах — программисты и специалисты по физико-химической биологии. Так, по оценкам, пять процентов выпускников НГУ сразу же после получения дипломов покидают Россию ("Утечка мозгов продолжается", РГ 5.07).

К любопытным выводам привел анализ индекса цитируемости российских ученых, работающих в России и за рубежом.

Составлен список российских ученых, имеющих за последние 7 лет более ста цитирований (ТОП-100). Главный вывод: в этом списке число российских ученых, работающих в России, в 3 раза превышает число выехавших за границу! То есть — "Лучшие ученые остались в России" (И 5.07). Небезынтересно распределение мест жительства российских ученых в ТОР-100: все зарубежные научные центры — 74, Москва — 136, Санкт-Петербург — 44, Новосибирск — 25, Дубна — 20, Черноголовка, Троицк — по 12, Екатеринбург — 8, Томск — 4, Протвино — 3, Пущино — 2, Казань, Пермь, Саратов, Уфа, Якутск, Переславль-Залесский, Ярославль, Ростов, Иркутск, Нижний Новгород — по 1.

Среди лидеров по наукам академики из СО РАН: по геологии — Н.Соболев, по техническим наукам — В.Панин, по физике элементарных частиц — А.Скринский.

Воспроизведу заключение статьи: "В любом случае индекс цитируемости говорит о том, что стоны о погибели российской науки преувеличены и искажают истинную картину. Эмигрируя на Запад, даже одаренный ученый часто снижает уровень своих притязаний и оказывается вытесненным из научной элиты. Нельзя не прислушаться к словам академика В.Садовничего: для ученого чрезвычайно опасно отрываться от своей школы, лишиться корней. Может быть, самый яркий и печальный пример такого поворота — Роальд Сагдеев, который когда-то был самым молодым академиком в стране".

В НГ-Науке (26.06) — большая статья "Индекс цитируемости российских ученых" со всеми подробностями проведенного анализа. Приведен список (неполный) 100 российских ученых, имеющих более 300 цитированных работ, опубликованных за последние 7 лет. Список, видимо, выборочный, в нем только 5 имен из области химии и биохимии, 1 — из геологии, 1 — из космологии, остальное — различные сферы физики. В этом списке 3 сотрудника Института ядерной физики СО РАН (А.Скринский. В.Тельнов, В.Фадин) и 1 геолог — Н.Соболев.

Какова динамика утечки мозгов?

Ведущая эмигрантская газета США "Русское слово" считает, что в последний год наметилась тенденция к возвращению научных авторитетов в Россию. В качестве примера "Русское слово" приводит проработавшего 10 лет на Западе Л.Мухина, который, вернувшись домой, стал заместителем директора Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН. Его воспоминания о работе за рубежом: "Работать приходится иногда по 12 часов, иначе трудно добиться успеха и можно лишиться места. 50 лет — критический возраст. При внешне хороших отношениях тебя могут выкинуть на улицу: до свиданья, ты с работой не справляешься. Чтобы закрепиться в Америке, там надо проработать не менее 10 лет. Тогда можно рассчитывать на пенсию, которая обеспечит нормальный уровень жизни. За 5 лет удается заработать лишь пособие на похороны".

Впечатления о сегодняшней российской науке — "Она гибнет. Исключение — научные центры, которые, как ВИАМ или Курчатовский институт, могут дать конкретную продукцию. Если же занимаешься фундаментальной наукой, то ты обречен, ничего бизнесу не продашь. Неудивительно, что "утечка умов" продолжается. Самая острая проблема для российской науки — это массовый отъезд из страны молодых специалистов, остановить который не удается".

На вопрос к Л.Мухину как к советнику председателя комитета Госдумы по образованию и науке — "что же делать?" — он ответил: "Универсального рецепта нет. В первую очередь необходимо финансирование. И какие-то изменения в организации науки. Кстати, в Америке эта система тоже не идеальна. Ученые жалуются, что половину времени тратят на написание грантов. Но какая-то форма нужна. У нас есть ученые, которые занимаются очковтирательством, но деньги получают. Необходимо наладить систему жесткой экспертизы, которая поможет выйти на рынок с конкурентоспособными предложениями. Это приведет к резкому сокращению людей в науке, но на это надо пойти. Без многих направлений, которыми мы занимались в прежние безбедные годы, можно обойтись. Даже внутри тех приоритетных направлений, которые названы Президиумом РАН, нужен жесткий отбор" ("Утечка мозгов становится моложе", И 5.07).

О снижении оттока молодых ученых за рубеж говорит и проректор Московского физтеха Ю.Самарский: "Для выпускников открылись новые возможности занятости. Правда, нередко это всевозможные научно-коммерческие структуры с преобладанием иностранного капитала. Но люди остались на родине, не уменьшив ее интеллектуальный потенциал" ("Утечка мозгов как физический недостаток. Молодой ученый — товар. Хорошо продается за рубежом", НоГ 22-24.07).

Как избежать утечки мозгов? Свои способы предложил ректор МГУ академик В.Садовничий. Один из способов — создание научных парков при университетах. Второй — так называемое оффшорное программирование. "Какие плюсы? Эти ребята живут в России, получают достойную зарплату (не менее 500 долларов) и производят продукт, который является общим — между фирмой и учредителями" (И 28.06).

Об одном из способов борьбы с утечкой мозгов говорит заместитель председателя СО РАН чл.-к. РАН Г.Кулипанов: "Единственный выход из этой проблемы — возможность заинтересовать ученого, воздействовать на его исследовательский азарт. Новое поколение ученых, как правило, не покидает институт и страну, если оно имеет возможность работать на новейшем оборудовании, новейших установках. Поэтому часть денег, которые зарабатывает СО РАН, мы тратим на изготовление нового оборудования, новых установок. Например, в последние годы в Институте ядерной физики создается новый лазер на свободных электронах. Аналогов в мире нет, и кто знает, сколько "молодых мозгов" благодаря этому приобретению мы оставили и оставим в стране" ("Научные школы — главное достояние сибирской науки" И 12.07). О вводе в эксплуатацию первой очереди этой установки — заметка "Расчет на заметный результат" (СС 6.08).

О математиках из новосибирского Академгородка, ныне работающих в Турции, статья "Теорема утюга" (И 2.08).

Взгляды на СО РАН и из СО РАН

"В последнее время Россия все чаще выступает в союзе с Западом. К сожалению, не всегда это сотрудничество бывает равноправным. Международные научные центры, созданные по инициативе Сибирского отделения РАН, показывают, что паритет все-таки возможен". Такая вводка предпослана в "Поиске" (N 27, 5.07) большой, на 2 полосы, подборке о международных научных центрах СО РАН. В интервью с начальником Управления организации научных исследований СО РАН В.Ермиковым рассказывается о сети этих центров и взаимных интересах и выгоде такого сотрудничества и для сибиряков, и для зарубежных коллег. В других материалах подборки подробнее — о Международном центре по аэрофизическим исследованиям в Институте теоретической и прикладной механики, о Международном центре региональных исследований на базе Института экономики и организации промышленного производства, подробнее всего — о Байкальском международном центре экологических исследований (BICER). Примечательно, что о нем говорит "Почетный доктор СО РАН" из Бельгии Я.Клеркс. Кроме высокой профессиональной оценки работы центра, он очень тепло отзывается о своих сибирских коллегах, особенно о той категории людей, которых он называет homo soveticus, но в смысле, противоположном ныне принятому. "Поколение от 35 до 55, выросшее после войны, — живой пример того, как в идеале должен был выглядеть советский человек. Они бескорыстны, честны, у них есть принципы, сильно развито чувство ответственности и солидарности. На этих людей можно положиться и в личном, и в профессиональном плане".

Во многих газетах получило освещение совместное заседание Президиума СО РАН, администрации области и мэрии, посвященное перспективам и направлениям развития новосибирского Академгородка ("Проект по обновлению", СС 13.07, "В Советском районе формируется ядро технополиса", НН 12.07, "Академгородок и раньше был особой территорией", ВН 6.07; "Абрис технополиса", П 19.07, "Вопрос жизни и смерти пока остается без ответа", "Новая газета" в Сибири" 17.07).

О том, как сейчас зарабатывают деньги институты новосибирского Академгородка — беседа с главным ученым секретарем СО РАН, чл.-к. РАН В.Фоминым. Главные проблемы выпуска наукоемкой продукции на заводах города — нежелание директорского корпуса идти на риск, а также (нередко) отсутствие высококвалифицированных инженеров-конструкторов и рабочих-профессионалов ("Деньги для науки", ВН 25.07).

Академик В.Пармон разъясняет в своих интервью необходимость включения в проекты национальной значимости (критерий — за срок 3-5 лет проект должен дать не менее одного процента ВВП) предложений ученых СО РАН по поиску углеводородного сырья, его добыче, транспортировке и переработке, особенно переработке глубокой, на базе достижений Института катализа ("Власть и наука: другие отношения", СС 27.07; "Катализатор прогресса", РГ 2.07).

По проблемам топливно-энергетического комплекса России активно выступает академик А.Конторович — недавняя его большая статья "Как ни удивительно, мы все еще богаты" (СС 19.07). Институт теплофизики СО РАН предложил для строительства в Новосибирске проект мусоросжигательного завода ("Миллионы долларов... в мусоре", ПГ 27.06)

КП в Новосибирске (23.07) посвятила целую полосу открытию в Центральном Сибирском ботаническом саду новых экспозиций ("Бонсай из кедра — это по-нашему"), а "Новая Сибирь" (26.07) рассказала о том, как сотрудники Института систематики и экологии животных локализовали вспышку численности опасного вредителя леса — непарного шелкопряда — в Онгудайском районе Республики Алтай. Для этого они разработали и производят в институте препарат, влияющий на хромосомы вредителя (только этого!) и передающийся потомкам ("СПИД для бабочки").

Об историках. На международной конференции "Славянский мир: общность и многообразие" в Новосибирске Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил орденом Митрополита Макария академика Н.Покровского, автора более двухсот публикаций по проблемам русской истории XVI-XX веков. Историки СО РАН уделяют немало внимания "белым пятнам" современной истории. Вышла книга И.Павловой "Механизм власти и строительство сталинского социализма" — об одной из ее глав обстоятельно рассказал Р.Нотман в статье "Диктаторский механизм власти" (СС 10.07). Новосибирские историки вникают в проблему "Что мы знаем и не знаем о Великой отечественной" (ВН 22.06), участвуют в работе над первой энциклопедией Новосибирска ("Энциклопедию пишут не чиновники", ВН 25.06).

Об уникальной для Сибири библиотеке — ГПНТБ — статьи "Шедевры рождаются сегодня", НГ 17.06; "Сокровищница научной и культурной мысли", МС 31.07).

Угрозы планете

СМИ не устают запугивать человечество глобальными катастрофами. Большая часть этих пророчеств не поддерживается учеными.

Газеты мира сообщили, что Земле угрожает гибель от звезды Эйч Ар 82210, которая, превратившись в сверхновую, способна уничтожить жизнь на нашей планете. Директор Астрокосмического центра Физического института им. П.Лебедева академик Н.Кардашев считает, что "такой сценарий является пока чисто гипотетическим — ближайшие десятки тысяч лет на Земле можно спать спокойно". Куда большую опасность предоставляет столкновение Земли с астероидом, что может произойти в несопоставимо более короткие сроки" ("Любимый шарик может спать спокойно", РГ 21.06).

Прошел месяц — и по мировым агентствам СМИ прокатилась волна ужасающих предсказаний о том, что 1 февраля 2019 года с Землей может столкнуться гигантский астероид диаметром более 2 километров. И следствием этого может стать гибель целого континента, необратимые изменения климата ("Прилетит вдруг волшебник... и бесплатно покажет кино", И 25.07, "Через 17 лет наступит очередной конец света", Тр 25.07). Правда, уже через неделю сотрудник Института радиоэлектроники РАН А.Зайцев, ведущий специалист России по исследованию космических объектов методом радиолокации, подверг сомнению эти прогнозы — такие страхи бывали уже не раз, но после тщательных наблюдений все 15 тысяч открытых на сегодня астероидов отнесены к совершенно безопасным для землян ("Астероид пролетит мимо", ВН 1.08).

Но если вдруг возникнет реальная опасность, то у новосибирского ученого Ю.Ведерникова есть способ — "гравитационный аркан". Идея состоит в том, чтобы снабдить угрожающие Земле астероиды искусственными спутниками, которые изменят его траекторию. Можно также "расстрелять" астероид ракетой с ядерным зарядом, но ядерные испытания в космосе запрещены ООН ("Гравитационный аркан", И 2.08; "Астероид на аркане", "Версты" 6.08).

А вот академик А.Боярчук, директор Института астрономии РАН, настроен более скептически: "Все наши вычисления не так точны... Пока реальная защита Земли (от астероидов) — это фантастика или фантазия. Более реальна опасность объектов типа Тунгусского метеорита. Малое кометное тело может незаметно подлететь к Земле, и мы обнаружим его слишком поздно, когда сделать ничего уже будет нельзя..." ("Зачем перекрашивать астероид", МК в Н, N 25).

Еще одна космическая угроза — вспышки на Солнце и инициируемые ими магнитные бури. Были гипотезы, что именно из-за этого произошли недавние катастрофы с самолетами на Украине и в России. Однако в Институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН утверждают, что это не так. Достаточно большая вспышка была, действительно, 26 июля, но "солнечный ветер" от нее дошел до Земли уже после падения обоих самолетов. Самая страшная дезинформация, считают в институте, это безграмотные прогнозы геофизической обстановки и "неблагоприятных дней", которые мы регулярно слышим и читаем в СМИ. Эти прогнозы абсолютно не совпадают с даваемыми Центром прогнозов геофизической обстановки в ИЗМИРАНе. Между тем, именно его прогноз сильнейшей вспышки в июле 2000 г. позволил спасти российский геофизический спутник "Океан", а японский — потерял ориентацию и упал на Землю ("Солнечный ветер сдувает лапшу с ушей", Тр 8.08, "Губительное Солнце?", АиФ N 31).

Утешительный прогноз сделала московский астроном Л.Зайцева — "Магнитных бурь не будет" (И 9.08). По крайней мере, в ближайшие пять лет, поскольку солнечная активность будет спадать. А лет через 100-150 достигнет абсолютного минимума.

К несчастью, человечество уже и само может генерировать вредные излучения в масштабе планеты. В Госдуме сейчас готовится обращение к Президенту России и международным организациям о потенциальной опасности широкомасштабных экспериментов по целенаправленному и мощному воздействию на околоземную среду радиоволнами высокой частоты, которые планируются на 2003 г. в США. В ходе экспериментов уже было получено взаимодействие искусственных плазменных образований с магнитосферой Земли, что позволяет говорить о возможности создания систем геофизического оружия ("Нет — оружию третьего тысячелетия!" ПГ 25.07).

А если спуститься с небес на грешную землю, то, как выявили в Санкт-Петербургском филиале ИЗМИРАН, пассажиры и работники метрополитена подвергаются вредному воздействию сильных электромагнитных полей сверхнизкой частоты, в сотни раз превосходящих большие геомагнитные бури. Среди работников метро гораздо выше процент ишемической болезни сердца, да и у пассажиров нередки случаи внезапных сердечных приступов ("Версты", 23.07).

Есть и другая информация о нашей планете. По данным Центрального института военно-технической информации (ЦИВТИ) Минобороны, одним из главных источников происходящего в течение последних 150 лет дрейфа магнитных полюсов Земле является вхождение Солнечной системы в определенную энергонасыщенную зону нашей Галактики. По свидетельству профессора А.Дмитриева из Объединенного института геологии, геофизики и минералогии СО РАН "пространство, которое окружает Землю, находится в постоянном магнитоэлектрическом "мерцании". Появляются условия для резких колебаний температур, зарождения тайфунов, ураганов.

По мнению ЦИВТИ, правящие круги США уже к середине XX века получили сведения в нарастающих планетарных деструкциях и стали их всесторонне и скрытно учитывать в своей долгосрочной геостратегии ("Почему и куда дрейфуют магнитные полюса Земли?" СС, совместно с "Интерфакс-Время", 12.07). Еще одна статья на эту тему — беседа с А.Дмитриевым "Климатическая машина Земли полностью разрегулирована. Ждите катастроф" (ВН 27.06).

Об угрозе самоуничтожения нашей цивилизации из-за непомерного истребления природных ресурсов — в другой раз.

(По материалам прессы за июнь-август 2002)

Сокращения: АиФ — "Аргументы и факты", ВН — "Вечерний Новосибирск"", И — "Известия", КП — "Комсомольская правда"", МК — "Московский комсомолец", МС — "Молодость Сибири", НН — "Новосибирские новости", НГ — "Независимая газета", НоГ — "Новая газета", П — "Поиск", ПГ — "Парламентская газета", РГ — "Российская газета", СР — "Советская Россия", СС — "Советская Сибирь", Тр — "Трибуна".